План тематического контроля на тему "РППС ДОО"
методическая разработка

Вайтиева Александра Вячеславовна

План тематического контроля на тему "РППС ДОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rpps.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             Приложение

                                                                 к приказу № ____от______2024 г.

План тематического контроля по теме: 

«Мониторинг инфраструктуры РППС»

Основание для контроля: выполнение задач годового плана на 2023 – 2024 учебный год.

Сроки: с 18.03.2024 г. по 22.03.2024 г.

Цель: определить состояние РППС возрастных групп и ДОУ, соответствие требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО.

Группы на контроле: все возрастные группы, кабинеты специалистов.

Методы контроля: изучение соответствия РППС возрастным особенностям, изучение соответствия материалов и оборудования примерному перечню игрового оборудования и программного обеспечения согласно ФОП ДО и ФГОС ДО.

Инструментарий: карта оценки состояния РППС требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО, карта контроля центров активности в РППС в группах, анкета для педагогов.

Этапы тематического контроля:

№ п/п

Вопросы контроля

   Методы     контроля

Ответственный

1

Оценка содержательной насыщенности групп и кабинетов специалистов

Изучение соответствия РППС возрастным особенностям

Заведующий, старший воспитатель

2

Промежуточный контроль соответствия РППС требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО

Изучение соответствия материалов и оборудования примерному перечню игрового оборудования и программного обеспечения согласно ФОП ДО и ФГОС ДО

Старший воспитатель

3

Востребованность компонентов РППС в работе педагога с детьми

анкета для педагогов

Старший воспитатель

Критерии оценки РППС по ФГОС ДО

Группа

Насыщенность

(По образовательным областям)

соответствие возрасту

Трансформируемость пространства

Полифункциональность материалов

Вариативность среды

Доступность среды

Безопасность РППС

Карапузы (1 мл.гр.)

Ладушки (2 мл.гр.)

Звездочки (ср.гр.)

Лучики (ст.гр.)

Улыбка (лог.гр.)

Веснушки (подг.гр.)

Капельки (подг.гр.)

+  полное соответствие требованиям

+-  частичное соответствие требованиям

- не соответствие требованиям

Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (ФГОС ДО).

1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

   Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

   Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.  

3. Полифункциональность материалов предполагает:

 - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4. Вариативность среды предполагает:

 - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

 - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Критерии оценки РППС по ФОП ДО

Открытость среды для преобразований

Современность среды

Ориентированность на повышение физической активности

Приспособленность для познавательной деятельности

Приспособленность для сюжетно-ролевых игр

Ориентированность на творческое развитие

Элементы природы в среде

Комфортность среды

Эстетика среды

Нормативно-правовое и методическое обеспечение

Создание информационного пространства для родителей

Безопасность среды

Карапузы

Ладушки

Звездочки

Лучики

Улыбка

Веснушки

Капельки

+  полное соответствие требованиям

+-  частичное соответствие требованиям

- не соответствие требованиям

Открытость среды для преобразований:

 – элементы, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);

– отсутствие жестко закрепленных центров активности.

Современность среды:

 – современные и традиционные игрушки и пособия;

– оборудование, соответствующее реалиям времени;

– мебель и инвентарь, соответствующие требованиям современной социально-культурной ситуации (трансформируемость, полифункциональность и пр.).

Ориентированность на повышение физической активности:

– специальное оборудование для физкультурного центра;

– пространство для осуществления физической активности.

Приспособленность для познавательной деятельности:

– дидактические игры и материалы;

– книжный центр с набором разнообразных книг;

 – обучающие элементы в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы);

– материалы для экспериментальной деятельности и др.

Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:

 – игрушки и атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;

– пространство для организации сюжетно-ролевых игр.

Ориентированность на творческое развитие: 

 – игры и материалы для организации творческой активности детей;

 – пространство для организации творческой активности детей.

Элементы природы в среде:

– специально оборудованный центр природы;

– растительность в группе (цветы, мини-огороды) при возможности;

– прочие элементы природы в среде.

Комфортность среды:

– мягкая, комфортная мебель;

– уголок психологической разгрузки (уединения);

 – наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;

– оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).

 Эстетика среды: 

– наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);

 – присутствие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);

– сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).

Безопасность среды:

 – обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность;

– соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН

Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

 – наличие необходимой документации (правовая база; текущая  документация; паспорт группы, кабинета);

– соответствие методической литературы направлению деятельности, наличие периодических изданий.

Создание информационного пространства для родителей:

– содержание информационных материалов для родителей;

– эстетика оформления;

– наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.

Группа раннего возраста «Карапузы»

Центр двигательной активности

Центр сенсорики и конструирования

Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр

Центр творчества и продуктивной деятельности

Центр познания и коммуникации (книжный уголок),

Центр экспериментирования и труда

Группы дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)

Группы

Центр двигательной активности

Центр безопасности

Центр игры, содержащий оборудование для организации СРИ

Центр конструирования

Центр логики и математики

Центр экспериментирования

Центр познания и коммуникации

Книжный уголок

Центр театрализации и музицирования

Центр уединения

Центр коррекции

Центр творчества детей

Ладушки

Звездочки

Лучики

Улыбка

Веснушки

Капельки

+  полное соответствие требованиям

+-  частичное соответствие требованиям

- не соответствие требованиям

Вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО в виде центров

Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность. В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:

1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.

2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.

3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.

 4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.

5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.

 6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:

 1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие».

2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»).

4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

 5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных  математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.

9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

10.Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.

11.Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.

12.Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное развитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План тематического контроля

план тематического контроля в ДОУ на год по теме здоровьесбережение...

План тематического контроля по речевому развитию

План для проведения тематического контроля по речевому развитию в ДОУ...

План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»

Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...

План тематического контроля на тему "Социальное развитие детей 6 лет"

Дата проведения:Цель: Определить эффективность воспитательно- образовательной работы  по социальному развитию детей; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков; выяснить причины ...

План тематического контроля «Организация и эффективность работы по обеспечению двигательной активности детей на прогулке»

В помощь старшему воспитателю ДОУ : план тематического контроля «Организация и эффективность работы по обеспечению двигательной активности детей на прогулке» и приложение к нему:1. Карта а...

План тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»

Цель:  Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному...