Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
статья (младшая группа)

Гудкова Алена Сергеевна

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.

Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследования мы изучали труды великих педагогов и исследователей по данной теме. Мы предполагаем, что содержание данной программы поможет детям пройти адаптационный путь без каких-либо патологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_1.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Гудкова Алена

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 436»

г.Нижний Новгород

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация: Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.

Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследования мы изучали труды великих педагогов и исследователей по данной теме. Мы предполагаем, что содержание данной программы поможет детям пройти адаптационный путь без каких-либо патологий.

Ключевые слова: ранний возраст, психолого – педагогическое сопровождение, дети дошкольного возраста.

Вопрос адаптации человека к видоизменившимся условиям жизни существовал и остаётся важным в наше время. Данная проблема захватывает умы научных и практических исследователей. Наиболее актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда малыш с домашней стабильной среды переходит в иную, порой наиболее агрессивную среду. При поступлении детей в дошкольную организацию совершается перемена стереотипов: с знакомой домашней обстановки ребенок поступает в непривычное окружение, где всё так неизвестно. Четкий порядок дня, дефицит родителей, иной образ общения, новейшие условия к поведению, постоянная связь с ровесниками, новейшее место – все эти перемены формируют для детей напряженную обстановку. В итоге нарушается сон, аппетит, зарождаются различные страхи, ребенок не желает играть с другими детьми, все это без исключения сопутствуется соматическими недугами, порой переходящими в хронические заболевания. Непосредственно по этой причине, насколько быстро и менее негативно пройдет процесс адаптации, настолько благоприятным станет состояние детей и его самочувствие.

К вопросу о сложностях адаптационного периода подходили и отечественные, и зарубежные исследователи: Аксарина Н.М., Тонкова – Ямпольская Р.В., Шмидт – Кольмер Е. и др.

Теплюк С. изучила деятельность дошкольных учреждений в момент адаптации обнаружила, что этот вопрос – один из недостаточно решаемых. Педагоги групп никак не готовы оказывать вновь поступившим ребятам квалифицированную помощь и психолого-педагогическую помощь; они зачастую показывают дефицит умений грамотного построения отношений с родителями новеньких.

В связи с этим, она советует, методисту и психологу укрепить работу с персоналом в данном направлении: систематично освещать ранее не известные подходы к выявлению таких тем, равно как ведущая роль взрослого в формировании детей (Г.М. Лямина), этапы развития общения взрослого с ребенком (С.Ю. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева), фактическое использование данных знаний в условиях адаптации (Н.Д. Ватунина), диагностическая методика адаптационного профиля (Е.И. Морозова).

Гипотеза исследования – продолжительность и эффективность адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада зависит от специфики психолого – педагогического воздействия.

Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:

1.        Раскрыть основные теоретические подходы к изучению проблемы исследования.

2.        Изучить и проанализировать условия адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.

3.        Разработка и апробация программы психолого – педагогическое сопровождение детей от года до трех лет в период их адаптации к условиям детского сада.

4.        Проверка эффективности работы по психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации.

Для эффективной адаптации мы разработали содержание для программы психолого – педагогического сопровождения ребенка с года до 3-х лет в момент адаптации к условиям ДОО.

Программа включает 3 блока6 работа с ребенком, с родителями и с педагогами.

Работа протекает в 3 шага:

1.        Подготовительный состоит в диагностики с целью установления сильных и слабых сторон развития детей, условий дезадаптации и адаптационных возможностей, а также с целью установления прогноза хода адаптации.

2.        Основной охватывается в системности исследования за ребенком в процессе адаптации и разнообразная индивидуальная совместная работа с ребенком «групп риска» с целью приторможения отрицательных эмоциональных состояний

3.        Заключительный включается в анализе протекания хода адаптации ребенка к ДОО; в рассмотрении обстоятельств эмоционального неблагополучия и затруднения вхождения в воспитательно – образовательный процесс ДОО отдельных детей и в разработке мер индивидуальной помощи дезаптированным детям.

Используемая литература:

1.        Абраменкова В.В, Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. / – М.: Московский психолого – социальный институт. Воронеж: МОДЭК, 200.

2.        Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. /– Волгоград: Учитель, 2008. – 188 С.

3.        Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. – 2003. - №5. – С. 49 – 53.

4.        Белкина В.Н.., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. / – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 С.

5.        Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. / – М.: Ацрис – Пресс, 2004. – 112 С.

6.        Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. / – М.: Айрис-пресс, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"

"Организация психолого - педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...

Программа: Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

Данная программа расчитана на детей раннего возраста(2-3). Целевое назначение программы.  Цель: Способность успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами...

Технология психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.

В материале содержатся концептуальные основы технологии. Основные задачи по данной технологии.Этапы реализации. Основные методы и приемы....

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Адаптация – от лат. «приспособляю» -это процесс приспособления организма к новым условиям....

Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.

Ранее детство-период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жиз...