Сопровождение детей с ОВЗ как система взаимодействия всех специалистов детского сада
статья

Смирнова Анна Андреевна

В статье представлен опыт работы и система сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопровождение детей с ОВЗ как система взаимодействия всех специалистов детского сада

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ является острой и актуальной на сегодняшний день. 

Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ в ДОУ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками.

Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям.

В группе, в различных видах деятельности привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в игре, в занятиях физкультурой в физкультурном зале, в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках.

В процессе обучения сюжетно-ролевым играм, играм-драматизациям, где воссоздаем социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений.

Социально значимой задачей в работе воспитателя с детьми с ОВЗ является подготовка детей к успешному обучению в школе.

Коррекционно-образовательную деятельность в группах нашего детского сада с детьми с ОВЗ ведут воспитатель, учитель-дефектолог педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Педагоги выявляют интересы, склонности, способности, детей к различным видам деятельности, оказывают помощь в поисках «себя», создают условия для индивидуального развития каждого ребенка.
         В группах детского сада педагоги создают благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка, условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.    

Ожидание успеха в решении затруднений ребенка с нарушением слуха, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов, умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка - вот наш девиз в работе с детьми ОВЗ.

Педагоги закрепляют речевые навыки на индивидуальных занятиях, занимаются активизацией словарного запаса детей в процессе режимных моментов, в игровой форме развивают все психические процессы.

Задача всех участников образовательного процесса: выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями.

В работе с родителями используются различные формы работы: консультирование, в детском саду успешно функционирует консультационный центр, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, где родители могли видеть достижения своего ребенка, участвовать в них. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям.

Мы отходим от фронтальных форм обучения дошкольников, широко внедряя интегрированные формы работы с дошкольниками. Формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка-инвалида, внедряется модульная организация образовательных программ.

Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

          Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей, устранение имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов детского сада по медико – психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста

Взаимодействие специалистов детского сада по медико –  психолого - педагогическому сопровождению детей в группах раннего возраста ( семинар – практикум в рамках Круглого стола методического ...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»

laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...

«Сопровождение детей с ОВЗ как система деятельности всех специалистов детского сада»

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ является острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов...

Модель взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе использования дидактических игр для развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Модель взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сотрудничество с детьми в ходе использования дидактических игр для развития сенсор...

Модель развития экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами детского сада, окружающим социумом, предусматривающую сот

Модель  развития  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности в рамках взаимодействия с родителями воспитанников, специа...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследовани...