Проектная работа Развивающая среда
проект

Алена Евгеньевна Айбашева

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_razvivayushchaya_sreda.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГАУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

на тему

Развивающая предметно-пространственная среда

как фактор воспитания детей дошкольного возраста

Разработчик проекта:

                                                                Айбашева Алена Евгеньевна

 воспитатель дошкольной группы

 филиала МБОУ

  марийская гимназия им. Я.Ялкайна

         с. Чураево ООШ д. Сосновка

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

                                                                                                              Е. И. Тихеева

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога всё это волнует сообщество дошкольных педагогов. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. Меняется всё, и сам ребенок, неизменным остается одно предметно-развивающая среда в ДОУ. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда.

 Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально–практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Среда, окружающая детей в детском учреждении, призвана обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению физического и психического здоровья, закаливанию организма каждого из них, обеспечению эмоционального благополучия детей, их всестороннего развития.  Решение этих задач невозможно без создания развивающей предметно-пространственной среды в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста, в частности преобладания игровой деятельности над учебной. Поэтому современные образовательные методические пособия дошкольного образования направлены на разработку и организацию процесса обучения в форме игровой деятельности, в процессе которой повышается познавательная активность, снимается напряжение, формируются навыки учебной деятельности, оказывается эмоциональное воздействие, являющееся основой прочных знаний.  Воздействуя на учащихся эмоционально, игры активизируют мыслительную деятельность, позволяют сделать образовательный процесс привлекательным, интересным, оказывают большое влияние на разностороннее развитие личности дошкольника. Рациональному и плодотворному течению игрового процесса способствуют соответствующая обстановка, предметы, оборудование, материалы, пособия, соответствующие возрастным особенностям детей.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует установлению, утверждению чувств уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, развивает художественные способности, воображение, речь и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

- ПРС обеспечивает максимальную реализацию потенциала пространства Организации;

- ПРС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей;

- ПРС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;

- ПРС должна быть:

•содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т. д.)

•трансформируемой (изменение ПРС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

•полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т. д);

•вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

•доступной;

•безопасной.

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.) в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов

Одной из успешных условий реализации основной образовательной программы является создание развивающей предметно-пространственной среды. В соответствии с положениями стандарта, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, групп, а также территории для прогулок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

 Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия и музей, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и т.д.

Предметная среда детства предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Как известно развитие ребенка происходит в деятельности. Для удовлетворения своих познавательных потребностей ребенку необходимо пространство, то есть среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития. Размеры и организация среды зависят от возрастных особенностей детей.

Непосредственное влияние среды начинается уже с раннего возраста. Сначала окружающая среда ограничена: дом, в котором живет ребенок, квартира, игрушки. Затем оно расширяется и включает в себя улицу, ясли, детский сад, район, город… Процесс развития ребенка и та среда, которую создают для него взрослые, становятся единой системой, элементы которого находятся в постоянном взаимодействии.

Проблемность предметной среды, предметной ситуации, порождает у ребенка вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Атрибуты культуры, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать возникающую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Принципы конструирования предметно-развивающей среды:

1. Принцип уважения потребностей, нужд ребенка – потребность в движении, деятельности; потребность в общении; потребность в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор – с кем, как и во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сенситивными периодами. Так, например, на третьем году жизни это развитие движений и речи, поэтому необходимо в оборудование включать горки, большие мячи, каталки, простые сюжетные картинки, прочные книжки с предметными картинками. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям было удобно организовывать совместную деятельность. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра – для нее необходим небольшой по площади настольный театр и соответствующая атрибутика.

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель – предмет, игрушка, оказавшийся в поле внимания. Поэтому  в группе желательно иметь стеллажи бездверные, прозрачные.

2. Принцип гибкого зонирования среды – (нежесткое центрирование) это позволяет детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности – двигательной, музыкальной, рисованием, конструированием, игрой и т.д. Так, возможен следующий подход к организации среды в группе:

  • Центр сюжетно-ролевой игры
  • Центр грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи)
  • Центр науки (уголок природы, место для экспериментирования и опытов)
  • Центр строительно-конструктивных игр
  • Центр математики
  • Центр искусства (материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы для изобразительной, музыкальной и пр. деятельности)

Кроме того желательно иметь спортивный комплекс – способствует развитию движений и координации.

При зонировании желательно разделять уголки для спокойных и подвижный видов деятельности. Разделять можно ширмами, знаками и символами, стойками, перегородками.

3. Принцип уважения мнения ребенка – целесообразно перед первым приходом ребенка в ДОУ или после лета спросить родителей (в анкете, беседе) о том, чем увлекается их ребенок, к чему проявляет склонности, какие игрушки любит. Важно также спросить самого ребенка об этом и внести в обстановку группы те игры (игрушки, материалы), которые доставят ребенку радость.

4. Принцип опережающего характера содержания образования – необходимо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Дети различаются по уровню развития, появляется возможность диагностики детей, активизирует инициативность, любознательность ребенка.

5. Принцип динамичности – статичности среды. Заменять можно материалы, игрушки, фоны, перегородки – это будет стимулировать ребенка к познавательной активности, к проявлению любознательности и инициативности.

6. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – важно установление контакта между ребенком и взрослым, между детьми. Поэтому размер и планировка помещений должны быть такими, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения эмоционального состояния.

7. Принцип детской активности, самостоятельности, творчества – среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка.

8. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого

9. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

  • провоцировать ребенка на агрессивное действие;
  • вызывать проявление жестокости  по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);
  • провоцировать игровые сюжеты, связанные  с безнравственностью и насилием;
  • вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

  • остроумность образного решения (дизайн, высокий  художественно-эстетический уровень);
  • многовариативность;
  • обобщенность;
  • открытость (возможность придумывать новые задания);
  • полифункциональность (возможность широкого использования  в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);
  • дидактические свойства;
  • разнообразие по уровню сложности;
  • возможность применения группой детей;
  • использование различных фактур.

Материальная база должна включать следующие разделы:

I. Оборудование помещений для создания развивающей среды

II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:

  • оборудование для развития общих движений;
  • игровые средства для развития мелкой моторики;
  • игровые средства для развития сенсорного восприятия;
  • игровые средства для развития мышления;
  • игровые средства для развития речи и языка;
  • игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
  • игровые средства для социально-эмоционального развития;
  • игровые средства и материалы для творческого развития;
  • игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.

И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста

Для выполнения этой задачи РППС должна основываться на принципах:

Принципы построения развивающей среды

Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребенка

Принцип активности

Принцип стабильности-динамичности

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов

в эстетической организации среды

Принцип открытости-закрытости

Принцип учета половых и возрастных различий детей

Принцип активности:

- это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Принцип уважения к мнению ребёнка (учет мнений, пожеланий детей при построении среды, её изменении, обогащении). Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Функции РППС ДОО

В соответствии с ФГОС ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна обладать следующими качествами:

Психологическая, физическая и функциональная безопасность;

Правильная возрастная адресация;

Возможность многоцелевого использования (в том числе и для детей с ОВЗ);

Функциональная (игровая) привлекательность;

Возможность организации коллективной деятельности;

Дидактическая ценность;

Развивающие возможности;

Эстетическая ценность;

Методическая обеспеченность;

Долговечность.

Реализуемые виды деятельности посредством РППС

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Изобразительная

Музыкальная

Двигательная активность 

Восприятие художественной литературы и фольклора

Конструирование из различных материалов

 Трудовая

Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

При построении развивающей образовательной среды в ДОУ были соблюдены требования, которые созвучны с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы:

- реализация основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией.

- учет национально-культурных, климатических условий;

- обеспечение возможностей общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, малых группах, возможности уединения;

- должна быть содержательно насыщенной в соответствии с возрастом и реализацией программы;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

- доступной и безопасной;

- мобильной, динамичной (учитывается зона ближайшего развития детей, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности);

- обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, творческую активности, экспериментирование.

 Пример построения предметно-развивающей среды

Театрализованный центр – центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций– важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, различные виды театра – кукольный, пальчиковый, настольный, теневой, би-ба-бо. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Центр природы или природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии, проблемам природы, желание и стремление разрешить некоторые из экологических проблем, доступными ребенку – дошкольнику средствами.

Воспитателю необходимо подобрать и разместить в нем растения, требующие разных способов ухода, приготовить необходимое оборудование для трудовой деятельности в уголке природы: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы.

В природном уголке будут уместны детские поделки из природного материала, экспонаты природы, икебаны, гармонично расставленные на полках. Предусмотренные здесь же подставки на роликах для кашпо с цветами позволят даже детям легко перемещать растения по группе и ухаживать за ними.

С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.

Рядом, под зеленым искусственным деревом причудливой формы, можно расставить пуфики и поиграть в свободные игры.

Неизменной популярностью у дошкольников пользуется центр науки (центр познавательной и исследовательской деятельности), который может быть совмещён с центром природы. Задача данного центра –развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что в конечном счёте обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка

Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование– все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал: мелки, акварель, тушь, гуашь и сангина, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон, дидактические игры. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты). В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ.

Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Центр может быть достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.

Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием центр двигательной активности лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги и отдыха, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный диван, кресла, рядом любимые книги. Уют, домашняя обстановка позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.

Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Развивающая предметно–пространственная среда должна стимулировать творческие способности, служить интересам и потребностям ребенка, обогащая развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать к осознанному выбору, уметь принимать самостоятельные решения, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Создавая развивающую предметно-пространственную среду в дошкольном учреждении, необходимо учитывать психологические основы продуктивного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Не менее важны условия для развития личности, самостоятельности и творчества, предоставляющие каждому ребенку возможность заниматься любимым делом. Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми и родителями по обогащению развивающей среды группы

Проекты:  "Давайте познакомимся", "Удивительное рядом", "Чтобы елочка не грустила", "Издание книги", "Комнатные растения наши друзья", "Игра и игрушки", "Безопасное поведение на улице"...

Проектная работа "Предметно развивающая среда как условие развития детей с нарушением зрения"

Подходы к построению развивающей среды для детей с нарушением зрения в условиях ДОУ...

Проектная работа «Создание современной музыкальной развивающей среды группы для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие всех сфер личности дошкольника. Чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься интересным и любимым делом, в группе должна быть организована соот...

Самостоятельная работа "Составление таблицы по организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника и принципов построения предметно-развивающей среды"

В работу представлена в виде таблицы, включащей: вид деятельности,принципы, оборудование и материалы для организации предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста...