Авторская статья в журнале Справочник педагога-психолога. Детский сад №3,2018
статья по психологии
Сценарий деловой игры поможет педагогам актуализировать знания о речевом развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Журнал
3
Оксана Клюева
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида “Сказка”», пос. Унъюган, Октябрьский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие дошкольников»
Предлагаем сценарий деловой игры, которая поможет педагогам актуализировать знания о речевом развитии детей дошкольного возраста. Проведите игру с воспитателями нескольких детских садов, чтобы они могли обменяться опытом с коллегами.
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК |
Участники: воспитатели. |
Цель: уточнить знания и умения педагогов по проблеме речевого развития детей. |
Задачи: |
Материалы и оборудование: раздаточные материалы для конкурсов, два мольберта. |
Продолжительность: 40 минут. |
Часть 1. Вводная
5 мин
Педагог-психолог:
Добрый день, уважаемые коллеги! Игра – ведущая деятельность дошкольника, но взрослые любят играть не меньше, чем дети. Сегодня я предлагаю поиграть. Из игры вы узнаете много нового, нужного и интересного.
Упражнение «Литературная страница»
Педагог-психолог:
Для начала нам нужно собрать две команды по семь человек. Я буду задавать вопросы. Участник, который первым ответит на вопрос правильно, занимает место в команде.
1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок». («Рукавичка».)
3. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)
4. Известный советский писатель, который написал много стихотворных сказок для детей. (Корней Чуковский.)
5. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
6. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)
7. О каком зверьке Самуил Маршак написал сказку в умном и глупом вариантах? (О мышонке.)
8. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)
9. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)
10. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)
11. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)
12. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».)
13. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Павел Бажов.)
14. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Петр Ершов.)
Педагог-психолог:
Вот наши команды: команда «Знайки» и команда «Грамотеи». Это команды не соперников, а друзей, людей, которые уважают и ценят друг друга. Наша игра – шутка и повод побыть всем вместе и интересно провести время! Команды поприветствуйте друг друга аплодисментами.
Часть 2. Основная
32 мин
Педагог-психолог:
Уважаемые участники, вас ожидают занимательные вопросы, конкурсы и задания. Поскольку игра – соревнование, нам не обойтись без жюри. Поприветствуем членов нашего жюри (руководители детских садов, воспитатели которых участвуют в игре). Они будут следить за игрой и оценивать конкурсы. Просим занять места.
Жюри, как видите, у нас достойно уваженья!
Им приходилось – и не раз – оценивать сраженья!
Итак, жюри мы доверяем – судьбу команд вручаем!
Болельщиков предупреждаем, что встреча будет горяча!
И им от всей души желаем болеть без вызова врача!
А теперь пожелаю всем: Победившим – не хвалиться,
Проигравшим – не реветь!
Разминка «Сказочный конкурс»
Педагог-психолог:
Правила простые: за каждый правильный ответ команда получает два балла. Я задаю вопросы, команды по очереди отвечают.
1. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды бегемота вытащил он из болота.
Он известен, знаменит, это доктор… (Айболит.)
2. Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок все ж попался… (Колобок.)
3. «Нам не страшен серый волк, серый волк – зубами щелк» –
Эту песню пели звонко три веселых… (поросенка.)
4. Кто великий умывальник, умывальников начальник?
Кто мочалок командир? Это добрый… (Мойдодыр.)
5. Что за странный человечек деревянный
На земле и под водой ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный. Кто же это? (Буратино.)
6. Вы сказки помните из книг любимых и мне ответите сейчас:
Кто охотился за Буратино? Ну конечно, злой разбойник… (Карабас.)
Конкурс «“Да” или “Нет”»
Педагог-психолог:
Я зачитаю утверждения, а вы по очереди ответите, верны ли они. Отвечайте кратко: «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ команда получает один балл.
1. Общение – ведущее средство развития речи. (Да.)
2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
3. Сначала ребенка нужно обучать рассказывать по памяти, а затем – по воображению. (Да.)
4. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет.)
5. Оснащение группы разнообразным оборудованием относится к разделу развития речи детей. (Нет.)
6. Детей пяти лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносят звуки.)
7. С помощью повторного чтения можно сформировать восприятие литературного произведения. (Да.)
8. Логопед, а не воспитатели должен формировать звуковую культуру речи. (Нет.)
Конкурс «Расскажи стихи руками»
Педагог-психолог:
Посмотрим, чьи пальчики самые артистичные и гибкие. Выберите двух участников из своей команды. Подойдите ко мне. Я прочитаю короткие стишки, а вы будете показывать их на пальцах. Жюри оценивает оригинальность и многогранность показа. Максимальная оценка – пять баллов.
Вот мостик горбатый,
Вот козлик рогатый.
На мостике встретил он серого брата.
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться.
И с козликом козлик стали бодаться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались
И в речке глубокой вдвоем оказались.
Сидит зайка на опушке,
Поднимает зайка ушки.
Слышит: шорох раздается.
За кустом лиса крадется.
Вот лиса раскрыла пасть!
Зайка – скок, скок, скок,
Прыгнул вбок – и наутек!
Конкурс «Структурируйте приемы»
Подготовьте для каждой команды карточки с приемами обучения рассказыванию: совместное рассказывание, образец рассказа, частичный образец – начало или конец рассказа, анализ образца рассказа, план рассказа, коллективное составление рассказа, составление рассказа подгруппами, составление рассказа по частям, моделирование.
Педагог-психолог:
Перед вами на мольбертах вразброс прикреплены карточки с приемами обучения рассказыванию. Разложите их в правильной последовательности. Жюри оценивает конкурс по пятибалльной шкале.
Конкурс «Соотнесите приемы с методами»
Подготовьте карточки для конкурса. На карточках перечислите приемы, с помощью которых воспитатели знакомят детей с литературой:1. Чтение произведения, вопросы по содержанию произведения, пересказ произведения, заучивание наизусть, выразительное чтение, беседа по произведению, прослушивание грамзаписи. (Ответ: словесный метод.)2. Элементы инсценировки, игры-драматизации, дидактические игры, театрализованные игры, разные виды театра, игровая деятельность. (Ответ: практический метод.)3. Показ иллюстраций и игрушек, элементы инсценировки, движения пальцами и руками, схемы, алгоритмы, просмотр видеофильмов и диафильмов, оформление выставки. (Ответ: наглядный метод.)
Педагог-психолог:
Существуют три метода ознакомления детей с литературой. Давайте вспомним какие? Верно, словесный, практический и наглядный. Подберите к каждому из них приемы. Каждая команда будет по очереди вытягивать карточки, на которых написаны приемы ознакомления детей с литературой. Вы должны выбрать, к какому методу относится этот прием и прикрепить его к мольберту. Жюри оценивает каждый правильный ответ в один балл.
Конкурс «Мозговой штурм»
Подготовьте для каждой команды список задач, которые воспитатели решают, когда знакомят дошкольников с художественной литературой. В список включите задачи, которые соответствуют одной возрастной группе.
Педагог-психолог:
Вы получили список задач по ознакомлению детей с художественной литературой. Посовещайтесь и ответьте, какой возрастной группе соответствуют эти задачи.
Задачи для первой команды. Научить внимательно слушать сказки, стихи и рассказы, следить за развитием действия, сочувствовать положительным героям, понимать смысл произведения, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности, выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения. (Ответ: вторая младшая группа.)Задачи для второй команды. Научить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра, эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения, понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; развить поэтический слух и интонационную выразительность речи. (Ответ: подготовительная к школе группа.)
Конкурс «Сказка»
Педагог-психолог:
Трудно представить детство без сказок и детских книг! Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения.
Предлагаю каждой команде составить свою сказку. Максимальный балл, который может получить команда, – пять баллов.
Задание для болельщиков «Назовите требования»
Предложите болельщикам перечислить основные требования к оформлению книжных уголков.Ответы: Рациональное размещение в группе. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы. Соответствие интересам детей. Постоянная сменяемость. Эстетическое оформление. Востребованность.
Игра для болельщиков «Расшифруй сказку»
Предложите болельщикам игру. Пригласите всех желающих выйти и разделите их на две команды. Для игры подготовьте по три набора букв для каждой команды.
1. КАШЕЧРОХАВ («Хаврошечка»). БОКЛОКО («Колобок»). ЗОРКОМО («Морозко»).
2. ГУКАРОСНЕЧ («Снегурочка»). КОМЕРЕТ («Теремок»). ЩЕИНАКАТАР («Тараканище»).
Педагог-психолог:
В наборах букв зашифрованы русские народные сказки. Соберите правильные названия. Ответы составьте из букв. Победит команда, которая первой соберет правильные названия.
Попросите болельщиков занять свои места. Вернитесь к командам и предложите им рассказать сказки, которые они придумали.
Часть 3. Заключительная
3 мин
Педагог-психолог:
Наступил важный момент – жюри подвело итоги. Кто бы ни оказался впереди, сегодня победила дружба, смекалка и находчивость. Слово членам жюри.
Члены жюри называют команду-победителя и вручают участникам грамоты.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочник педагога - психолога МЦФЭР образование
Справочник педагога психолога. МЦФЭР оброзования....
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Справочник педагога-психолога
2011год...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога-психолога МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33» на 2018-2023 уч. годы
Актуальность темыДошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности...
План повышения квалификации (самообразования) педагога-психолога МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2014 – 2018 г.г.
В настоящее время неоднократно звучит мысль о том, что создание системы образования для детей дошкольного возраста является из основных направлений продолжения модернизации российского образования. Пр...
Преемственность со школой в вопросах сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ Носова М. В., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №138» г.о. Самара Барановская Е.В. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №138» г.о. Самара статья в сборник "Педжурнал"
http://csoso.ru/wp-content/uploads/2017/02/1-2018.pdf...
Психологическая помощь детям в группах кратковременного пребывания / И. Никитина, И. Дергунова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2018. – № 7. –С. 22–30. – ISSN 2221-5085
Психологическая помощь детям в группах кратковременного пребывания / И. Никитина, И. Дер...