Методическая разработка на тему постоение предметно- развивающей среды при проведение проектной деятельности "Такой необычный воздух" в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Рекомендации и требования к построению предметно- развивающей среды в отдельно взятом проекте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_predmetno.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Построение предметно- развивающей среды во время проведения проектной деятельности на тему «Такой необычный воздух» в подготовительной группе
ПРИЛОЖЕНИЕ 1:
Доклад из опыта работы по теме:
"Построение предметно - развивающей среды"
Детское экспериментирование - это одно из новых направлений в дошкольном воспитании, поэтому сейчас идет поиск путей его осуществления, одним из которых является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Однако истинно развивающей средой является та, в которой ребенок может самостоятельно действовать.
Развивающей средой является та, в которой ребенок может самостоятельно действовать. Производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает личный опыт, в основе которого - его активная деятельность.
Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях предлагается создавать лаборатории, которые условно можно разделить на два вида: лаборатория экспериментирования в отдельном помещении и мини- лаборатория в групповой комнате. Под лабораторию экспериментирования можно переделать любое свободное помещение. Желательно, чтобы в нем были вода и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам быстро приводить в порядок столы и оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой, которые придумывают вместе с взрослыми.
Мини - лаборатория экспериментирования может занимать в группе небольшой хорошо освещенный угол или совмещаться с учебной зоной. Здесь необходимо иметь шкаф, чтобы хранить в нем приборы, материалы, коллекции, а также отдельный столик, на котором находятся те или иные материалы и оборудование для продолжения самостоятельного исследования по изучаемой теме. Если в группе нет свободного места для мини- лаборатории, то ее можно организовать как передвижную. Таким образом, одной из главных задач лаборатории- экспериментирования и мини - лаборатории является - создать условия для развития у детей способности задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, находить решения.
ПРИ СОЗДАНИИ ДАННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
1. Материалы и оборудование располагать в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве .
2. В лаборатории экспериментирования желательно иметь:
* ПРИБОРЫ-ПОМОШНИКИ: увеличительные стекла, микроскопы, термометры, весы (безмен, песочные часы, компас, магнитную доску, горелку.
* разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.
* ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перышки, спил с деревьев, мох, семена и т. д.
* УТИЛИТАРНЫЙ МАТЕРИАЛ: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
* ТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ : гайки, скрепки, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
*РАЗНЫЕ ВИДЫ БУМАГИ: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
* КРАСИТЕЛИ: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)
* МЕДИЦИНСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без иголок, резиновые груши и т. д.
*ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ: зеркала, воздушные шары, масло, сахар, соль, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т. д.
*ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих веществ, материалов и мелких предметов.
Опыты в мини - лаборатории проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает, желающие дети могут проводить их многократно в течении нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, но сам приходит к результату.
Занятия-эксперименты проводить сложно, в том плане, что требуется большая подготовка для воспитателя. Но, как приятно, когда в процессе экспериментов у детей горят глаза, когда они открывают для себя что - то новое.Таким образом : занятия становятся интересными, увлекательными, происходит активизация мыслительной деятельности, дети вырабатывают в себе уверенность, желание узнать как можно больше, обогащают яркими красками окружающий мир .
ПРИЛОЖЕНИЕ 2:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
"Детское экспериментирование - как средство интеллектуального и речевого развития игровой активности, огромное значение в развитии личности ребенка имеет поисковая деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее развивается его речь.
Ребенок-дошкольник стремится активно узнать об окружающем его мире как можно больше.
В СВЯЗИ С ЭТИМ, ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС ПРЕДСТАВЛЯЕТ ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.
В процессе детского экспериментирования дети учатся:
* Видеть и выделять проблему.
* Принимать и ставить цель.
* Анализировать объект или явление.
* Выделять существенные признаки и связи.
* Выдвигать гипотезы, строить сложные предложения.
* Отбирать материал для самостоятельной деятельности.
* Делать выводы.
В нашем детском саду мы создаем условия для развития познавательной и речевой деятельности ребенка. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и другое. Он задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе и другими средствами экспериментальной деятельности.
* Мы проводим опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землей)
* Знакомимся с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость)
* Знакомим с основными видами движения (скорость, направление)
* При проведении опытов знакомим детей с правилами безопасности.
Опыты и эксперименты проводятся разные: демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его ; а дети следят за ходом и результатами) и фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках детей) -те и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
В уголке экспериментов в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимание между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Чтобы у ребенка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
"Умей открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще и еще возвратиться к тому, что он узнал"
СУХОМЛИНСКИЙ В. А.
Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования (самостоятельного или под руководством взрослого) дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? что будет? если.) , почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Поощряя детскую любознательность утоляя жажду познания маленьких «почемучек«, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребенка познавательной активности, логического мышления, связанной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Основные требования к организации среды"
Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Принципы построения среды в детском саду"
Предметно-развивающая среда ДОУ - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, у...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."
Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."
В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."
Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."
У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...