Участие педагогов в конкурсном движении как ресурс профессионального развития
статья

Савенко Римма Ринатовна

Наш  быстро  меняющийся  окружающий   мир  требует  постоянного  повышения   квалификации  от  многих  специалистов,  в  том  числе  от  педагогов. Это процесс довольно трудоемкий, т.к. требует  осмысления   новых   идей,  педагогических  традиций, стимулирования активного  новаторского  поиска. И здесь  значительную  роль  играет  участие  в  профессиональных  конкурсах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursy.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Участие  педагогов  в  конкурсном  движении  как  ресурс  профессионального  развития

   

   

Наш  быстро  меняющийся  окружающий   мир  требует  постоянного  повышения   квалификации  от  многих  специалистов,  в  том  числе  от  педагогов.  Это  процесс  трудоёмкий,  но  интересный  и  важный. Тем  более  что подлинное   знание – это знание  индивидуальное,  полученное  в   результате  собственной   деятельности.  Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и  проработано; когда человек анализирует  свою  деятельность  и  делает  правильные  выводы.

В  осмыслении   новых   идей,  в  сохранении  педагогических  традиций, в   стимулировании  активного  новаторского  поиска  значительную  роль  играет  участие  в  профессиональных  конкурсах.

Определяя  значимость  конкурсного  движения для профессионального развития  педагогов, ответим на два вопроса.

1 вопрос: для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах?

2 вопрос: какие возникают проблемы у педагога, участвующего в конкурсах

профессионального мастерства?

Педагог участвует в конкурсах:

 для обмена и обобщения собственного опыта с целью поиска и наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;

 для  актуализации  и  презентации  собственных  педагогических

находок  и  достижений;

 для  развития  дружеских  взаимосвязей  единомышленников.

ни для кого не секрет, что участие в конкурсах – важный критерий результативности  работы  педагога при  аттестации.

В  рамках  участия  в  конкурсах  предоставляется  возможность публичного  предъявления  опыта, демонстрации  определенных  итогов работы, а  также  конструктивного  самоанализа.

Трансляция опыта работы педагогов на конкурсах является тем механизмом, который  позволяет  повышать  квалификацию без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей  развитие  педагогических умений  и  навыков.

Участие  в  дистанционных  конкурсах  даёт  многое  для  повышения

профессионального  уровня. Во-первых,  педагог  учится  грамотно  исполь-зовать  учебные   ресурсы  Интернет,  ЭОР,  во-вторых, те, кто прошёл

школу  дистанционного  конкурса, мыслят  и  действуют  по-другому.  Они

осознают, что  сфера  их  деятельности – открытое  образовательное  прост-ранство, люди  и  ресурсы,  находящиеся  в  разных  городах.  А  это ощущение  единства  педагогов  всей  страны  и  ближнего  зарубежья.

Самое  же  главное,  увеличивается  самоуважение   участника  конкурса: "Я это могу", "Я это сделал".  Повышается  внутренняя  самооценка,  меняется  внутренний   мир   педагога.  Да  и  сама подготовка  к  конкурсу  педагогического  мастерства  является творческим  процессом.  В это время педагог  анализирует  свою  деятельность  (что  удалось,  чем  можно поделиться, какие возникают трудности),  систематизирует  свой  педагогический   опыт,  работает  с  документами,  тем  самым  совершенствует  своё  профессиональное  мастерство.

Конкурсы  педагогического мастерства помогают:  

 выявить  уровень  профессионализма  каждого  участника, способствуют  

профессиональному  росту  педагога,  дают  толчок  к  дальнейшему творчес-кому  развитию;

 способствуют  выявлению  творческих,  инициативных  педагогов, способ-ных заниматься методической работой;

 повышают  престиж  профессии.  

Не стоит забывать  и  о том, что участие  в  конкурах – это  не  только

профессиональный  рост  для  педагога, но и  интеллектуальный  рост  его

учеников. Чтобы  подготовиться  к  любому конкурсу, педагогу  необходимо

самому узнать как можно больше, перелистать  сотни  страниц  педагогических  журналов, изучить ресурсы крупных образовательных порталов.  И  ведь  как  только  находишь  что-то интересное  и  увлекательное,  то  хочется  поделиться  находками  не  только  с  коллегами, но и с ребятами. Значит, и для учеников тоже появляется возможность обогатить  свои  знания,  расширить  свой  кругозор.

Но  почему  же  не  каждый  педагог  стремится  попробовать  свои  силы в  педагогических  конкурсах?

Проблемы:

 сопротивление  педагогов  участию  в  конкурсах;

 внутренняя  неготовность  педагогов  к  самопрезентации;

 отсутствие  ситуаций,  когда  у  педагога  появляется  такая  потребность.

Причины  возникновения  проблемы:

 педагоги  не  хотят  участвовать  в  конкурсах, так  как  испытывают труд-ности,  составляя  документацию  к  конкурсу.  Для кого-то сложно систематизировать  накопленный  педагогический  опыт;

 пугает  огромное  количество  материала  для  представления  своего  опыта.

  личная  пассивность.

Можно  по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать  их,  поддерживать  и  игнорировать – но,  думаю,  сложно отрицать  то,  что  ситуация  конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость  точного  расчёта  времени  и  психологическое  напряжение.

Дорогие  педагоги! Не бойтесь и  не ленитесь пробовать свои силы в профессиональных   конкурсах,  показывайте  свои  достижения  и транслируйте  активнее  свой  богатый  опыт! Интернет открыл для нас огромные  возможности,  а  «аппетит  приходит  во  время  еды»!