Участие педагогов в конкурсном движении как ресурс профессионального развития
статья
Наш быстро меняющийся окружающий мир требует постоянного повышения квалификации от многих специалистов, в том числе от педагогов. Это процесс довольно трудоемкий, т.к. требует осмысления новых идей, педагогических традиций, стимулирования активного новаторского поиска. И здесь значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursy.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Участие педагогов в конкурсном движении как ресурс профессионального развития
|
Наш быстро меняющийся окружающий мир требует постоянного повышения квалификации от многих специалистов, в том числе от педагогов. Это процесс трудоёмкий, но интересный и важный. Тем более что подлинное знание – это знание индивидуальное, полученное в результате собственной деятельности. Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы.
В осмыслении новых идей, в сохранении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах.
Определяя значимость конкурсного движения для профессионального развития педагогов, ответим на два вопроса.
1 вопрос: для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах?
2 вопрос: какие возникают проблемы у педагога, участвующего в конкурсах
профессионального мастерства?
Педагог участвует в конкурсах:
для обмена и обобщения собственного опыта с целью поиска и наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;
для актуализации и презентации собственных педагогических
находок и достижений;
для развития дружеских взаимосвязей единомышленников.
ни для кого не секрет, что участие в конкурсах – важный критерий результативности работы педагога при аттестации.
В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самоанализа.
Трансляция опыта работы педагогов на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие педагогических умений и навыков.
Участие в дистанционных конкурсах даёт многое для повышения
профессионального уровня. Во-первых, педагог учится грамотно исполь-зовать учебные ресурсы Интернет, ЭОР, во-вторых, те, кто прошёл
школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они
осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное прост-ранство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства педагогов всей страны и ближнего зарубежья.
Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал". Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога. Да и сама подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом. В это время педагог анализирует свою деятельность (что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности), систематизирует свой педагогический опыт, работает с документами, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
Конкурсы педагогического мастерства помогают:
выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют
профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творчес-кому развитию;
способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов, способ-ных заниматься методической работой;
повышают престиж профессии.
Не стоит забывать и о том, что участие в конкурах – это не только
профессиональный рост для педагога, но и интеллектуальный рост его
учеников. Чтобы подготовиться к любому конкурсу, педагогу необходимо
самому узнать как можно больше, перелистать сотни страниц педагогических журналов, изучить ресурсы крупных образовательных порталов. И ведь как только находишь что-то интересное и увлекательное, то хочется поделиться находками не только с коллегами, но и с ребятами. Значит, и для учеников тоже появляется возможность обогатить свои знания, расширить свой кругозор.
Но почему же не каждый педагог стремится попробовать свои силы в педагогических конкурсах?
Проблемы:
сопротивление педагогов участию в конкурсах;
внутренняя неготовность педагогов к самопрезентации;
отсутствие ситуаций, когда у педагога появляется такая потребность.
Причины возникновения проблемы:
педагоги не хотят участвовать в конкурсах, так как испытывают труд-ности, составляя документацию к конкурсу. Для кого-то сложно систематизировать накопленный педагогический опыт;
пугает огромное количество материала для представления своего опыта.
личная пассивность.
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать – но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчёта времени и психологическое напряжение.
Дорогие педагоги! Не бойтесь и не ленитесь пробовать свои силы в профессиональных конкурсах, показывайте свои достижения и транслируйте активнее свой богатый опыт! Интернет открыл для нас огромные возможности, а «аппетит приходит во время еды»!