Авторская статья. Организация наставничества начинающих педагогов ДОУ
статья
Авторская статья. Организация наставничества начинающих педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_2.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация наставничества начинающих педагогов в ДОУ
О. А. Караульнова, заведующий;
И. В. Петрова, старший воспитатель
Л.А. Кузора, воспитатель
МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»
пгт.Тяжинский, Кемеровская область - Кузбасс
В статье раскрываются трудности молодого педагога в начале работы, цель и задачи наставничества, этапы становления молодого специалиста, этапы работы по наставничеству, оценка результатов работы, а также литература, которую можно использовать в работе наставника.
Ключевые слова: наставничество, молодой педагог, задачи наставничества, этапы наставничества.
Особенностью трудовой деятельности начинающих педагогов является то, что с первого дня работы у них те же обязанности, и несут они ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем. Родители, администрация и коллеги по работе ожидают от молодого специалиста такого же профессионализма, как и от педагогов - стажистов. Но, вместе с тем, начинающие педагоги испытывают немало трудностей в начале своего профессионального пути. Они сталкиваются с неуверенностью во взаимодействии с детьми, их родителями, переживают за результат своей работы, боятся осуждения администрации и коллег с большим опытом. Поэтому молодые педагоги, которые не получают поддержки от коллег и администрации в первые годы своей работы, чувствуют себя неуверенными, «заброшенными», и в итоге разочаровываются в профессии.
Помочь решить эту проблему в первую очередь могут наставники – опытные педагоги, которые могут прийти на помощь, направить, подсказать молодому педагогу. Поэтому одним из приоритетных направлений работы администрации и педагогического коллектива нашего ДОУ стало создание системы наставничества, цель которой – организация и создание мотивации у молодых педагогов.
Приказом руководителя утверждена инициативная группа – Совет наставников, в состав которой входят опытные педагоги. Целью работы Совета наставников является оказание методической и организационной помощи наставникам и молодым педагогам в планировании их деятельности, обмена опытом между наставниками, распространения положительного опыта наставничества, оказания помощи в подборе и координации деятельности наставников, а также повышения эффективности социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов.
Задачи Совета наставников:
- оказание методической и организационной помощи наставникам и молодым педагогам;
- анализ деятельности наставников и выработка предложений по развитию практики наставничества;
- разработка проектов мероприятий, направленных на повышение эффективности наставничества;
- выработка новых форм наставничества, технологий их апробации и внедрения.
В ДОУ разработан маршрут наставничества и подобран инструментарий. Программа наставничества реализуется с сентября 2022 года, организуется в 3 этапа:
‒ адаптация (освоение профессии, её ценностей, приобретение автономности);
‒ стабилизация (профессиональная компетентность, успешность в работе,
прохождение соответствия занимаемой должности);
‒ преобразование (автономность и способность к инновационной деятельности) [2].
1 этап – диагностический (адаптационный). Он включает в себя: знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя; изучение нормативно-правовой базы особенности ведения документации; беседу – знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы; анкетирование начинающего педагога с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования. Соответствующие мероприятия наставник включает в план наставничества. В плане оформляется графа «отметка о выполнении», которая дает возможность внести изменения в течение учебного и отражаются достижения педагога.
2 этап – практический – педагог-наставник помогает сформировать свой арсенал методов и приемов работы, учит их правильно использовать, обучает педагогическим технологиям. На этом этапе осуществляется изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ, наставником проводятся консультаций на различные темы, открытые показы занятий, режимных моментов, семинары-практикумы, мастер-классы, показ технологии работы с родителями, повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, привлечение начинающих воспитателей к участию в методических мероприятиях различного уровня. На этом этапе определяется тема самообразования, составляется план самообразования, начинается пополнение портфолио.
3 этап – аналитический – контроль работы молодого педагога. Наставник отслеживает, как педагог выполняет его рекомендации и исправляет недочеты в работе. Предполагаются разные формы контроля. Это посещение занятий, режимных моментов в группе молодого педагога, анализ документации, взаимодействия с детьми и родителями [1].
Данная деятельность приносит множество положительных результатов. Налаживается плодотворное сотрудничество между коллегами, снижается сменяемость коллектива. Повышается общая активность – педагоги активнее участвуют в конкурсном движении, повышении квалификации, изучении новых технологий, представлении опыта работы. Повышается уровень компетентности начинающих педагогов. Работа с молодыми специалистами помогает и наставникам повысить свою профессиональную компетенцию, активность в изучении методической литературы, участие в педагогических конкурсах, конференциях, использовать в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, педагоги-стажисты приобретают новые знания в области информационно-коммуникационных технологий и опыт создания собственных электронных образовательных ресурсов.
По результатам внедрения системы наставничества в ДОУ приходим к выводу, что работа по данному направлению благоприятно влияет на весь коллектив, в первую очередь обеспечивая легкую адаптацию и вливание в коллектив молодых педагогов, а также его общую сплоченность.
Литература
- Беляева, И. В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами / И. В. Беляева. - Текст : непосредственный // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2008. — № 12.
- Кириллова, Т. П. Организация наставнической деятельности по модели «Педагог-педагог» / Т. П. Кириллова Текст : электронный URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/opyt-raboty-po-organizacii-nastavnichest.7472738/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. «Организация совместной деятельности педагога с воспитанниками как механизм достижения образовательных результатов»
https://ok.ru/profile/573690554455...
Организация наставничества молодых педагогов в ДОУ проект "Путь в профессию"
Наставничество – это планомерная работа по передаче навыков от начальника к подчиненному. Как институт обычно существует в крупных компаниях. Возведенное директорами в ранг философии фирмы,...
Приказ об организации наставничества над педагогами на период 2021-2022 учебного года
Приказ об организации наставничества над педагогами на период 2021-2022 учебного года...
Авторская статья в журнале Справочник педагога-психолога. Детский сад №3,2018
Сценарий деловой игры поможет педагогам актуализировать знания о речевом развитии детей дошкольного возраста. ...
Программа организации наставничества «Успешный педагог»
Программа организации наставничества «Успешный педагог» разработана с целью организации работы по обеспечению помощи и поддержки начинающим педагогам в становлении их профессиональной комп...
Авторская статья. Организация наставничества в дошкольной образовательной организации
Организация наставничества в дошкольной образовательной организации...
Статья "Организация наставничества - приоритетная форма повышения профессионального мастерства педагога дошкольного образовательного учреждения"
Данная статья опубликована в международном научном журнале "Молодой ученый" . Спецвыпуск. Методическая копилка педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Волжского 2023-год Нас...