План тематического контроля на тему "РППС ДОО"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Приложение
к приказу № ____от______2024 г.
План тематического контроля по теме:
«Мониторинг инфраструктуры РППС»
Основание для контроля: выполнение задач годового плана на 2023 – 2024 учебный год.
Сроки: с 18.03.2024 г. по 22.03.2024 г.
Цель: определить состояние РППС возрастных групп и ДОУ, соответствие требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО.
Группы на контроле: все возрастные группы, кабинеты специалистов.
Методы контроля: изучение соответствия РППС возрастным особенностям, изучение соответствия материалов и оборудования примерному перечню игрового оборудования и программного обеспечения согласно ФОП ДО и ФГОС ДО.
Инструментарий: карта оценки состояния РППС требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО, карта контроля центров активности в РППС в группах, анкета для педагогов.
Этапы тематического контроля:
№ п/п | Вопросы контроля | Методы контроля | Ответственный |
1 | Оценка содержательной насыщенности групп и кабинетов специалистов | Изучение соответствия РППС возрастным особенностям | Заведующий, старший воспитатель |
2 | Промежуточный контроль соответствия РППС требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО | Изучение соответствия материалов и оборудования примерному перечню игрового оборудования и программного обеспечения согласно ФОП ДО и ФГОС ДО | Старший воспитатель |
3 | Востребованность компонентов РППС в работе педагога с детьми | анкета для педагогов | Старший воспитатель |
Критерии оценки РППС по ФГОС ДО | |||||||
Группа | Насыщенность (По образовательным областям) | соответствие возрасту | Трансформируемость пространства | Полифункциональность материалов | Вариативность среды | Доступность среды | Безопасность РППС |
Карапузы (1 мл.гр.) | |||||||
Ладушки (2 мл.гр.) | |||||||
Звездочки (ср.гр.) | |||||||
Лучики (ст.гр.) | |||||||
Улыбка (лог.гр.) | |||||||
Веснушки (подг.гр.) | |||||||
Капельки (подг.гр.) |
+ полное соответствие требованиям
+- частичное соответствие требованиям
- не соответствие требованиям
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (ФГОС ДО).
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4. Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Критерии оценки РППС по ФОП ДО | ||||||||||||
Открытость среды для преобразований | Современность среды | Ориентированность на повышение физической активности | Приспособленность для познавательной деятельности | Приспособленность для сюжетно-ролевых игр | Ориентированность на творческое развитие | Элементы природы в среде | Комфортность среды | Эстетика среды | Нормативно-правовое и методическое обеспечение | Создание информационного пространства для родителей | Безопасность среды | |
Карапузы | ||||||||||||
Ладушки | ||||||||||||
Звездочки | ||||||||||||
Лучики | ||||||||||||
Улыбка | ||||||||||||
Веснушки | ||||||||||||
Капельки |
+ полное соответствие требованиям
+- частичное соответствие требованиям
- не соответствие требованиям
Открытость среды для преобразований:
– элементы, которые можно менять, преобразовывать (стена творчества, выставки-мастерские и пр.);
– отсутствие жестко закрепленных центров активности.
Современность среды:
– современные и традиционные игрушки и пособия;
– оборудование, соответствующее реалиям времени;
– мебель и инвентарь, соответствующие требованиям современной социально-культурной ситуации (трансформируемость, полифункциональность и пр.).
Ориентированность на повышение физической активности:
– специальное оборудование для физкультурного центра;
– пространство для осуществления физической активности.
Приспособленность для познавательной деятельности:
– дидактические игры и материалы;
– книжный центр с набором разнообразных книг;
– обучающие элементы в оформлении среды (карты, схемы, алгоритмы);
– материалы для экспериментальной деятельности и др.
Приспособленность для сюжетно-ролевых игр:
– игрушки и атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр в соответствии с гендерными предпочтениями;
– пространство для организации сюжетно-ролевых игр.
Ориентированность на творческое развитие:
– игры и материалы для организации творческой активности детей;
– пространство для организации творческой активности детей.
Элементы природы в среде:
– специально оборудованный центр природы;
– растительность в группе (цветы, мини-огороды) при возможности;
– прочие элементы природы в среде.
Комфортность среды:
– мягкая, комфортная мебель;
– уголок психологической разгрузки (уединения);
– наличие частички дома: любимой игрушки из дома, семейных фото;
– оптимальное расположение предметов мебели и оборудования в пространстве (возможности для свободного осуществления детьми непересекающихся видов деятельности, свободного перемещения в пространстве группы).
Эстетика среды:
– наличие элементов художественной культуры (декоративные элементы на стенах, выставки предметов народного творчества, репродукции картин и пр.);
– присутствие дизайнерских элементов в оформлении среды (стен, окон, пола);
– сбалансированность цветовой гаммы помещения (отсутствие «кричащих», «кислотных» тонов, взаимоисключающих цветов, разброса цвета, несоответствия и пр.).
Безопасность среды:
– обеспечение детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность;
– соответствие предметно-развивающей среды требованиям СанПиН
Нормативно-правовое и методическое обеспечение:
– наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация; паспорт группы, кабинета);
– соответствие методической литературы направлению деятельности, наличие периодических изданий.
Создание информационного пространства для родителей:
– содержание информационных материалов для родителей;
– эстетика оформления;
– наличие информации о воспитанниках, материалы, отражающие включение родителей в образовательный процесс.
Группа раннего возраста «Карапузы» | |||||||||||||||||
Центр двигательной активности | Центр сенсорики и конструирования | Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр | Центр творчества и продуктивной деятельности | Центр познания и коммуникации (книжный уголок), | Центр экспериментирования и труда | ||||||||||||
Группы дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) | |||||||||||||||||
Группы | Центр двигательной активности | Центр безопасности | Центр игры, содержащий оборудование для организации СРИ | Центр конструирования | Центр логики и математики | Центр экспериментирования | Центр познания и коммуникации | Книжный уголок | Центр театрализации и музицирования | Центр уединения | Центр коррекции | Центр творчества детей | |||||
Ладушки | |||||||||||||||||
Звездочки | |||||||||||||||||
Лучики | |||||||||||||||||
Улыбка | |||||||||||||||||
Веснушки | |||||||||||||||||
Капельки |
+ полное соответствие требованиям
+- частичное соответствие требованиям
- не соответствие требованиям
Вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО в виде центров
Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность. В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие».
2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»).
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
10.Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
11.Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
12.Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социальнокоммуникативное развитие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План тематического контроля
план тематического контроля в ДОУ на год по теме здоровьесбережение...
План тематического контроля «Организация проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Контроль в ДОУ...
План тематического контроля по речевому развитию
План для проведения тематического контроля по речевому развитию в ДОУ...
План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»
Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...
План тематического контроля на тему "Социальное развитие детей 6 лет"
Дата проведения:Цель: Определить эффективность воспитательно- образовательной работы по социальному развитию детей; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков; выяснить причины ...
План тематического контроля «Организация и эффективность работы по обеспечению двигательной активности детей на прогулке»
В помощь старшему воспитателю ДОУ : план тематического контроля «Организация и эффективность работы по обеспечению двигательной активности детей на прогулке» и приложение к нему:1. Карта а...
План тематического контроля «Эффективность проводимой в детском саду работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников»
Цель: Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социально-коммуникативному...