Практика наставничества "Путь к успеху" как форма профессионального развития педагогических работников
материал

Полежаева Инесса Геннадьевна

Практика наставничества "Путь к успеху" как форма профессионального развития педагогических работников. Ключевые слова образовательной практики:

Наставничество, наставник, наставляемый, педагогический опыт, методическое сопровождение, непрерывный профессиональный рост, личностное развитие, самореализация педагогических работников, адаптация в профессиональной среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_nastavnichestva_put_k_uspehu.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

1

*Территория

г.Назарово

2.1

*Полное наименование образовательной организации (согласно Устава)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г.Назарово Красноярского края

2.2

*Краткое наименование образовательной организации (согласно Устава)

МАДОУ «Детский сад № 6»

2.3

*Почтовый адрес (для позиционирования на карте):

_почтовый индекс

662200

_населенный пункт

г.Назарово

_улица (без указания ул., просп., пер. и т.п.)

ул. Карла Маркса

_дом

вл. 30 А

_строение/корпус

3

*Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации

4

*Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику

Сковытина Наталья Павловна, заместитель заведующего по УВР

5

*Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:

_рабочий телефон с кодом

8(39155)56860

_е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой)

detsad.6@mail.ru

_мобильный телефон (желательно)

89069110772

6

Ф.И.О. авторов/реализаторов практики

Сковытина Наталья Павловна, заместитель заведующего по УВР

Полежаева Инесса Геннадьевна, старший воспитатель

7

*Укажите тип представленной практики (выбрать один из предложенных):

методическая практика

8

*Укажите направление представленной практики:

Создание условий для профессионального развития педагогических работников

9

*Название практики

Практика наставничества «Путь к успеху» как форма профессионального развития педагогических работников

10

*Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)

Наставничество, наставник, наставляемый, педагогический опыт, методическое сопровождение, непрерывный профессиональный рост, личностное развитие, самореализация педагогических работников, адаптация в профессиональной среде

11

*На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется ваша практика (выбор вариантов из списка):

- дошкольное образование;

12

*На какую группу участников образовательной деятельности направлена ваша практика (выбор вариантов из списка):

- воспитатели;

- узкие специалисты (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги и т.д.);

- методисты

13

*Масштаб изменений (выбор одного варианта):

- уровень образовательной организации;

14

*Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов:

14.1

*Проблемы, цели, ключевые задачи на решение которых направлена практика

        Практика наставничества «Путь к успеху» как форма работы с педагогическими работниками существует в МАДОУ с 2017 года.

        В 2022 году практика вошла в ТОП-7 краевого конкурса «Лучшие практики наставничества-2022» (номинация «Педагогическое наставничество»)

        В 2022 году практика наставничества «Путь к успеху» стала победителем регионального этапа X Всероссийского конкурса «Воспитатели России» в номинации «Наставник – это призвание»

        Ежегодный анализ актуального состояния кадрового обеспечения МАДОУ показывает, что из 48 педагогических работников примерно у 10 % нет опыта работы в занимаемой должности. Поэтому у данных педагогических работников выявляется недостаточный уровень развития профессиональных компетенций в рамках требований ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога, а также низкая мотивация к использованию современных педагогических технологий, освоению передового опыта. Вместе с тем в МАДОУ имеется достаточное количество педагогических работников, имеющих первую и высшую квалификационные категории, большой эффективный опыт педагогический деятельности, высокую мотивацию к обобщению и распространению своего опыта. Определяя цели методической работы и ориентируясь на запросы педагогических работников, была применена такая форма работы с педагогическими работниками как наставничество.

 Цель практики наставничества «Путь к успеху» – создание профессионального пространства, способствующего непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии через организацию наставничества.

Задачи:

  • организовать взаимодействие педагогических работников в разных формах наставничества по оказанию помощи в профессиональной и социальной адаптации педагогических работников, в отношении которых осуществляется наставничество;
  • содействовать созданию в МАДОУ психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогических работников путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории

14.2

*Какова основная идея/суть/базовый принцип вашей практики?

   Основная идея практики заключается в том, что на добровольной основе и по результатам анкетирования выявляются педагогические работники, которые имеют высокую мотивацию к осуществлению наставнической деятельности. Критерии отбора наставников, их компетенции, права и обязанности обозначены в программе наставничества. Но важно, чтобы наши наставники обладали необходимыми качествами, важными для наставнической деятельности: наставники слушают, рекомендуют, рассказывают, обучают, представляют свой опыт; они доступны, критикуют, но конструктивно; поддерживают, неравнодушны, успешны, вызывают восхищение.

   С письменного согласия наставников и за дополнительную оплату трудовой деятельности кандидатуры наставников обсуждаются и принимаются на Педагогическом совете. Наставляемые из предложенных кандидатур выбирают себе наставника. На основе персонализированных планов работы, которые являются приложением к программе «Путь к успеху», осуществляют совместную деятельность наставник и наставляемый.

   Деятельность всех наставников и наставляемых по реализации программы наставничества «Путь к успеху» осуществляет куратор.

   По запросам и потребностям педагогических работников  форма наставничества «Педагог-педагог» реализуется в индивидуальной и групповой форме и осуществляется через следующие модели взаимодействия: «опытный педагог – молодой специалист», «опытный педагог – неопытный педагог».

  Виды наставничества, используемые в практике «Путь к успеху»:

  • наставничество в группе (наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно);
  • реверсивное наставничество (профессионал младшего возраста осуществляет наставничество по вопросам ИКТ, а опытный наставляет молодого по вопросам методики);
  • ситуационное наставничество (наставник немедленно реагирует на ту или иную ситуацию наставляемого);
  • традиционное наставничество (опытный наставник – неопытный наставляемый).

   Традиционно в конце учебного года в апреле месяца наставникам и наставляемым предоставляется возможность презентовать свою деятельность на педагогическом совете «Лучший опыт – достояние всех!» и  проходит церемония награждения «Лучший  наставник».

   Психологическую поддержку формируемым парам наставников и наставляемых оказывает педагог-психолог в рамках деятельности клуба психолого-педагогической поддержки «ОтДушиНа».

Принципы практики:

  • принцип актуальности – содержание практики «Путь к успеху» соответствует современным вызовам в образовании;
  • принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогических работников предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогических работников, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
  • принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития

 

14.3

*Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется ваша практика?

   В зависимости от вида наставничества и особенностей конкретной ситуации наставник использует технологии, методы, формы.

Технологии:

  • технология сотрудничества;
  • технология открытого пространства;
  • кейс-метод

Методы:

  • организация обсуждения (беседа, рефлексия, в процессе которого осуществляется оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности);
  • создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), расширяющих опыт наставляемого и активизирующих процессы его развития;
  • методы диагностико-развивающего и контролирующего оценивания (в том числе «включенное наблюдение», беседа, анкетирование и т.д);
  • методы управления межличностного отношениями в группе наставляемых;
  • личный пример (наставник как успешный профессионал, обладающий определёнными компетенциями и демонстрирующий образцы деятельности);
  • информирование, консультирование;
  • метод обратной связи.

   Используемые в практике «Путь к успеху» формы работы:

Коллективная (педсовет, семинар, вечер вопросов и ответов, педагогические конференции, день молодого педагога, конкурс «Молодой педагог-новатор», консультирование, дискуссия, обзоры педагогической литературы, деловые игры, мастер-классы);

Индивидуальная (индивидуальные консультации, практические занятия)

14.4

*Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает ваша практика?

  •   непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализация педагогических работников;
  • снижение «текучести» педагогических кадров, закрепление молодых/начинающих педагогических работников в МАДОУ;
  • сокращение времени на адаптацию педагогического работника в профессиональной среде.

   Ключевым показателем достижения цели наставничества является способность наставляемого самостоятельно осуществлять деятельность, в рамках которой осуществлялось наставничество.

  Показателями результативности у наставляемых являются:

  • применение технологий, методов, приемов в работе с детьми;
  • организация развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
  • успешное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений;
  • создание позитивного психологического климата в группе, условий для доброжелательных отношений между детьми.

   Показателями результативности у наставников являются:

  • собственные высокие результаты деятельности, демонстрируемые наставляемым;
  • успешное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта

14.5

Укажите ссылки на задания, используемые в учебном процессе (только для практик направления «Модернизация содержания и технологий обучения: практики достижения и оценки функциональных грамотностей»)

15

*Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

Показатель: непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализация педагогических работников

Инструменты измерения: аттестация на первую и высшую квалификационную категорию; сертификаты, дипломы участия педагогических работников в мероприятиях различного уровня; разработка и реализация индивидуальных программ профессионального развития.

Показатель: снижение «текучести» педагогических кадров, закрепление молодых/начинающих педагогических работников в МАДОУ

Инструменты измерения: отсутствие вакансий в МАДОУ.

Показатель: сокращение времени на адаптацию педагогического работника в профессиональной среде

Инструменты измерения: осуществление профессиональной деятельности без наставника

Показатель: применение технологий, методов, приемов в работе с детьми

Инструменты измерения: карты контроля

Показатель: организация развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников

Инструменты измерения: смотр-конкурс, карты оценки

Показатель: успешное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений

Инструменты измерения: Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников «Удовлетворенность качеством»; опросник

Показатель: создание позитивного психологического климата в группе, условий для доброжелательных отношений между детьми.

Инструменты измерения: наблюдение

16

С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться?

17

Что вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (ваши практические советы)?

18

*Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся вашей образовательной практикой (выбор варианта(-ов) из списка):

- никакое;

- консультационное сопровождение;

- предоставить информационные материалы;

- предоставить методические материалы;

- провести вебинар/семинар/мастер-класс и т.д.;

- организовать стажерскую площадку;

- другой вариант_____________

19

Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)

20

Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)

21

*При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники

22

При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них: ___


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о разработке индивидуальной программы профессионального развития педагогических работников

Материал содержит документ, регламентирующий разработку индивидуальной программы профессионального развития педагогов ОО...

Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».

В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:1....

Организация профессионального развития педагогических работников ДОО

Организация профессионального развития педагогических работников ДОО...

Организация профессионального развития педагогических работников

Организация профессионального развития педагогических работников...

Наставничество как форма профессионального развития педагогических работников

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех кажд...