ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
материал
Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:
1. Профессиональная компетентность – совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности; раскрывается через следующие показатели:
– владение профессиональными знаниями, умениями и навыками;
– способность высказывать авторитетное мнение о различных проблемных ситуациях;
– готовность и способность действовать самостоятельно, ответственно, с гарантией результата.
2. Профессиональная культура – владение педагогическим наследием, которое составляет эталон настоящего.
3. Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.
4. Профессиональное поведение – соответствие деятельности педагога лучшим образцам профессионализма: творческая активность, индивидуальный стиль деятельности, «педагогический почерк».
Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании (В. В. Давыдов, Э. В. Эльконин, Э. В. Ильенков, Скаткин, В. В. Краевский, И. А. Зимняя, С. В. Кульневич, А. В. Хуторской и др.):
– ключевые компетентности;
– обобщенные предметные умения;
– прикладные предметные умения;
– жизненные навыки.
На современном этапе на передний план выходит аспект ключевых компетентностей. Понятие ключевых компетентностей еще не определено достаточно четко. Однако в целом можно сказать, что ключевые компетентности характеризуются тем, что они:
– позволяют решать сложные (неалгоритмические) задачи;
– полифункциональны (позволяют решать разные задачи одного поля);
– переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
– требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
– сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования);
– реализуются на разных уровнях.
Компетентность как специфическая способность состоит из взаимосвязанных компонентов, включающих как узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы профессионального мышления, ценностно-смысловые ориентации в профессии, а также ответственности за свои действия. Это знания и опыт педагога, имеющий для него личностный смысл, позволяющий продуктивно размышлять на профессиональные темы и решать профессиональные задачи разного уровня сложности.
С позиции компетентностного подхода профессиональное развитие педагогов ДОО осуществляется в трех взаимосвязанных плоскостях:
– профессиональное саморазвитие старшего воспитателя;
– профессиональное развитие конкретного педагога;
– развитие педагогического коллектива как профессионального сообщества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/03/picture-440933-1578047189.jpg)
Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников
Предпосылки разработки и внедрения профессионального стандарта в системе образования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/26/picture-1153861-1564107662.jpg)
Положение о разработке индивидуальной программы профессионального развития педагогических работников
Материал содержит документ, регламентирующий разработку индивидуальной программы профессионального развития педагогов ОО...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/13/picture-993351-1702435229.jpg)
Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».
В основе практики лежит понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...
Организация профессионального развития педагогических работников ДОО
Организация профессионального развития педагогических работников ДОО...
Организация профессионального развития педагогических работников
Организация профессионального развития педагогических работников...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-1103736-1547693005.jpg)
Наставничество как форма профессионального развития педагогических работников
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех кажд...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-1103736-1547693005.jpg)
Практика наставничества "Путь к успеху" как форма профессионального развития педагогических работников
Практика наставничества "Путь к успеху" как форма профессионального развития педагогических работников. Ключевые слова образовательной практики:Наставничество, наставник, наставляемый, педаг...