"Виды и формы наставничества в ДОУ"
материал
В материале опубликован опыт работы по теме "Наставничество в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опыт работы | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
«Формы и виды наставничества в ДОУ»
Молодые специалисты являются ценным кадровым ресурсом, способным привнести в процесс деятельности дошкольных организаций новые идеи и оригинальные решения. К тому же у них отсутствуют привычные стереотипы в работе. Но, прежде, чем применить свои идеи на практике или даже оформить их в теории, малоопытный педагог начинает процесс профессионального становления.
Данный процесс осложнен тем, что профессиональная адаптация проходит в максимально сжатые сроки, текущая работа и требования результатов не способствуют облегчению этого периода. Если не вмешиваться в этот процесс, не оказывать помощь и не поддержать начинающего педагога, велик риск потерять будущего профессионала, т.к. может произойти моментальное выгорание, что приведет к деформированному типу педагога.
Наставничество в дошкольном учреждении- это передача педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приѐмы под непосредственным руководством наставника. Суть наставничества заключается в передаче личного опыта профессиональной деятельности для ускорения адаптации малоопытного педагога к профессиональной деятельности, оказание ему помощи и поддержки.
В нашем учреждении создана отработанная годами практика наставничества.
В первую очередь –это индивидуальное сопровождение молодых педагогов, которое заключается в флэш-наставничестве, т.е. быстром реагировании на сложившуюся ситуацию или ответ на возникший вопрос более опытным педагогом или педагогами. Чаще всего это вопросы о сложившихся взаимоотношениях с воспитанниками или родителями, каких- либо моментах в повседневной жизни группы.
Система «Педагог-педагог» или теневое наставничество - сопровождение начинающего специалиста закрепленным за ним педагогом со стажем. Сопровождение заключается в теоретической и практической помощи. Здесь действует формула:
- Расскажи;
- Покажи;
-Сделай вместе;
- Дай сделать самостоятельно;
- Оцени и разбери.
Данная формула является эффективной при обучении проведения занятий, режимных моментов, оформления конспектов занятий и мероприятий. К проводимым формам такого типа наставничества относятся взаимопосещения занятий педагога и наставника, мастер-класс, практикум. Наставник оценивает уровень профессиональной компетенции молодого специалиста, разрабатывает тактику дальнейшей работы.
Коллективное наставничество – посещения занятий коллег, родительских собраний, участие в обсуждении этих мероприятий. Привлечение молодых специалистов к работе в творческих и проблемных группах, что дает не только новые знания, но и повышает самооценку.
В нашем саду начинающие педагоги не просто участвуют в обсуждении предстоящих мероприятий: семинаров, конкурсов, но и активно участвуют в них.
Стоит отметить, что наши молодые педагоги традиционно участвуют в муниципальном этапе профессионального конкурса «Воспитатель года» в номинации «Дебют года» и занимают первые места. Отдельно хочется сказать про конкурс прошлого года «Воспитатель 2023», где наш педагог со стажем чуть превышающем три года, получил это звание, вступив в соревнование с педагогами –стажистами.
Привлечение к участию в различных конкурсах-еще один вид наставничества в нашем учреждении. Малоопытных педагогов сопровождают от начала и до конца конкурса, оказывая помощь в определении формата выступления, оформления методических материалов, применения педагогических приемов и методов, учитывая индивидуальные возможности педагога.
В учреждении действует методическое объединение «Школа молодого и малоопытного педагога», в формате которой проводится вся основная работа по повышению профессиональных умений и компетенций малоопытных специалистов. В рамках ШМП проводятся: консультирование, игровые тренинги, образовательные игры, мастер-классы, круглые столы. Особенность организации рабочего процесса школы является взаимообучение сотрудников, т.е. педагоги делятся между собой своими теоретическими знаниями и практическими навыками.
Данная модель организации работы школы позволяет проявить творческие возможности педагогов, расширить их умения, повысить самооценку. Совместная подготовка к конкурсам, выступлениям или праздничным мероприятиям дает ощутимый результат в повышении профессиональных компетенций. Участники ШМП являются победителями и финалистами многих муниципальных и региональных конкурсов. Также активно делятся своим опытом на семинарах.
Такой вид наставничества, как реверсивное, появился в нашем детском саду сравнительно недавно. Его появление стало необходимостью в связи с активным внедрением в педагогический процесс информационных интернет-технологий. Педагоги старшего поколения не всегда успевают отслеживать инновации в этом направлении, и в виду возраста испытывают затруднения в освоении новых навыков. В этой ситуации более молодой педагог является наставником в данной конкретной области для педагога с опытом. Следует отметить, что данный вид наставничества не односторонний, белее опытный педагог также делится своими знаниями.
Тверк-наставничество также широко применяется в нашем ДОУ через группы «Методическая копилка», «Школа молодого педагога» в социальной сети «В контакте». Контент этих групп охватывает всех педагогов учреждения, что дает быструю возможность ответить на какой-либо вопрос или даже устроить обсуждение. Информативная помощь заключается в предоставлении консультаций, памяток, а также кратких советов, таких, как «Структура занятия», «Утренний прием детей», «Протокол родительского собрания» и множества других вопросов, ответы на которых для опытных педагогов не составляют труда, а для молодых специалистов являются реальной помощью в повседневном воспитательном-образовательном процессе.
Реализуемая наставническая работа, проводимая в нашем детском саду доказала свою эффективность. Поступающие на работу молодые педагоги в своем большинстве остаются продолжать профессиональную деятельность, спустя совсем короткий промежуток уже сами оказывают методическую и практическую помощь вновь приходящим специалистам. В нашем коллективе более 60 % сотрудников имеют высшую квалификационную категорию, молодые педагоги имеют возможность и наработанные материалы для получения первой категории спустя короткое время после присвоения им соответствия занимаемой должности. Победы малоопытных специалистов в профессиональных конкурсах также показывают высокий уровень работы по оказанию адаптационной и обучающей помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тьюторство как одна из форм наставничества. Семинар для старших воспитателей.
Технология наставничества в ДОО...
"Партнерские взаимоотношения как форма наставничества в ДОУ"
Наставничество – это не дань моде и не инновация. Издревле так повелось, что молодые подмастерья приобретали практические навыки, работая рядом с мастерами....
Практическая реализация формы наставничества "Педагог-педагог"
Структурное представление этапов....
Консультация для воспитателей "Формы наставничества"
Консультация для воспитателей "Формы наставничества"...
Статья " Формы наставничества, реализуемые в современной дошкольной образовательной организации"
В статье рассматриваются формы наставничества в дошкольной организации, которые способствуют профессиональному развитию молодых специалистов, а также обеспечивают преемственность поколений и пом...
Тренд-сессия как эффективная форма наставничества в рамках взаимодействия «работодатель-студент колледжа»
Адаптация начинающих педагогов и студентов старших курсов педагогических вузов и колледжей является одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования. Решить данную пробле...
Семейный клуб как форма наставничества в ДОУ
Сегодня стала очевидна необходимость грамотного и компетентного родителя, способного в реалиях с современными требованиями, вырастить и развивать ребенка. Поэт...