Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».
статья

Туренко Ольга Алексеевна

В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опытные наставники (координаторы). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для анализа своей работы в цифровой интернатуре

 

  • отзыв педагогов (родителей) о мероприятии;
  • удовлетворенность реализованным событием (свой эмоциональный отзыв);
  • все ли цели и задачи были реализованы в рамках события;
  • возникшие трудности при самостоятельной работе в межвебинарный период;
  • была ли  полезна оказанная тьютерская помощь;
  • эмоциональный отзыв об участии в цифровой интернатуре;
  • было ли полезным участие;
  • будете ли вы в дальнейшем использовать приобретенный опыт в своей работе.



Предварительный просмотр:

Опросник

  • С какими трудностями вы столкнулись при разработке события?
  • Цели события?
  • Задачи?
  • Какой продукт вы получите в результате реализации события?
  • Какие материалы вам необходимо подготовить для реализации события?
  • Какую педагогическую проблему решаете в процессе реализации события?  
  • Какие трудности у вас возникли в процессе самостоятельного группового решения поставленной задачи?
  • Как вы считаете, разработанный вами продукт вызовет положительные эмоции у вашей аудитории, с которыми он будет реализован?



Предварительный просмотр:

«Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».

        В основе практики лежит  понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опытные наставники (координаторы). Она  предполагает решение участниками профессиональных задач в деятельности: одной проблемы (задачи) или цепочки, содержащей несколько связанных друг с другом проблем (задач) в профессиональной деятельности педагогов, которая (которые) будет решаться в рамках событийного ряда в методической и практической профессиональной деятельности.Педагоги на практике освоят, как организовывать события и профессиональное общение средствами интернатуры; научатся проектировать и анализировать продукт, созданный в цифровой среде.Интерны получат опыт взаимодействия, профессионального общения с аудиторией, средствами интернатуры в цифровой среде. Педагоги научатся ориентироваться в современных и эффективных информационно – коммуникационных технологиях, и успешно применять  эти технологии на практике в  педагогической деятельности.

     В условиях эпидемиологической ситуации дошкольным образовательным учреждениям пришлось совершить "прыжок" в развитии системы образования по внедрению дистанционных образовательных ресурсов. Дошкольные учреждения оказались в непростой ситуации, так как многим из них дистанционно работать раньше не приходилось.

В существующих условиях меняются подходы к организации методической работы, для которой характерны кардинальные изменения. На смену традиционным формам методической работы приходят новые, предполагающие высокую степень активности, личную заинтересованность педагога в повышении профессионального развития и  компетентности. Одними из форм такой работы стали информационно-коммуникационные технологии, которые в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования.

Актуальность данной практики состоит в том, что она показывает пути   методического сопровождения педагога в его профессиональном развитии с учетом инновационных подходов  в цифровой среде, которую мы предлагаем реализовать посредством цифровой педагогической интернатуры, по любой  актуальной теме.

Цель практики – совершенствование профессиональных навыков педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий, средствами цифровой интернатуры.

В процессе реализации практики, решаются следующие задачи:

  1. Актуализировать проблемы и перспективы взаимодействия педагогов в цифровой среде с целью профессионального развития.
  2. Совершенствовать профессиональные навыки педагогов, направленные на проектирование, реализацию событий в цифровой среде.
  3. Создать алгоритм взаимодействия педагогов в рамках цифровой педагогической интернатуры.
  4. Совершенствовать проектные и рефлексивные компетенции педагогов в процессе проектирования и анализа продуктов (событий) цифровой педагогической интернатуры.

      Основная идея практики – создание условий для мотивации  деятельности участников образовательных отношений  в цифровой среде.Переосмысление сути данной проблемы, специфики её решения в цифровом пространстве,  разработка персонального набора  профессиональных приемов и способов решения. Основополагающий организационный принцип практики - субъектность участников интернатуры - предполагает наличие спектра выбора форм и видов деятельности. Педагоги имеют возможность действий по собственному замыслу в рамках пространства интернатуры, возможность профессиональной пробы в реальной образовательной ситуации.    

     Для реализации практики рекомендуем   использовать  следующие цифровые технологии:программуZOOM, социальные сети(например: ВКонтакте), мессенджеры Viber, WhatsApp, электронную почту.

     Подготовка цифровой педагогической интернатуры состоит из следующих этапов.

Подготовительный этап:

  • Организаторы (далее координаторы) разрабатывают схему реализации цифровой педагогической интернатуры по заявленной теме.Её содержание может состоять- из 3 событий дистанционного характера и 2 блоков групповой профессиональной деятельности педагогов в межсобытийный период.
  • Координаторы интернатуры имеют у себя на цифровых носителях установленную программу Zoom.
  • Координаторы интернатуры создают в выбранной социальной сети группу.
  • Координатор размещает в социальной сети приглашение  на участие в интернатуре для педагогических работников. В приглашении необходимо  заявить тему и краткую схему её проведения.
  • Заинтересованные педагоги, присылают свои заявки на участие в свободной форме, для получения ссылки входа на события интернатуры и для последующей подготовки сертификата о повышении квалификации на электронную почту организации, осуществляющую цифровую педагогическую интернатуру.
  • Все интерны получают электронную ссылку приглашение на вступление в общую группу, в  выбранной социальной сети,для дальнейшего взаимодействия и обмена материалами.
  • Интернами могут стать педагоги из разных городов. Их необходимо объединить в подгруппы,  для дальнейшей работы.Каждая команда может состоять  из специалистов и педагогов ДОУ.
  • За каждой командой закрепляется координатор - тьютер, для оказания помощи в работе в межвебинарный период.
  • Интернам необходимо установить программу для онлайн конференций Zoom.
  • Координаторы интернатуры создают и отправляют ссылку-приглашение на конференцию в программе Zoom для всех участников интернатуры.

Первый этап:

  • Проблематизация (Координаторы выделяют круг проблем, дефицитов и возможных перспектив работы в цифровой среде).
  • Погружение (Координаторы  знакомят интернов с содержанием апробированной практики, которая будет реализована в рамках цифровой педагогической интернатуры: цели, задачи, основные  направления деятельности и планируемые  результаты её освоения).

Блок самостоятельной деятельности интернов.

Постановка проектных задач интернами (Интерны получают домашнее задание для работы в межвебинарный период: разработать в подгруппах дистанционное событие на аудиторию предусмотренную реализуемой практикой, используя разнообразные формы и методы по желанию).

Межвебинарный период:

  • Организаторы интернатуры оказывают интернам тьютерскую помощь в организации и погружении в подгрупповую деятельность по постановке целей, задач и разработке содержания дистанционного события.
  • Координаторы интернатуры создают и отправляют ссылку-приглашение на конференцию в программе Zoom для всех участников интернатуры.

Второй этап:

     Презентация группового продукта работы. (Решение интернами поставленных проектных задач и презентация модели, схемы и содержания дистанционных событий).

Для всех команд устанавливается регламент выступления. Не более 3-х минут на презентацию содержания события (цели, задачи) и 2 минуты на работу в режиме вопрос-ответ.Интерны могут задать вопросы к команде презентующей продукт, а так же в чат конференции.Организаторы интернатуры могут получить ответы,например,на  следующие вопросы:

  • С какими трудностями вы столкнулись при разработке события?
  • Цели события?
  • Задачи?
  • Какой продукт вы получите в результате реализации события?
  • Какие материалы вам необходимо подготовить для реализации события?
  • Какую педагогическую проблему решаете в процессе реализации события?  
  • Какие трудности у вас возникли в процессе самостоятельного группового решения поставленной задачи?
  • Как вы считаете, разработанный вами продукт вызовет положительные эмоции у вашей аудитории, с которыми он будет реализован?

Блок самостоятельной деятельности интернов.

  • Интернам предлагается самостоятельно реализовать разработанные события в реальных цифровых условиях и оформить их в видеоролик  продолжительностью от 10-15 минут, для дальнейшей презентации.
  • Видеоролик проведённого события выставить в группу в выбранной социальной сети.

Межвебинарный период:

  • Интерны оказывают помощь своей аудитории, которая будет участниками дистанционного события, в установке и освоении программы Zoom.
  • Интерны, в процессе самостоятельной работы, совместно подготавливают необходимую среду для проведения онлайн событий и реализуют их дистанционно.
  • Готовые видеоролики событий размещают в группе в социальной сети.
  • Тьютеры оказывают необходимую помощь интернам по запросу в течение всего периода самостоятельной деятельности интернов.
  • Координаторы отправляют интернамна электронную почту анкету для анализа своей работы в цифровой интернатуре.

      Анкета может включать следующие пункты:

  • отзыв педагогов (родителей) о мероприятии;
  • удовлетворенность реализованным событием (свой эмоциональный отзыв);
  • все ли цели и задачи были реализованы в рамках события;
  • возникшие трудности при самостоятельной работе в межвебинарный период;
  • была ли  полезна оказанная тьютерская помощь;
  • эмоциональный отзыв об участии в цифровой интернатуре;
  • было ли полезным участие;
  • будете ли вы в дальнейшем использовать приобретенный опыт в своей работе.

Координаторы интернатуры создают и отправляют ссылку-приглашение на конференцию в программе Zoom для всех участников интернатуры.

Заключительный  этап:

  • Для всех команд устанавливается регламент выступления. Не более 3-х минут на презентацию содержания события (цели, задачи) и 2 минуты на работу в режиме вопрос-ответ.
  • Презентация интернами реализованных событий их рефлексия и анализ.(Для всех команд устанавливается регламент выступления – не более 5 минут.Интерны презентуют проведённые события в рамках цифровой интернатуры для всех интернов).
  • Рефлексия и анализ интернами проведённой работыв рамках цифровой педагогической интернатуры(Для всех команд устанавливается регламент выступления – не более 3 минут.Интерны анализируют результаты своей работы в цифровой интернатуре, по анкете).
  • Рефлексия и анализкоординаторами работы интерновв рамках цифровой педагогической интернатуры(Координаторы анализируют результаты работы интерновв интернатуре - обратная связь).
  • Координаторы предоставляют интернам сформированный кейс с методическими материалами по итогам работы в цифровой педагогической интернатуре (рекомендации, презентации, полезные ссылки, конспекты, видео ролики и т.д.).
  • В течение месяца координаторы готовят сертификаты о повышении квалификации всем интернам, участникамцифровой педагогической интернатуры. Рассылка производится на электронные адреса интернов.

   Заявленная практика обеспечивает следующие результаты:

  • Педагоги на практике освоят, как организовывать события и профессиональное общение средствами цифровой педагогической интернатуры.
  • Педагоги научатся проектировать и анализировать продукт, созданный в цифровой среде.
  • Интерны получат опыт взаимодействия, профессионального общения с аудиторией, средствами интернатуры в цифровой среде.
  • Педагоги научатсяориентироваться в современных и эффективных информационно – коммуникационных технологиях, и успешно применять  эти технологии на практике в реальной педагогической деятельности.

     Средства измерения результатов образовательной практики: опрос, анкетирование,рефлексия участников интернатуры и координаторов, отзывы аудитории интернов.(ссылка)

1. Для достижения положительного результата в работе с практикой, рекомендуем: изучить  материалы нашего кейса: по работе  в цифровой педагогической интернатуре.

2. Создать  слаженную команду педагогов – организаторов (координаторов) и интернов – педагогов, готовых профессионально развиваться и повышать свою компетентность.

3. Придерживаться  последовательности реализации этапов практики. А также важно соблюдать основной организационный  принцип интернатуры — субъектность участников:выбор ими форм и видов деятельности по собственному замыслу.

Мы уверены, что каждый, кто примет участие в работе интернатуры удивится, как интересно и увлекательно можно проводить время в цифровой среде, общаясь позитивно и с пользой, прокачивая свою профессиональную позицию, приобретая ориентировку в современных и эффективных технологиях, пробуя применять эти технологии на практике в реальной деятельности своей образовательной организации.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов.

«ИКТ-компетенция педагога  образования»

В своей профессиональной деятельности я использую возможности

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Отметьте все варианты, которые Вам подходят – обведите цифру кружком:

1 -  при проведении занятий;

2 – при подготовке к занятиям;

3 - при составлении и оформлении учебного и методического материала;

4 - для повышения квалификации (дистанционные курсы);

5 - как инструмент для самообразования;

6 - для участия в интернет-конференциях, семинарах, вебинарах и др.;

7 - для участия в интернет-конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и др.;

8 - для работы в программе «Контингент»;

9 - для взаимодействия с обучающимися и их родителями (законными представителями);

10 – для виртуального общения;

11 - в своей профессиональной деятельности использую возможности сайтов

(каких? напишите)__________________________________________________;

12 - В педагогической практике использую программы (подчеркните):

Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Acces,

другие (допишите) ______________________________________________;

13 - я зарегистрирована в сетевом профессиональном сообществе;

14 - у меня есть собственный сайт.

Оценка ответов:

12-14 вариантов – 4 балла

8-11 вариантов – 3 балла

4-7 вариантов – 2 балла

1-3 вариантов – 1 балл

0 вариантов – 0 баллов,

где

0 – данная компетенция не проявляется;

1 – слабо выражена данная компетенция;

2 – удовлетворительный уровень владения этой компетенцией (показателем);

3- хороший уровень владения данной компетенцией (показателем);

4 – владение данной компетенцией (показателем) на высоком уровне.



Предварительный просмотр:

https://vk.com/wall-194444498_47 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

          1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

«Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызовы, задачи, перспективные решения»

Областная научно – практическая конференция педагогических работников «Педагогические чтения имени А.А. Куманёва: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников: вызов...

Приказ о создании условий для проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в ДОУ

о создании условий для проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в ДОУ...

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания гражданственности через построение целостного педагогического процесса»

Деловая игра «Слабое звено» на педагогическом совете «Создание условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала детей дошкольного возраста, воспитания г...

Практика наставничества "Путь к успеху" как форма профессионального развития педагогических работников

Практика наставничества "Путь к успеху" как форма профессионального развития педагогических работников. Ключевые слова образовательной практики:Наставничество, наставник, наставляемый, педаг...