Проектная работа «Создание современной музыкальной развивающей среды группы для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
проект

Кудряшова Людмила Павловна

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие всех сфер личности дошкольника. Чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься интересным и любимым делом, в группе должна быть организована соответствующая развивающая среда. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.» 
Е.И. Тихеева 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektsreda.docx28.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Актуальность проекта

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ»,  для всех дошкольных учреждений стал актуален федеральный государственный образовательный стандарт, который подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации ООП ДО. 

        «Развивающая предметно - пространственная среда» - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития» П.3., п.п. 3.6.3.., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Понятие «развивающая предметно - пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию, и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая образовательная предметно – пространственная среда должна:

  • обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
  • обеспечивать высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
  • гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
  • быть комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

В группах нашего детского сада в мае 2017 года проведен анализ организации музыкальной ППРС. В группах создана развивающая предметно - пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Исходя из этого мною разработан проект «Создание современной музыкальной развивающей среды группы для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

Вид проекта: долгосрочный, педагогический.

Участники проекта: музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели групп № 7, 9, 11.

Цель проекта: разработка модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей музыкальному, интеллектуально – творческому, гармоничному развитию и саморазвитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

   

Задачи проекта:

1. Изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное музыкальное, интеллектуально – творческое развитие дошкольников;

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей в музыкально – игровом пространстве с учетом их потребностей и интересов;

3. Создать условия для обеспечения музыкально – игровой деятельности, как самого органичного вида детской деятельности, позволяющего обогащать художественно-эстетический и интеллектуальный опыт дошкольников;

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017- май 2018 гг.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное музыкальное, интеллектуально - творческое развитие дошкольников

Организована развивающая предметно - пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.

У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в организации самостоятельной и совместной музыкальной деятельности дошкольников.

Этапы и мероприятия реализации проекта

Подготовительный этап: сентябрь 2017 – декабрь 2017 г.г.

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов:

  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и орнанизации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Изучение современных научных разработок в области создания развивающей среды и организации музыкально – игрового пространства для детей дошкольного возраста:

  • «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соотсетствии с ФГОС ДО». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / коллектив авторов -  О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
  • «Организация, проведение и формы музыкальных игр» интеллектуально – творческое развитие старших дошкольников в музыкально – игровом пространстве  \ автор-составитель И.П. Равчеева  - издательство «Учитель», 2014.
  • «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» пособие для музыкальных руководителей, издание второе / автор З.Я. Роот – издательство АЙРИС ПРЕСС – М., 2005.

Анализ РППС в группах ДОУ:

  • Выявление особенностей организации пространства в соответствии с возрастом воспитанников (аналитическая справка)
  • Составление перечня необходимого оборудования в функциональных модулях «Музыка» (аналитическая справка)

Разработка проекта организации функционального модуля «Музыка» в групповом пространстве.

Реализационный этап: декабрь 2017 – май 2018 г.г.

  • Подбор и приобретение необходимых детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, дидактических пособий;
  • Изготовление музыкальных дидактических игр в соответствии с возрастом;
  • Проведение консультации для педагогов по созданию музыкальной ППРС в ДОУ;
  • Проведение консультации и презентации для педагогов по использованию музыкальных дидактических игр при организации совместной и самостоятельной деятельности в групповых комнатах, в свободное время;
  • Для педагогов ДОУ создана «Памятка по взаимодействию музыкального  руководителя и воспитателя  ДОУ в образовательной области «Художественно - эстетического развития»;
  • Для педагогов ДОУ создана «Памятка по наполняемости музыкальных уголков в групповой комнате»;
  • Открытое мероприятие по использованию музыкальных игр на музыкальном занятии «Учимся играя».

Анализ организации музыкальной ППРС групп на момент окончания работы проекта (май 2018 года): 

Особенности развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, предметно – пространственная развивающая среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.   В группах созданы функциональные модули «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Организация и расположение модулей  рационально, логично и удобно для детей. Модули наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения основной общеобразовательной программы, возрастными возможностями детей.

За период работы проекта:

- приобретены детские музыкальные инструменты:

  • металлофон 12 тонов – 20 шт.,
  • треугольник 4 размера – 20 шт.;
  • литавры – тарелочки ударные - 3 пары;
  • кастаньеты деревянные – 23 пары;
  • молоток озвученный – 10 шт.;
  • маракасы – 22 шт.;
  • дудка – 11 шт.;
  • свистулька  - 11 шт.

- приобретены дидактические пособия и игрушки:

  • кукла дидактическая – 4 времени года;
  • шапочка снегиря – 1 шт.;
  • шапочка ворона – 1 шт.;
  • шапочка сороки – 2 шт.;
  • набор карнавальный «Мишка» - 1 шт.;
  • набор карнавальный «Собака» - 1 шт.;
  • диск «Топ-топ, хлоп-хлоп»/подвижные игры авт. Е. Железнова – 12 шт.;
  • диск «Говорящие зверята»/живые голоса (85 произведений – 12 шт.)

- сделаны музыкальные дидактические игры:

  • на развитие детского исполнительского творчества и закрепление чистого интонирование постепенного движения мелодии вверх и вниз  «Домик – крошечка»;
  • на развитие вокальных возможностей детей, чистоты интонации «Поющая гусеница»;
  • на развитие музыкального слуха - «Теремок» + СД с фонограммой;
  • на развитие представлений об основных жанрах музыки «Что делают в домике?» + СД с фонограммами;
  • на развитие тембрового слуха  «На чем играет музыкант?»;
  • на развитие музыкального слуха и памяти - «Сколько нас поет?»;

- сделаны для каждой группы комплекты:

  • «Портреты композиторов» (П.И. Чайковский, В.А. Моцарт, Роберт Шуман, А.И. Хачатурян, С.С. Прокофьев, Д.Б. Кабалевский, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Н.А. Римский-Корсаков, Антонио Вивальди, Камиль Сен-Санс, Эдвард Григ);

- записаны диски с детскими песнями для режимных моментов и  самостоятельной детской деятельности;

Заключение

Итогом реализации проекта является образовательная среда групп (функциональный модуль «Музыка»), организованная таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом, умели самостоятельно организовать и планировать свою деятельность.  В зависимости от интересов детей,  их индивидуальных особенностей  развивающая предметно-пространственная среда позволит им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...

Статья «Использование маркеров игрового пространства в современной предметно-развивающей среде ДОУ, как одно из условий самостоятельной игровой деятельности дошкольника»

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна. Среда, насыщенная предметным и игровым материалом вызывает у детей  эмоционально положительное отношение к детскому саду,  обогащает н...

Консультация "Использование ИКТ в игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к ...

Конспект организации совместной и самостоятельной игровой деятельности в летний период в старшей группе

Тема: «День рождение петрушки»Цель: Содействие использованию детьми математических знаний в совместной и самостоятельной игровой деятельности.Участники: дети среднего дошкольного...

«Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Дидактические игры известны как игры обучающего характера или игры с правилами. В возрасте 3-4 лет они только начинают формироваться....