ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
материал

Волкова Людмила Станиславовна

Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:

1. Профессиональная компетентность – совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности; раскрывается через следующие показатели:

– владение профессиональными знаниями, умениями и навыками;

– способность высказывать авторитетное мнение о различных проблемных ситуациях;

– готовность и способность действовать самостоятельно, ответственно, с гарантией результата.

2. Профессиональная культура – владение педагогическим наследием, которое составляет эталон настоящего.

3. Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.

4. Профессиональное поведение – соответствие деятельности педагога лучшим образцам профессионализма: творческая активность, индивидуальный стиль деятельности, «педагогический почерк».

Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании (В. В. Давыдов, Э. В. Эльконин, Э. В. Ильенков, Скаткин, В. В. Краевский, И. А. Зимняя, С. В. Кульневич, А. В. Хуторской и др.):

– ключевые компетентности;

– обобщенные предметные умения;

– прикладные предметные умения;

– жизненные навыки.

На современном этапе на передний план выходит аспект ключевых компетентностей. Понятие ключевых компетентностей еще не определено достаточно четко. Однако в целом можно сказать, что ключевые компетентности характеризуются тем, что они:

– позволяют решать сложные (неалгоритмические) задачи;

– полифункциональны (позволяют решать разные задачи одного поля);

– переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);

– требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);

– сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования);

– реализуются на разных уровнях.

Компетентность как специфическая способность состоит из взаимосвязанных компонентов, включающих как узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы профессионального мышления, ценностно-смысловые ориентации в профессии, а также ответственности за свои действия. Это знания и опыт педагога, имеющий для него личностный смысл, позволяющий продуктивно размышлять на профессиональные темы и решать профессиональные задачи разного уровня сложности.

С позиции компетентностного подхода профессиональное развитие педагогов ДОО осуществляется в трех взаимосвязанных плоскостях:

– профессиональное саморазвитие старшего воспитателя;

– профессиональное развитие конкретного педагога;

– развитие педагогического коллектива как профессионального сообщества.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Предпосылки разработки и внедрения профессионального стандарта в системе образования...

Положение о разработке индивидуальной программы профессионального развития педагогических работников

Материал содержит документ, регламентирующий разработку индивидуальной программы профессионального развития педагогов ОО...

Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».

В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...

Организация профессионального развития педагогических работников ДОО

Организация профессионального развития педагогических работников ДОО...

Организация профессионального развития педагогических работников

Организация профессионального развития педагогических работников...

Наставничество как форма профессионального развития педагогических работников

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех кажд...

Практика наставничества "Путь к успеху" как форма профессионального развития педагогических работников

Практика наставничества "Путь к успеху" как форма профессионального развития педагогических работников. Ключевые слова образовательной практики:Наставничество, наставник, наставляемый, педаг...