Система взаимодействия всех специалистов ДОУ в обучении и воспитании детей с ОВЗ и инвалидов в условиях регионального образовательного пространства
материал
- проанализировать региональные проблемы инклюзивного и специального образования
- обменяться опытом по решению вопросов реализации качественного и доступного образования для обучающихся с ОВЗ
- повысить профессиональную компетентность специалистов, развивающих практику инклюзивного и специального образования в условиях регионального образовательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vzaimodeystviya_spetsialistov_dou.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ладушка»
В ДОУ ЦРР детский сад № 104 «Ладушка» Работают четыре комбинированные , две компенсирующие группы. Сказка- 11 детей с ТНР, 7 детей с ЗПР, 8 детей инвалида (двойной статус) Улыбка- 14 детей с ТНР, 5 детей с ЗПР, 2 ребенка с РАС, 4 ребенка инвалида(двойной статус) Почемучка – 4 ребенка с ТНР, 1 ребенок инвалид(двойной статус) Умка – 1 ребенок с ТНР, 1 ребенок с ЗПР Солнышко – 3 ребенка с ТНР ГКП «Теремок» – 3 детей ЗПР, 3 ребенка инвалида (двойной статус) ______________________________________________________________________________________________________________________ Всего насчитывается 53 ребенка с ОВЗ : Детей с инвалидностью 18 РАС – 3 • ЗПР – 16 ТНР – 33 • РОП ЦНС – 1
В нашем деском саду активно совместно работают: 3 учителя-логопеда Тьютор 2 педагога-психолога Дефектолог Инструктор физкультуры 2 музыкальных руководителя
Модель взаимодействия специалистов при работе с детьми–инвалидами и детьми ОВЗ в ДОУ Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ Учитель-логопед Учитель-дефектолог тьютор Педагог-психолог Инструктор физкультуры Музыкальный руководитель Воспитатель Старшая медсестра Администрация ДОУ
Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приёмов работы. На подгрупповых занятиях учитель-дефектолог осуществляет ознакомление детей с предметным окружением и формирует элементарные математические представления. В это же время учитель-логопед формирует лексико-грамматический строй языка и развивает связную речь детей, а также формирует звукопроизношение и занимается подготовкой к обучению грамоте. У читель-логопед подбирает речевой материал для детей, учитель-дефектолог регулирует познавательную составляющую. Оба специалиста учитывают возрастные, интеллектуальные и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ Учитель-логопед Учитель-дефектолог
Тьютор помогает детям с ТНР во время занятия удерживать внимание на уроке, выполнять требования учителя-логопеда и поддерживать адекватное общение со своими сверстниками. Эффективное взаимодействие учителя-логопеда и тьютора существенно облегчает, как работу тьютора , так и делает более эффективным процесс логопедической коррекционной работы. Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ Учитель-логопед тьютор
Работа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях осуществляется контроль речи детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звука. Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ Учитель-логопед Педагог-психолог
Выполнение общекорригирующих упражнений, направленных на нормализацию мышечного тонуса, упорядочения темпа движений, синхронного между движениями и речью. Использование упражнений на развитие общей и мелкой моторики особенно актуальны в наших северных условиях, так как дети дошколята в зимнее время находятся больше в помещении, по САНПИН гуляют до - 15 °С, что является отрицательным фактором в физическом развитии. Инструктор физкультуры Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ Учитель-логопед
Воспитание чувства ритма, ориентировки в пространстве, развитие слухового восприятия, двигательной памяти. Ритмические игры на с заданиями на ориентировку в пространстве, распевки , вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Упражнения на развитие правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха. Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ Учитель-логопед Музыкальный руководитель
Речевое развитие Развитие фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а таже в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи) Расширение и активизация словарного запаса детей. Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности Развитие познавательных интересов детей в ходе НОД, игры, самостоятельной деятельности. Ребенок-инвалид и ребенок с ОВЗ Учитель-логопед Воспитатель
Основная проблема работы учителя-логопеда с учетом региональной особенности БИЛИНГВИЗМ В любом случае билингвизма для детей с речевыми нарушениями является отягчающим фактором. Задача учителя-логопеда определить направления работы с двуязычными детьми, в частности по направлениям: - формирование правильного звукопроизношения. - формирование фонематического восприятия. - формирование грамматического строя. - развитие связной речи в целом. - работа над слоговой структурой речи. - формирование правильного ударения в словах. При этом учитель-логопед обязательно должен учитывать психологическое состояние ребенка, который находится в иной языковой среде, и принимать во внимание особенности культуры другого языка. Требуется быть хорошим диагностом, чтобы исключить ошибки при выборе образовательного маршрута.
Работа с билингвами в детском саду Начинать работу с детьми – билингвистами следует с проведения дифференциальной диагностики. Основой диагностики является дифференциация ошибок неосвоенного двуязычия (интерференции) и ошибок, обусловленных недоразвитием различных сторон речи (патологии) . Дети с ошибками обусловленными интерференцией более успешно усваивают учебный материал. Дети же, имеющие патологические нарушения, испытывают значительные трудности в овладении языками без специальной логопедической помощи , у них может случиться вторичное отставание в психическом развитии. Наиболее достоверные сведения о речевом развитии ребенка в целом можно получить, проведя обследование как на родном, так и на русском языке. Здесь помощь логопеду могут оказать родители ребёнка.
Работа с билингвами в детском саду В логопедической работе по преодолению речевых нарушений у двуязычных детей реализуется 4 группы задач : - Сформированность звукопроизношения. - Обогащение словаря. - Овладение грамматикой русского языка. - Развитие связной речи. Для реализации этих задач необходимо тесное взаимодействие логопеда с работниками образовательного учреждения и родителями. Иногда, родителям детей с билингвизмом необходимо объяснять необходимость коррекционной работы с ребенком . Необходима просветительская работа : родительские собрания, психолого-педагогические консилиумы консультации, посещение занятий, работа фокус-группы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...
«Организация обучения и воспитания детей с овз и детей – инвалидов в рамках сетевого взаимодействия»
Всем нам известно, что основными сферами жизнедеятельности человека является: семейные и личностные отношения, здоровье и физическая форма, личное и профессиональное совершенствование, финансы и карье...
Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками....
Статья: "Взаимодействие специалистов психолого-педагогического консилиума (ППк) дошкольной образовательной организации при обучении и воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья".
В настоящее время одной из важных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению является инклюзивным, то е...
Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном воспитатльно-образовательном пространстве
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ Составила: социальный педагог, Никитенкова Вероника Владимировна...
Сопровождение детей с ОВЗ как система взаимодействия всех специалистов детского сада
В статье представлен опыт работы и система сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной организации. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную...