Наставничество как форма профессионального развития педагогических работников
статья
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, одной из форм профессионального развития педагогических работников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_kak_forma_professionalnogo_razvitiya.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Наставничество как форма профессионального развития педагогических работников
Автор: Полежаева Инесса Геннадьевна, старший воспитатель
Организация: МАДОУ «Детский сад № 6»
Населенный пункт: Красноярский край г. Назарово
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). Система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, одной из форм профессионального развития педагогических работников. Понятий «наставничество» существует достаточно много, где наставничество рассматривается с разных позиций, к примеру: наставничество как «кадровая технология, обеспечивающая передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника — менее опытному»; наставничество как «форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество» (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации); наставничество как «образовательный процесс на рабочем месте»; наставничество как система адаптации и профессионального развития молодых сотрудников; наставничество как хранитель знаний и ключевой механизм инновационного процесса в компании, как мотиватор современных молодых сотрудников.
В нашей дошкольной образовательной организации наставничество рассматривается как значимый элемент кадровой политики, помогающий решить ряд организационных и управленческих задач, среди которых адаптация и обучение молодых специалистов, снижение текучести кадров, профессиональное развитие педагогических работников.
Наставляемые формируются из числа:
- молодых/начинающих педагогических работников;
- педагогических работников, приступивших к работе после длительного перерыва;
- педагогических работников, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
- педагогических работников, желающих повысить свой профессиональный уровень в определенном направлении педагогической деятельности;
- педагогических работников, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания;
- педагогических работников, испытывающих другие профессиональные затруднения и осознающих потребность в наставнике.
В основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного образовательного дефицита наставляемого.
Критерии отбора наставников и наставляемых их компетенции, права и обязанности обозначены в Программе наставничества «Путь к успеху» МАДОУ «Детский сад № 6».
На добровольной основе и по результатам анкетирования выявляются педагогические работники, которые имеют высокую мотивацию к осуществлению наставнической деятельности. Но важно, чтобы наставники обладали необходимыми качествами, важными для наставнической деятельности: наставники слушают, рекомендуют, рассказывают, обучают, представляют свой опыт; они доступны, критикуют, но конструктивно; поддерживают, неравнодушны, успешны, вызывают восхищение.
С письменного согласия наставников кандидатуры наставников обсуждаются и принимаются на Педагогическом совете. Наставляемые из предложенных кандидатур выбирают себе наставника. На основе персонализированных планов работы, которые являются приложением к программе «Путь к успеху», осуществляют совместную деятельность наставник и наставляемый.
Важными условиями успешного взаимодействия наставника и наставляемого являются соблюдение принципа добровольности, принятие своей роли, наличие объединяющих факторов: общность профессиональных интересов, взаимная заинтересованность и симпатия, уважение и доверие, мотивация к профессиональному росту и развитию, а также готовность к наставническому взаимодействию.
Деятельность всех наставников и наставляемых по реализации программы наставничества «Путь к успеху» осуществляет куратор.
В нашей дошкольной образовательной организации успешно зарекомендовала себя форма наставничества «педагог-педагог», которая реализуется в индивидуальной и групповой форме и осуществляется через следующие модели взаимодействия: «опытный педагог – молодой специалист», «опытный педагог – неопытный педагог».
В зависимости от вида наставничества и особенностей конкретной ситуации наставник использует технологии: технологию сотрудничества, технологию открытого пространства, кейс метод; методы: беседа, рефлексия, создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), наблюдение, анкетирование, личный пример.
Традиционно в конце учебного года в апреле месяце наставникам и наставляемым предоставляется возможность презентовать свою деятельность на Педагогическом совете «Лучший опыт – достояние всех!» и проходит церемония награждения «Лучший наставник».
Итак, основной результат наставнической деятельности - продуктивное развитие личности наставляемого, его интенсивное образование, активная социализация, позитивная социальная адаптация через передачу опыта наставника наставляемому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форма перечня критериев и показателей оценки профессиональной деятельности педагогических работников аттестуемых в целях установления первой квалификационной категории по должности "воспитатель".
Форма перечня критериев для аттестации пеагогических работников....
Положение о разработке индивидуальной программы профессионального развития педагогических работников
Материал содержит документ, регламентирующий разработку индивидуальной программы профессионального развития педагогов ОО...
Методическая практика «Цифровая педагогическая интернатура, как средство создания условий для профессионального развития педагогических работников».
В основе практики лежит понятие цифровая педагогическая интернатура. Это деятельностное погружение интернов в реальную педагогическую деятельность в онлайн формате, которую сопровождают опы...
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:1....
Организация профессионального развития педагогических работников ДОО
Организация профессионального развития педагогических работников ДОО...
Организация профессионального развития педагогических работников
Организация профессионального развития педагогических работников...
Практика наставничества "Путь к успеху" как форма профессионального развития педагогических работников
Практика наставничества "Путь к успеху" как форма профессионального развития педагогических работников. Ключевые слова образовательной практики:Наставничество, наставник, наставляемый, педаг...