Организационно-психологические условия обеспечения профессионального здоровья педагогов ДОУ
презентация к уроку (подготовительная группа)
Эмоционально м физически загруженный педагог предпочитает известный круг ситуаций, где он обучает и не хочет рисковать, используя инновации, находит для себя логическое оправдание в нежелании самообразования и рефлексии своей профессиональной деятельности (процесс стагнации). Профессиональное здоровье педагога - это не отсутствие проблем, а умение, желание и способность их решить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организационно-психологические условия обеспечения профессионального здоровья педагогов ДОУ | 297.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровье в словаре С. И. Ожегова - это «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие». Такая профессиональная группа, как педагоги , является одной из групп, максимально подверженных стрессам, следствием чего является высокий уровень психосоматических, невротических и физических расстройств.
К числу причин , негативно влияющих на здоровье педагога, относятся: - высокий уровень нервно-психической напряженности; - высокий уровень социальной ответственности; - хронические перегрузки; - риск заболевания в связи с общением с множеством людей; - дефицит времени на восстановление потраченных сил; - низкий уровень адаптации к возрастающим требованиям.
Эмоционально и физически загруженный педагог предпочитает известный круг ситуаций, где он обучает и не хочет рисковать, используя инновации, находит для себя логическое оправдание в нежелании самообразования и рефлексии своей профессиональной деятельности (процесс стагнации ). Профессиональное здоровье педагога – это не отсутствие проблем, а умение, желание и способность их решить .
В связи с этим встает вопрос о создании нового направления в психолого-медико-социальной профилактике нарушений здоровья педагогов. Оно предполагает интегрированный подход к решению данной проблемы. Только интеграция медицинского, психологического и социального подходов может дать положительные результаты. Медицинский подход : своевременное медицинское обследование (диспансеризация), возможность занятий спортом по льготным абонементам (заключение договоров со спортивными клубами, бассейнами и другими оздоровительными организациями), загородный отдых (санатории, профилактории для педагогов). Психологический подход : обеспечение психологической поддержки педагогов (наблюдение психологом за рабочим процессом и оказание профессиональной помощи: обучение приемам саморегуляции посредством тренингов как коллективных, так и индивидуальных и другие приемы). Социальный подход : экономический, информационный, законодательный. Данное направление находится в стадии формирования, поэтому встает вопрос о конкретной помощи педагогам по принципу «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС».
Как же создать на базе конкретного учреждения (в данном случае ДОУ) необходимые условия для сохранения профессионального здоровья педагогов? Решение данного вопроса – это создание конкретного продукта (= проекта ) внутри ДОУ , включающего разработку, систематизацию и проведение мероприятий, помогающих педагогам выявить собственные проблемы и найти пути решения. Задачи создания данного продукта : Сформировать у педагогов ценностное отношение к своему профессиональному здоровью; Повысить готовность педагогов к решению проблемы профессионального здоровья; Повысить уровень профессионального здоровья педагогов ДОУ (конечный результат).
Формы работы внутри проекта Педсоветы в нетрадиционной форме с использованием отдельных форм активизации педагогов; Презентации и дискуссии; Игры и тренинги («мозговой штурм», «тематические дебаты», тренинг-релаксация и другие) Проблемные группы; Творческие группы; Экспериментальные группы. Совместные досуги вне ДОУ, выезды на экскурсии и др.
Педсоветы в нетрадиционной форме Цель педсовета – это совершенствование работы коллектива. Традиционные педсоветы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами. Результатом проведения педсоветов в данной форме является донесение определенной информации, но сопровождается состояние психологического дискомфорта, подавленности у педагогов, их неуверенности в собственных силах. Педсоветы в нетрадиционной форме: имитация конкретной ситуации, обсуждение двух противоположных точек зрения, обучение практическим умениям, работа с документацией (обучение-тренинг), интеллектуальные игры-размышления. Данная форма работы требует определенного уровня знаний и умений со стороны администрации, при этом являясь наиболее эффективной для достижения поставленной цели. Решение проблемы организации педсоветов в нетрадиционной форме – это создание в ДОУ активной группы педагогов.
Презентации и дискуссии Данный метод совместной работы основан на представлении какого-либо опыта (собственного или заимствованного) в форме презентации с обязательным обсуждением его за «круглым столом». Результатом таких встреч является активизация педагогов во время совместной работы, сближение коллектива. Формирование знаний, передача опыта.
Игры и тренинги («мозговой штурм», «тематические дебаты», тренинг-релаксация и другие) Целью игр и тренингов является активация формы повышения квалификации педагогов, сплочение коллектива, повышение культуры взаимодействия. Игры и тренинги могут происходить в формах : «мозговой штурм» (команды или отдельно педагоги должны дать определение какому-либо новому понятию, профессиональному действию), «тематические дебаты» (командное обоснование какого-либо предположения), тренинг-релаксация (психологический прием для снятия эмоциональной нагрузки)
Проблемные группы « Знания побеждают страх!» В условиях реализации ФГОС ДО возникла необходимость повышения профессионального мастерства педагогов. Большая нагрузка в связи с этим ложится как на самих педагогов, так и на методических работников ДОУ, в обязанности которых входит методическое сопровождение специалистов, их профессиональная поддержка. В данном случае методистом ДОУ следует провести диагностику среди педагогов с целью выявления проблем, распределение их по «проблемным группам», с которыми следует выстраивать направленную работу. Повышение компетентности педагогов положительно сказывается на их самооценке, эмоциональном настрое, позитивном отношении к себе и своей профессиональной деятельности. На помощь методическим работникам в данном случае могут прийти педагоги, владеющие данными знаниями и способные передать опыт (=коллективное наставничество).
Творческие группы В коллективе всегда есть педагоги, способные поделится своими творческими знаниями и умениями, участвующие в конкурсах, районных творческих группах. Открытая форма общения в творческих группах на базе ДОУ даст возможность поделится своими навыками и умениями одним педагогам и перенять эти знания другим. У нас есть педагоги с положительным опытом работы с родителями, с творческими (художественными) способностями и умениями. Создание творческих групп в ДОУ поможет педагогам сплотиться, повысить свою самооценку, получив определенные знания и навыки, а также признание от коллег.
Экспериментальные группы Некоторые педагоги ДОУ внедряют в свою профессиональную деятельность новаторские идеи. Это могут быть идеи по проектной деятельности, по наставничеству старших воспитанников в отношении младших, прогрессивные идеи в работе с родительским сообщество, по адаптационной работе и др. Создание в ДОУ экспериментальных групп (по желанию и возможностям педагогов!) и дальнейшая работа по передаче их опыта коллегам, обсуждение результатов данной работы в коллективе даст возможность более эффективно продвигаться по вектору профессионального совершенствования.
Эмоциональное благополучие педагога является одной из наиболее важных составляющих его профессионального здоровья. Владение педагогами профессиональными компетенциями дают возможность быть в гармонии с собой и с окружающими людьми, что приводит к состоянию «профессионального счастья». Работа внутри ДОУ в этом направлении – это то, что мы можем сделать своими силами и должно принести положительный результат.
Совместные досуги вне ДОУ, выезды на экскурсии и др. Совместные запланированные выезды на природу, в театр, на экскурсии один из видов работы в направлении профилактики профессионального здоровья педагогов. Сплочение коллектива, эмоциональный подъем, отдых от работы положительно повлияют на работоспособность и общий климат в коллективе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...
Обеспечение условий совершенствования профессионального мастерства педагогов и помощь педагогам в самообразовании
В презентации говорится о принципах, условиях и формах работы по самообразованию педагогов. Представлен маршрут методического сопровождения по самообразованию педагогов ДОУ...
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО
Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...
Психологическое обеспечение профессионального здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений
В материалах представлены факторы, влияющие на профессиональное здоровье педагогов и техники профилактики эмоционального выгорания. Материалы будут полезны психологам, педагогам, методиста...
Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...
Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования
Развитие профессиональных компетенций воспитателя в условиях реализации профессионального стандарта педагога и ФГОС дошкольного образования В условиях интенсивных изменений, происходящих в систем...