Организационно-психологические условия обеспечения профессионального здоровья педагогов ДОУ
презентация к уроку (подготовительная группа)

Мария Владимировна Крупнина

Эмоционально м физически загруженный педагог предпочитает известный круг ситуаций, где он обучает и не хочет рисковать, используя инновации, находит для себя логическое оправдание в нежелании самообразования и рефлексии своей профессиональной деятельности (процесс стагнации). Профессиональное здоровье педагога - это не отсутствие проблем, а умение, желание и способность их решить.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организационно-психологические условия обеспечения профессионального здоровья педагогов ДОУ

Слайд 2

Здоровье в словаре С. И. Ожегова - это «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Такая профессиональная группа, как педагоги , является одной из групп, максимально подверженных стрессам, следствием чего является высокий уровень психосоматических, невротических и физических расстройств.

Слайд 3

К числу причин , негативно влияющих на здоровье педагога, относятся: - высокий уровень нервно-психической напряженности; - высокий уровень социальной ответственности; - хронические перегрузки; - риск заболевания в связи с общением с множеством людей; - дефицит времени на восстановление потраченных сил; - низкий уровень адаптации к возрастающим требованиям.

Слайд 4

Эмоционально и физически загруженный педагог предпочитает известный круг ситуаций, где он обучает и не хочет рисковать, используя инновации, находит для себя логическое оправдание в нежелании самообразования и рефлексии своей профессиональной деятельности (процесс стагнации ). Профессиональное здоровье педагога – это не отсутствие проблем, а умение, желание и способность их решить .

Слайд 5

В связи с этим встает вопрос о создании нового направления в психолого-медико-социальной профилактике нарушений здоровья педагогов. Оно предполагает интегрированный подход к решению данной проблемы. Только интеграция медицинского, психологического и социального подходов может дать положительные результаты. Медицинский подход : своевременное медицинское обследование (диспансеризация), возможность занятий спортом по льготным абонементам (заключение договоров со спортивными клубами, бассейнами и другими оздоровительными организациями), загородный отдых (санатории, профилактории для педагогов). Психологический подход : обеспечение психологической поддержки педагогов (наблюдение психологом за рабочим процессом и оказание профессиональной помощи: обучение приемам саморегуляции посредством тренингов как коллективных, так и индивидуальных и другие приемы). Социальный подход : экономический, информационный, законодательный. Данное направление находится в стадии формирования, поэтому встает вопрос о конкретной помощи педагогам по принципу «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС».

Слайд 6

Как же создать на базе конкретного учреждения (в данном случае ДОУ) необходимые условия для сохранения профессионального здоровья педагогов? Решение данного вопроса – это создание конкретного продукта (= проекта ) внутри ДОУ , включающего разработку, систематизацию и проведение мероприятий, помогающих педагогам выявить собственные проблемы и найти пути решения. Задачи создания данного продукта : Сформировать у педагогов ценностное отношение к своему профессиональному здоровью; Повысить готовность педагогов к решению проблемы профессионального здоровья; Повысить уровень профессионального здоровья педагогов ДОУ (конечный результат).

Слайд 7

Формы работы внутри проекта Педсоветы в нетрадиционной форме с использованием отдельных форм активизации педагогов; Презентации и дискуссии; Игры и тренинги («мозговой штурм», «тематические дебаты», тренинг-релаксация и другие) Проблемные группы; Творческие группы; Экспериментальные группы. Совместные досуги вне ДОУ, выезды на экскурсии и др.

Слайд 8

Педсоветы в нетрадиционной форме Цель педсовета – это совершенствование работы коллектива. Традиционные педсоветы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами. Результатом проведения педсоветов в данной форме является донесение определенной информации, но сопровождается состояние психологического дискомфорта, подавленности у педагогов, их неуверенности в собственных силах. Педсоветы в нетрадиционной форме: имитация конкретной ситуации, обсуждение двух противоположных точек зрения, обучение практическим умениям, работа с документацией (обучение-тренинг), интеллектуальные игры-размышления. Данная форма работы требует определенного уровня знаний и умений со стороны администрации, при этом являясь наиболее эффективной для достижения поставленной цели. Решение проблемы организации педсоветов в нетрадиционной форме – это создание в ДОУ активной группы педагогов.

Слайд 9

Презентации и дискуссии Данный метод совместной работы основан на представлении какого-либо опыта (собственного или заимствованного) в форме презентации с обязательным обсуждением его за «круглым столом». Результатом таких встреч является активизация педагогов во время совместной работы, сближение коллектива. Формирование знаний, передача опыта.

Слайд 10

Игры и тренинги («мозговой штурм», «тематические дебаты», тренинг-релаксация и другие) Целью игр и тренингов является активация формы повышения квалификации педагогов, сплочение коллектива, повышение культуры взаимодействия. Игры и тренинги могут происходить в формах : «мозговой штурм» (команды или отдельно педагоги должны дать определение какому-либо новому понятию, профессиональному действию), «тематические дебаты» (командное обоснование какого-либо предположения), тренинг-релаксация (психологический прием для снятия эмоциональной нагрузки)

Слайд 11

Проблемные группы « Знания побеждают страх!» В условиях реализации ФГОС ДО возникла необходимость повышения профессионального мастерства педагогов. Большая нагрузка в связи с этим ложится как на самих педагогов, так и на методических работников ДОУ, в обязанности которых входит методическое сопровождение специалистов, их профессиональная поддержка. В данном случае методистом ДОУ следует провести диагностику среди педагогов с целью выявления проблем, распределение их по «проблемным группам», с которыми следует выстраивать направленную работу. Повышение компетентности педагогов положительно сказывается на их самооценке, эмоциональном настрое, позитивном отношении к себе и своей профессиональной деятельности. На помощь методическим работникам в данном случае могут прийти педагоги, владеющие данными знаниями и способные передать опыт (=коллективное наставничество).

Слайд 12

Творческие группы В коллективе всегда есть педагоги, способные поделится своими творческими знаниями и умениями, участвующие в конкурсах, районных творческих группах. Открытая форма общения в творческих группах на базе ДОУ даст возможность поделится своими навыками и умениями одним педагогам и перенять эти знания другим. У нас есть педагоги с положительным опытом работы с родителями, с творческими (художественными) способностями и умениями. Создание творческих групп в ДОУ поможет педагогам сплотиться, повысить свою самооценку, получив определенные знания и навыки, а также признание от коллег.

Слайд 13

Экспериментальные группы Некоторые педагоги ДОУ внедряют в свою профессиональную деятельность новаторские идеи. Это могут быть идеи по проектной деятельности, по наставничеству старших воспитанников в отношении младших, прогрессивные идеи в работе с родительским сообщество, по адаптационной работе и др. Создание в ДОУ экспериментальных групп (по желанию и возможностям педагогов!) и дальнейшая работа по передаче их опыта коллегам, обсуждение результатов данной работы в коллективе даст возможность более эффективно продвигаться по вектору профессионального совершенствования.

Слайд 14

Эмоциональное благополучие педагога является одной из наиболее важных составляющих его профессионального здоровья. Владение педагогами профессиональными компетенциями дают возможность быть в гармонии с собой и с окружающими людьми, что приводит к состоянию «профессионального счастья». Работа внутри ДОУ в этом направлении – это то, что мы можем сделать своими силами и должно принести положительный результат.

Слайд 15

Совместные досуги вне ДОУ, выезды на экскурсии и др. Совместные запланированные выезды на природу, в театр, на экскурсии один из видов работы в направлении профилактики профессионального здоровья педагогов. Сплочение коллектива, эмоциональный подъем, отдых от работы положительно повлияют на работоспособность и общий климат в коллективе.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

          1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

Обеспечение условий совершенствования профессионального мастерства педагогов и помощь педагогам в самообразовании

В презентации говорится о принципах, условиях и формах работы по самообразованию педагогов. Представлен маршрут методического сопровождения по самообразованию педагогов ДОУ...

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО

Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...

Психологическое обеспечение профессионального здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений

В материалах  представлены факторы, влияющие на профессиональное здоровье педагогов и  техники профилактики эмоционального выгорания. Материалы будут полезны психологам, педагогам, методиста...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...

Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования

Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования В условиях интенсивных изменений, происходящих в систем...