«Сопровождение педагогов в конкурсном движении, как форма наставнической деятельности в ДОО»
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современный педагог должен постоянно повышать своё профессиональное мастерство. | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сопровождение педагогов в конкурсном движении, как форма наставнической деятельности в ДОО»
Система образования её модернизация меняет представления о педагоге современного образования, государство и общество предъявляют к педагогу всё более высокие требования. В современных условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, который вступил в силу приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1115 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», возрастает потребность педагога в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации в профессии.
Эффективному развитию отечественной системы дошкольного образования, широкому внедрению в практику современных методик и подходов к воспитанию и обучению, и развитию профессиональных компетенций способствует участие в конкурсном движении педагогов.
Современный педагог должен постоянно повышать своё профессиональное мастерство, а это - сложное комплексное образование, присущее личности педагога, формирующееся постепенно под воздействием разных факторов. Поэтому, главной задачей руководителя является создание возможных факторов повышения мастерства педагогов, одним из которых является конкурсное движение.
Конкурсное движение для педагога это:
• профессиональный рост;
• изучение и освоение педагогического опыта;
• определение своего места в профессиональном социуме, получение оценки собственной деятельности;
• возможность заявить о себе;
• широкое профессиональное общение;
• возможность повлиять на рост престижа профессии.
Конкурсное движение решает следующие задачи:
- выявляет лучших педагогов;
- оценивает профессионализм участников;
- способствует поддержке и поощрению лучших педагогов;
- создает условия для обмена опытом и распространения идей по обновлению содержания и технологии профессиональной деятельности педагогических работников.
Но, несмотря на всё это, администрация учреждения сталкивается с некоторыми проблемами, такими как пассивность и сопротивление педагогов к участию в конкурсе, внутренней неготовностью педагогов к самореализации, отсутствие ситуации, когда у педагогов появляется потребность к участию в конкурсах. Ведь для педагогов участие в конкурсах – это дополнительные умственные, физические, материальные и психологические нагрузки.
Как привлечь и замотивировать педагога к участию в конкурсной деятельности?
1. Мотивация педагогов – это система, выстроенная методической службой, администрацией учреждения, которая приводит педагога к успеху. Система мотивации может быть создана следующим образом:
- Система поощрения за высокие результаты;
- Присвоение особого статуса успешным педагогам;
- Информирование всего коллектива о позитивных результатах;
- Формирование определенного мнения о самом процессе конкурса.
2. Поддержка педагогов. Опрос педагогов показал, что наибольшее затруднение у педагогов вызывает процесс подготовки к конкурсу. Поэтому одним из способов привлечения педагогов к конкурсному движению является поддержка педагога, оказание ему содействия со стороны администрации и методической службы дошкольного учреждения, что позволяет педагогу поверить в свои силы, перебороть робость и неуверенность в себе. Для этого можно использовать:
- мастер-классы;
- индивидуальные консультации;
- психологические тренинги, направленные на повышение уверенности в себе, повышение стрессоустойчивости;
- формирование профессионального мастерства педагогов через организацию конкурсного движения в детском саду;
- школа молодого педагога и наставничество, где опытные педагоги-стажисты своим примером показывают всю важность участия в конкурсах молодым педагогам.
В нашем дошкольном учреждении конкурсам придается особое значение. На протяжении многих лет на базе учреждения проводятся различные смотры-конкурсы, заданные годовыми задачами, что помогает не только опытным педагогам, но и молодым специалистам выйти на более высокий уровень профессионального мастерства. Разрабатывая смотры-конкурсы, мы стараемся ставить педагогов в позицию исследователя, затрагиваем те вопросы, в которых они испытывают трудности, тем самым мотивируя их на преодоление собственных затруднений, повышаем потребность в самосовершенствовании. При подготовке к смотру-конкурсу педагоги анализируют развивающую предметно-пространственную среду, просматривают критерии оценивания конкурса и в соответствии с этим создают методические и наглядные пособия, игры, картотеки, лэпбуки по определенной тематике. Особое внимание при подготовке к конкурсу обращается на создание игр в совместной деятельности с детьми и родителями и индивидуализации образовательного пространства. При подготовке к конкурсу педагоги вносят изменения и в пространство группы, исходя из принципов построения развивающей среды: трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей своей группы.
Продуктами смотров-конкурсов может быть пополнение РППС, тематическое оформление к праздникам, подготовка к значимым мероприятиям и событиям ДОУ, пополнение методической копилки педагога т.к. в процессе конкурсной деятельности они систематизируют материалы о собственном педагогическом опыте. Для многих педагогов это является началом в дальнейшей научной работе. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и понимание того, что накоплен педагогический опыт, намечены пути для дальнейшего развития.
Также педагоги-наставники нашего учреждения помогают молодым педагогам принимать участие в дистанционных конкурсах, благодаря которым педагоги учатся грамотно использовать ресурсы сети «Интернет», осознают, что сфера их деятельности представляет собой открытое образовательное пространство, где они могут поделиться опытом с другими педагогами. Трансляция своего педагогического опыта в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от воспитательно-образовательного процесса, развивать навыки педагогической рефлексии и презентационных умений.
Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов, является неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества труда является результативность педагога в конкурсном движении. Для того чтобы конкурсное движение развивалось, необходимо поддерживать педагогов, которые во многом определяют перспективы, стремятся к новым достижениям и доказывают это реальными делами и результатами.
Подготовить педагогов к конкурсам – это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность, которая складывается из умения находить информацию, адекватно её передавать, оценивать ее реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личностных особенностей. Роль руководителя и состоит в том, чтобы разглядеть эту команду, скоординировать её взаимодействие на всех этапах и при наличии специальной подготовки и опыта быть наставником и первым экспертом. Как показал опыт работы, признание собственных заслуг тоже повышает тонус – ведь помочь одерживать маленькую победу педагогу руководителям очень даже по силам.
Самые интересные находки педагоги могут прорекламировать перед своими коллегами на планерках и педагогических советах. Во время презентации педагоги представляют свои пособия, обращают внимание на изготовление и применение их в совместной и самостоятельной деятельности детей. Методические пособия, которые педагоги разработали к конкурсу в учреждении, в дальнейшем мы представляем на конкурсах других уровней и получаем призовые места. Таким образом, конкурсное движение не заканчивается получением диплома в детском саду, а имеет дальнейшее развитие.
Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Ведь именно благодаря родителям и их участию предметно-пространственная среда в группе может стать качественной и эстетичной. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Таким образом, конкурсная деятельность в целом – один из способов мотивации педагога к активному творческому развитию, которое немыслимо без повышения профессиональной компетенции. Качество образования и уровень педагогов, формирующих это качество – взаимосвязанные и взаимозависимые понятия.
Двадцать первый век внёс масштабные изменения в систему образования. Поток информации, получаемый детьми, требует повышения кругозора и роста педагогических знаний со стороны их педагогов. Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоёмкий, но педагог, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. Истинное знание – это индивидуальное знание, которое формируется из опыта собственной деятельности.
В настоящее время конкурсы стали неотъемлемой частью жизнедеятельности образовательных организаций и представляют собой компонент научно-методической работы, организованной на повышение профессионального мастерства педагогов.
Педагоги дошкольного учреждения делятся опытом на городских и окружных методических объединениях. Ежегодно выступают на научно-практических конференциях, проходящих в Иркутском государственном педагогическом институте. Статьи из опыта работы вошли в сборники материалов конференций, расширяется работа педагогов, детей и родителей в интернет-ресурсах, коллектив продолжает творческую и профессиональную деятельность на новом витке образовательной работы. Педагоги стали победителями конкурса на премию губернатора Иркутской области, стали победителями в конкурсе «Лучшее дошкольное учреждение», о коллективе написали в книге «Сибирь в лицах»,
За все эти годы учреждение неизменно подтверждает высочайший уровень педагогического мастерства, имеет высокий рейтинг среди родителей как потребителей образовательных услуг.
Реализуя основные направления Федеральной программы развития образования и Региональной программы развития образования Иркутской области, коллектив дошкольного учреждения ставит перед собой задачи, одна из которых:
- стимулировать педагогов к повышению профессионального роста и самосовершенствованию посредством участия в профессиональных и творческих конкурсах;
Используемая литература:
1. Нугуманова Л.И. Настольная книга “Наставничество: эффективная форма обучения”: информационно-метод. Материалы / авт.сост. Нугуманова Л.И., Яковенко Т.В. - 2-е издание, доп., перераб. - Казань: ИРО РТ, 2020. - 51 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Ритмическая гимнастика, как новая форма оздоровительной деятельности с дошкольниками»
Консультация для педагогов «Ритмическая гимнастика, как новая форма оздоровительной деятельности с дошкольниками»...
"Музыкальные движения-эффективная форма оздоровительной деятельности"
консультация по коррекционной работе с детьми ОВЗ "Музыкальные движения-эффективная форма оздоровительной деятельности"...
Консультация для педагогов "Квест-технология, как эффективная форма игровой деятельности с дошкольниками"
Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест- технологии.Задачи:1.Сформировать у участников мастер класса представление Квест –технологии.2.Соде...
Участие педагогов в конкурсном движении как ресурс профессионального развития
Наш быстро меняющийся окружающий мир требует постоянного повышения квалификации от многих специалистов, в том ...
Методическое сопровождение наставнической деятельности
Методическое сопровождение наставнической деятельности...
Статья "Дуальное обучение как эффективная форма наставнической деятельности в детском саду"
В статье раскрыта система дуального обучения, как форма наставнической деятельности и сопровождения студентов.Представлены некоторые технологии взаимодействия.Также раскрыт подход к проведению рефлекс...
Тезисы: «Сопровождение педагогов в конкурсном движении, как форма наставнической деятельности в ДОО»
Цель: Создание новых путей вовлечения и руководства профессионального роста педагогов ДО. Познакомить с опытом работы по вовлечению педагогов к конкурсному движению; показать, как можно создавать усло...