Тренд-сессия как эффективная форма наставничества в рамках взаимодействия «работодатель-студент колледжа»
статья

Ермакова Юлия Олеговна

Адаптация начинающих педагогов и студентов старших курсов педагогических вузов и колледжей является одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования.  Решить данную проблему можно, используя различные формы наставничества. Наставничество дает возможность будущему педагогу успешно адаптироваться в профессиональной среде, получить необходимые практические навыки, обеспечивает комплексный подход к решению проблем, возникающих в период адаптации молодого специалиста. Вместе с тем наставничество позволяет опытному педагогу дошкольной организации получить новые компетенции. Постоянно действующая программа наставничества в дошкольном учреждении позволяет укреплять внутриколлективные связи и создавать среду взаимоуважения.

Наставничество является традиционной технологией работы с молодыми специалистами. Однако и внутри этой технологии есть место инновациям. Одной из важнейших задач педагога-наставника  становится разработка новых, современных форм работы с начинающими педагогами. При разработке таких форм взаимодействия необходимо учитывать особенности среды, в которой живет новое поколение. Эта социокультурная среда насыщена информацией, поступающей по разным каналам, она призывает к постоянной общественной активности, творческому самовыражению, дает возможность высказать свое мнение, поделиться сомнениями или размышлениями по любому вопросу. Именно этого порой не хватает специалисту, только начинающему свой профессиональный путь в  сфере образования.

Именно эта потребность молодого специалиста быть услышанным, с самого начала быть вовлеченным в образовательный процесс дошкольного учреждения и использовалась при разработке программы наставничества для студентов Нижегородского Губернского колледжа, проходящих производственную практику на базе МБДОУ «Детский сад № 167» города Нижнего Новгорода.

В  разработанной программе наставничества нашли место как традиционный формы работы с  будущими педагогами, так и инновационные современные методы, позволяющие студентам колледжа наиболее эффективно раскрывать свой творческий потенциал.

Среди множества методик наставничества нами была выделена такая практика как тренд-сессия.

Тренд-сессия – это технология формулирования трендов для последующего проектирования личных и командных тактических и  стратегических изменений.

Тренд-сессия представляет собой мини-конференцию или форум, на котором студенты, проходящие практику в дошкольном образовательном учреждении, делятся своим мнением по различным аспектам музыкального развития  в сфере дошкольного образования. Такая форма работы дает будущим педагогам возможность проявить свою активность, высказать точку зрения, поделиться своим мнением, задать вопросы педагогу-наставнику и другим участникам  мероприятия.

На проходящие в детском саду тренд-сессии, как правило, приглашаются методист дошкольного образовательного учреждения и руководитель ДОУ. Это дает возможность руководству образовательным учреждением получить обратную связь от будущих педагогов.

Особенность тренд-сессии заключается в том, что поднимаемые на ней вопросы являются особо актуальными и вызывают активное обсуждение в обществе.

Тренд-сессия развивается последовательно в три этапа:

  1. На начальном этапе проводится обзор проблемы в контексте всей образовательной системы дошкольного образования, рассматриваются вопросы, касающиеся затруднений в развитии данного вопроса, формулируются конкретные задачи в рамках решения проблемы.
  2. На втором этапе мероприятия выявляются проблемы на уровне детского сада (конкретного учреждения), проводится обсуждение возможных вариантов решения задачи.
  3. На последнем, третьем этапе, подводятся итоги обсуждения, оформляются выводы группы, способствующие решению поставленных задач.

Во время проведения таких мероприятий будущие педагоги учатся выделять главное, формулировать цели и задачи при решение проблемных вопросов образования, развивают лидерские и управленческие способности, учатся эффективно  взаимодействовать с другими членами группы.  Педагог-наставник получает обратную связь, предложения студентов-практикантов он может использовать как отправную точку для своего саморазвития.

Так, одна из проведенных тренд-сессий была посвящена особенностям работы музыкального руководителя с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Будущие педагоги неоднократно во время прохождения практики посещали такие занятия, поскольку в ДОУ функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. На начальном этапе студенты  высказали свое мнение о важности и актуальности создания в дошкольных учреждениях условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Они поделились опытом посещения других дошкольных учреждений региона. На втором этапе тренд-сессии прошло обсуждение  вопросов взаимодействия  музыкального руководителями с другими специалистами детского сада. Во время проведения мозгового штурма в рамках тренд-сессии будущими педагогами были предложены такие формы работы с детьми как использование интерактивных игр для развития звуковой и зрительной памяти, развитие фонематического слуха через  поэтическое музицирование, использование мнемотаблиц для активизации познавательного интереса дошкольников и развития у них логического мышления.

Следующая тренд-сессия по инициативе студентов была посвящена вопросам включения в образовательный процесс современной музыки: от популярной до классической в современной обработке.  В рамках мероприятия студентами было предложено использовать в обязательной образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулке, во время подготовки к дневному сну  музыкальных произведений различных жанров для создания определенного настроения дошкольников, повышения уровня их энергичности или создания уютной умиротворяющей атмосферы в группе. Знакомство с современными музыкальными произведениями различных жанров, по мнению будущих педагогов, позволило бы расширить музыкальный кругозор детей, обогатить их опыт, стимулировать познавательную активность.

Также на протяжении учебного года наставником группы, проходящей производственную практику, были проведены тренд-сессии на следующие темы:

  • «Использование бережливых технологий в дошкольном образовательном учреждении». Данное мероприятие проходило в  рамках реализации проекта «Бережливые технологии в ДОУ». Будущие специалисты внесли ряд предложений, которые позволили бы более эффективно использовать время и ресурсы музыкального руководителя.
  • «Применение современных мультимедийных средств в работе музыкального руководителя ДОУ». На данном мероприятии студентами были предложены варианты использования  мультимедийных средств в деятельности музыкального руководителя. Выявлены недостатки и преимущества оборудования, имеющегося в детском саду.
  • «Способствуют ли гаджеты развитию дошкольников?» Данная тема вызвала большой отклик у будущих специалистов сферы образования. Начинающие педагоги привели большое количество примеров как положительного, так и отрицательного влияния гаджетов на детей дошкольного возраста. На заключительном этапе мероприятия были сформулированы правила использования современных средств связи детьми дошкольного возраста, которые, по мнению студентов, помогут минимизировать отрицательное влияние на развитие детей.

Исходя из опыта проведения тренд-сессии с участием будущих педагогов на базе дошкольного образовательного учреждения,  можно сделать вывод: тренд-сессия является эффективной формой наставничества, поскольку позволяет молодому специалисту успешно адаптироваться в профессиональной среде, высказывать свое мнение по острым, вызывающим общественный резонанс вопросам, касающимся сферы образования, обсуждать проблемы и предлагать свои решения.

Список использованной литературы:

  1. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей. Студентов педагогических колледжей и вузов / Н.В. Елжова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс. 2008. – 342 с.
  2. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
  3. Савченко В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 192 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerasimova_yu.o._trend-sessii.docx415.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тренд-сессия как эффективная форма наставничества в рамках взаимодействия «работодатель-студент колледжа»

Герасимова Ю.О., музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 167» г. Нижний Новгород

Адаптация начинающих педагогов и студентов старших курсов педагогических вузов и колледжей является одной из важнейших задач, стоящих перед современной системой образования.  Решить данную проблему можно, используя различные формы наставничества. Наставничество дает возможность будущему педагогу успешно адаптироваться в профессиональной среде, получить необходимые практические навыки, обеспечивает комплексный подход к решению проблем, возникающих в период адаптации молодого специалиста. Вместе с тем наставничество позволяет опытному педагогу дошкольной организации получить новые компетенции. Постоянно действующая программа наставничества в дошкольном учреждении позволяет укреплять внутриколлективные связи и создавать среду взаимоуважения.

Наставничество является традиционной технологией работы с молодыми специалистами. Однако и внутри этой технологии есть место инновациям. Одной из важнейших задач педагога-наставника  становится разработка новых, современных форм работы с начинающими педагогами. При разработке таких форм взаимодействия необходимо учитывать особенности среды, в которой живет новое поколение. Эта социокультурная среда насыщена информацией, поступающей по разным каналам, она призывает к постоянной общественной активности, творческому самовыражению, дает возможность высказать свое мнение, поделиться сомнениями или размышлениями по любому вопросу. Именно этого порой не хватает специалисту, только начинающему свой профессиональный путь в  сфере образования.

Именно эта потребность молодого специалиста быть услышанным, с самого начала быть вовлеченным в образовательный процесс дошкольного учреждения и использовалась при разработке программы наставничества для студентов Нижегородского Губернского колледжа, проходящих производственную практику на базе МБДОУ «Детский сад № 167» города Нижнего Новгорода.

В  разработанной программе наставничества нашли место как традиционный формы работы с  будущими педагогами, так и инновационные современные методы, позволяющие студентам колледжа наиболее эффективно раскрывать свой творческий потенциал.

Среди множества методик наставничества нами была выделена такая практика как тренд-сессия.

Тренд-сессия – это технология формулирования трендов для последующего проектирования личных и командных тактических и  стратегических изменений.

Тренд-сессия представляет собой мини-конференцию или форум, на котором студенты, проходящие практику в дошкольном образовательном учреждении, делятся своим мнением по различным аспектам музыкального развития  в сфере дошкольного образования. Такая форма работы дает будущим педагогам возможность проявить свою активность, высказать точку зрения, поделиться своим мнением, задать вопросы педагогу-наставнику и другим участникам  мероприятия.

На проходящие в детском саду тренд-сессии, как правило, приглашаются методист дошкольного образовательного учреждения и руководитель ДОУ. Это дает возможность руководству образовательным учреждением получить обратную связь от будущих педагогов.

Особенность тренд-сессии заключается в том, что поднимаемые на ней вопросы являются особо актуальными и вызывают активное обсуждение в обществе.

Тренд-сессия развивается последовательно в три этапа:

  1. На начальном этапе проводится обзор проблемы в контексте всей образовательной системы дошкольного образования, рассматриваются вопросы, касающиеся затруднений в развитии данного вопроса, формулируются конкретные задачи в рамках решения проблемы.
  2. На втором этапе мероприятия выявляются проблемы на уровне детского сада (конкретного учреждения), проводится обсуждение возможных вариантов решения задачи.
  3. На последнем, третьем этапе, подводятся итоги обсуждения, оформляются выводы группы, способствующие решению поставленных задач.

Во время проведения таких мероприятий будущие педагоги учатся выделять главное, формулировать цели и задачи при решение проблемных вопросов образования, развивают лидерские и управленческие способности, учатся эффективно  взаимодействовать с другими членами группы.  Педагог-наставник получает обратную связь, предложения студентов-практикантов он может использовать как отправную точку для своего саморазвития.

Так, одна из проведенных тренд-сессий была посвящена особенностям работы музыкального руководителя с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Будущие педагоги неоднократно во время прохождения практики посещали такие занятия, поскольку в ДОУ функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. На начальном этапе студенты  высказали свое мнение о важности и актуальности создания в дошкольных учреждениях условий для всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Они поделились опытом посещения других дошкольных учреждений региона. На втором этапе тренд-сессии прошло обсуждение  вопросов взаимодействия  музыкального руководителями с другими специалистами детского сада. Во время проведения мозгового штурма в рамках тренд-сессии будущими педагогами были предложены такие формы работы с детьми как использование интерактивных игр для развития звуковой и зрительной памяти, развитие фонематического слуха через  поэтическое музицирование, использование мнемотаблиц для активизации познавательного интереса дошкольников и развития у них логического мышления.

Следующая тренд-сессия по инициативе студентов была посвящена вопросам включения в образовательный процесс современной музыки: от популярной до классической в современной обработке.  В рамках мероприятия студентами было предложено использовать в обязательной образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулке, во время подготовки к дневному сну  музыкальных произведений различных жанров для создания определенного настроения дошкольников, повышения уровня их энергичности или создания уютной умиротворяющей атмосферы в группе. Знакомство с современными музыкальными произведениями различных жанров, по мнению будущих педагогов, позволило бы расширить музыкальный кругозор детей, обогатить их опыт, стимулировать познавательную активность.

Также на протяжении учебного года наставником группы, проходящей производственную практику, были проведены тренд-сессии на следующие темы:

  • «Использование бережливых технологий в дошкольном образовательном учреждении». Данное мероприятие проходило в  рамках реализации проекта «Бережливые технологии в ДОУ». Будущие специалисты внесли ряд предложений, которые позволили бы более эффективно использовать время и ресурсы музыкального руководителя.
  • «Применение современных мультимедийных средств в работе музыкального руководителя ДОУ». На данном мероприятии студентами были предложены варианты использования  мультимедийных средств в деятельности музыкального руководителя. Выявлены недостатки и преимущества оборудования, имеющегося в детском саду.
  • «Способствуют ли гаджеты развитию дошкольников?» Данная тема вызвала большой отклик у будущих специалистов сферы образования. Начинающие педагоги привели большое количество примеров как положительного, так и отрицательного влияния гаджетов на детей дошкольного возраста. На заключительном этапе мероприятия были сформулированы правила использования современных средств связи детьми дошкольного возраста, которые, по мнению студентов, помогут минимизировать отрицательное влияние на развитие детей.

Исходя из опыта проведения тренд-сессии с участием будущих педагогов на базе дошкольного образовательного учреждения,  можно сделать вывод: тренд-сессия является эффективной формой наставничества, поскольку позволяет молодому специалисту успешно адаптироваться в профессиональной среде, высказывать свое мнение по острым, вызывающим общественный резонанс вопросам, касающимся сферы образования, обсуждать проблемы и предлагать свои решения.

Список использованной литературы:

  1. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей. Студентов педагогических колледжей и вузов / Н.В. Елжова. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д : Феникс. 2008. – 342 с.
  2. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.
  3. Савченко В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 192 с.

Приложение 1

Копия договора о практической подготовке обучающихся

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  «Нижегородский губернский колледж»

D:\Users\User\Desktop\Мезенцева Т.Н\конкурсы 2022-2023\конкурс наставничество уральский университет\Договор колледж.jpg

Приложение 1

Копия договора о практической подготовке обучающихся

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения  «Нижегородский губернский колледж»

D:\Users\User\Desktop\Мезенцева Т.Н\конкурсы 2022-2023\конкурс наставничество уральский университет\договор колледж 02.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...

«Дистанционное обучение как эффективная форма информационных компьютерных технологий взаимодействия педагогов и родителей в педагогическом пространстве ДОУ»

В презентации описывается один из вариантов организации дистанционного взаимодействия участников педагогического процесса ДОУ - педагогов, родителе, руководства ДОУ. Представлен опыт по работе с родит...

Педагогический брифинг «Эффективные формы и методы социализации детей при взаимодействии с педагогами и специалистами ДОУ в рамках формирования привычки к здоровому образу жизни» Деловая игра по теме: «Здоровье — ключ к

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.Притча «Всё в твоих руках».«Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не...

Педагогический брифинг «Эффективные формы и методы социализации детей при взаимодействии с педагогами и специалистами ДОУ в рамках формирования привычки к здоровому образу жизни» Деловая игра по теме: «Здоровье — ключ к

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу послушать притчу.Притча «Всё в твоих руках».«Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не...

Экологические акции как эффективная форма работы в рамках экологического воспитания старших дошкольников в ДОУ

Современная экологическая обстановка в России становится все более напряженной. Необходимо вырастить новое поколение людей с активной жизненной позицией, способных жить в согласии со своей средой обит...

Наставничество как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

        Выстраивание взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями может строится в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных н...