Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
методическая разработка по теме
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.
В настоящее время ожидания государства связаны с тем, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества.
Не случайно в «Концепции модернизации российского образования на период 2010 г.» подчеркивается, что основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Администрации Верх – Исетского района
Педагогический проект
Тема:
«Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Исполнитель: Ворончихина Л.Ю
Должность: старший воспитатель
МБДОУ № 414 - детский сад
комбинированного вида
г. Екатеринбург. 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
- Реферативная часть………………………………………………………5
- Проектировочная часть
- этап -подготовительный …………………………………………….8
- этап- проектировочный……………………………………………...9
- этап-внедренческий…………………………………………………11
- этап-результативный………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………15
Приложение
№ 1-Кадровая характеристика педагогов;
№ 2-Анкета «Комплексные задания к определению профессиональной компетенции педагогов ДОУ»; график компетенции педагогов; таблица содержания работы по самообразованию педагогов.
№ 3- Портфолио педагога дошкольного учреждения;
№ 4- Диагностические карты мастерства и творчества педагогов;
№ 5- Анкеты для педагогов;
№ 6- «Школа начинающего педагога».
Введение
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.
В настоящее время ожидания государства связаны с тем, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества.
Не случайно в «Концепции модернизации российского образования на период 2010 г.» подчеркивается, что основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.
Задача методиста – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов.
Реферативная часть.
Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка.
Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах.
Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.
По мнению Н.С.Голициной, самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогических и психологических наук
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
Основными направлениями в системе образования педагогов дошкольного учреждения являются:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно- методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Анализируя литературу по проблеме, автор отмечает, что изменились требования к самообразованию педагогов. При разработке плана работы по данной теме автором были изучены нормативно- правовые документы и применены на практике источники, имеющиеся в дошкольном учреждении:
- методическое обеспечение ДОУ по данной теме;
- диагностика мастерства и творчества педагога;
- планирование самостоятельного самообразования педагогов по данной теме.
Тем не менее, при изучении литературы и других источников, отмечается что сломать сложившийся механизм торможения самообразования педагогов необходимо при помощи активизации чаловеческого фактора в просвещении, развитии творческого потенциала педагогов и всего педагогического коллектива ДОУ.
Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы самообразования педагогов, чаще работа с педагогами ведется только по одному из направлений, в связи с этим выявлены следующие противоречия:
- Между участием педагогов в образовательном процессе и недостатком их заинтересованности в области данной проблемы, а так же низким уровнем педагогической компетентности педагогов;
- Между пониманием педагогами значимости этой проблемы и нехваткой методической литературы;
- Между необходимостью повысить заинтересованность педагогов и нуждающейся в обогащении по данной тематике, создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ.
Для того, что бы повысить педагогов к самообразованию, автором была выбрана тема для проектировочной деятельности:
«Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Объект: процесс повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
Предмет: самообразование педагога, обеспечивающее развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Цель: провести и разработать систему по самообразованию педагогов в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что самообразование педагогов может стать эффективным условием повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ, если:
- работа с педагогами в ДОУ осуществляется через совершенствование теоретического уровня и профессионального мастерства;
- самообразование педагога систематически включается в методическую работу ДОУ.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- Проанализировать литературу по проблеме исследования;
- Провести диагностику знаний педагогов по данной проблеме;
- Разработать педагогическую систему по самообразованию педагогов;
- Разработать методические рекомендации для педагогов по данной теме;
- Организовать для педагогов «Школу – педагога дошкольника»
- Обогатить предметно - развивающую среду ДОУ по работе педагогов в самообразовании.
Основными нормативными документами, регламентирующими профессиональную компетентность педагога, являются:
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция о правах ребенка.
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
- Устав дошкольного учреждения.
- Концепция дошкольного образования.
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении.
- Письмо МО РФ от 7 апреля 1999 г. № 70\ 23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
- Письмо МО РФ от 14 марта 2000 г. № 65\23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
- Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия педагога с детьми). (Приложение к приказу № 10 РФ от 22 августа 1996 г. № 448).
- Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. (Приказ МО РФ от 26 июня 2000 г. № 1908).
Работа по данной теме началась с изучения требований закона «Об образовании» РФ, ГОС, методических рекомендаций по аттестации, на основании этого сделан вывод о необходимости повышения самообразования педагогов в дошкольном учреждении.
Проектировочная часть.
1 этап - подготовительный.
Цель этапа: определить и проанализировать уровень самообразования у педагогов ДОУ.
Вся работа была проведена на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида №123.
В анализе принимали участие 22 педагога. Кадровая характеристика представлена в (Приложение № 1). Данные приведенные в приложении, позволяют сделать некоторые выводы о кадровом составе педагогического коллектива ДОУ. Коллектив характеризуется стабильностью (69% педагогов работают в течении 5-20 лет), но в коллектив дошкольного учреждения влились молодые педагоги (31% имеют стаж работы от 1 года до 2 лет). Средний возраст педагогов – 34 года, I квалификационную категорию имеют - 10 педагогов; II квалификационную категорию имеют 6 педагогов; без категории – 6 педагогов.
Для организации и проведения первого этапа, необходимо было определить исходный уровень профессиональной компетенции педагогов ДОУ. Автором была использована анкета «Комплексные задания к определению профессиональной компетенции педагогов ДОУ» авторы-составители А.С.Агафонова, С.А.Воротникова, Т.Н.Щербакова и др. (Приложение № 2)
Путем сравнения результатов анализа анкетирования и анализа нормативных документов, был определен уровень компетенции педагогов и объем необходимой работы по самообразованию педагогов.
Вывод: Анализ уровня профессиональной компетенции педагогов и требований нормативно- правовых документов показал, что уровень профессиональной компетенции педагогов находится на следующем уровне: 6%- показал оптимальный уровень профессиональной компетенции у 3 педагогов работающих в МДОУ более 15 лет, 64% - педагогов показали допустимый уровень компетенции, педагоги работающие 5-10 лет, и 30% - педагогов показали критический уровень профессиональной компетенции, это молодые педагоги работающие в МДОУ от 1 года до 2 лет (см.график в приложении №2).
Для более высокого уровня профессиональной компетенции нужно разработать педагогическую систему по самообразованию педагогов: составить таблицу содержания работы педагога по самообразованию; разработать методические рекомендации для педагогов по данной теме; организовать для молодых педагогов «Школу – педагога дошкольника»; обогатить предметно - развивающую среду ДОУ по работе педагогов в самообразовании.
2 этап – проектировочный.
Цель этапа:
- Разработка портфолио педагога и составление карт по самообразованию для педагогов ДОУ;
- Разработка диагностических карт мастерства и творчества для педагогов ДОУ;
- Разработка анкет по выявлению трудностей и методических потребностей в работе педагогов;
- Создание условий для работы с научно-педагогической информацией с использованием системы Интернет;
- Организация «Школы начинающего педагога» на базе дошкольного учреждения, для начинающих педагогов ДОУ.
По окончании первого этапа, автором было принято решение о разработке портфолио педагога и составление карт по самообразованию для педагогов ДОУ с целью повышения профессиональной компетенции педагога в межаттестационным период. (Приложение №3)
Составлены диагностические карты мастерства и творчества для педагогов ДОУ с целью определения профессионального роста педагогов. (Приложение № 4)
Для более полной информации реальных возможностей педагогов ДОУ, использовались анкеты, разработанные для педагогов. (Приложение № 5)
В дошкольном учреждении для создания принципиально новых систем развития деятельности педагога было оборудовано место для работы с научно-педагогической информацией с использованием системы Интернет.
Для молодых педагогов и специалистов ДОУ автором была организована «Школа начинающего педагога» (Приложение № 6), целью которой является повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:
- стажировка у опытного коллеги;
-лекции по заявкам педагогов;
-Тренинги;
- Практикумы;
Направления деятельности "Школы начинающего педагога":
- формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе;
- работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.
Формы самообразования педагогов:
- индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
- коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.
Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность педагогов.
Вывод: При помощи разработанного портфолио для педагогов, составленных карты по самообразованию, диагностических карты мастерства и творчества, анкет по выявлению трудностей и методических потребностей в работе педагогов, а же созданных условий для работы с научно-педагогической информацией с использованием системы Интернет, будут способствовать формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства у каждого педагога. Организованная в ДОУ "Школа начинающего педагога" позволит молодым педагогам и специалистам дошкольного учреждения адаптироваться в условиях нового коллектива, быстрее найти ответы, на сложные для новичка вопросы, добиться успеха в работе с детьми.
3 этап – внедренческий.
Цель этапа:
- Внедрить в образовательный процесс ДОУ «Школу начинающего педагога» для повышения результативности методической работы по самообразованию педагогов;
- Предложить педагогам ДОУ использование и применение на практике, портфолио и карт по самообразованию для определения профессиональной компетенции педагога.
Разработанная автором «Школа начинающего педагога» была применена на практике.
Результативность:
Молодым педагогам самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
При организации обучения будут учитываться профессиональный уровень педагогов, различные критерии, позволяющие старшему воспитателю отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы дальнейшего обучения.
Педагогам ДОУ было предложено использование и применение на практике, портфолио и карт по самообразованию для помощи в подборке материалов, характеризующих уровень его квалификации и содержания основных направлений профессионального роста, и профессиональной компетенции.
Вывод: Разработанное портфолио для педагогов, составленные карты по самообразованию, диагностические карты мастерства и творчества, анкеты по выявлению трудностей и методических потребностей в работе педагогов, а же созданные условий для работы с научно-педагогической информацией с использованием системы Интернет, были внедрены в практику работы с педагогами и способствовали формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства у каждого педагога.
"Школа начинающего педагога" помогла более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволила быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми, повысился профессионализм молодых педагогов, их мастерство и творческие способности.
4 этап - результативный.
Цель этапа: Анализ результатов выполненной работы.
На основании проведенных подготовительного и проектировочного этапов, автором была проверена результативность применения портфолио педагога, карт по самообразованию для педагогов ДОУ, диагностических карт мастерства и творчества для педагогов, анкет по выявлению трудностей и методических потребностей в работе педагогов, «Школы начинающего педагога».
Подводя итог по выявлению профессиональной компетентности педагогов по средствам самообразования, можно заметить положительную динамику. Удовлетворение потребности педагога в пополнении знаний, является одним из путей определения тематики самообразования. Успешность педагога напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя.
Убедившись в том, что практическая деятельность дает заметный результат, автор решила продолжать дальнейшую работу по самообразованию педагогов, как одному из условий повышения профессиональной компетенции.
Проанализировав свою работу и полученные результаты, автор пришла к следующим выводам:
- Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка;
- Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.
- Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
- У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
- Работа педагогов стала более эффективной, благодаря введению педагогической системы.
Заключение
В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовании происходят очень быстро, требования к образованию так же постоянно растут.
Целенаправленная работа педагога по самообразованию является одним из современных требований по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретений новых профессиональных навыков и умений в свете.
На будущее автор планирует:
- Дополнить существующий перечень диагностических карт мастерства и творчества для педагогов, анкет по выявлению трудностей и методических потребностей в работе педагогов.
- Для повышения профессионализма молодых педагогов ДОУ, продолжать работу «Школы начинающего педагога».
Список литературы
- Амоношвили Ш.А., Загвязинский В.И Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш.Амонашвили, В.И.Загвязинская// Педагогика, 2000.
- Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условия повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения. Дис.канд.пед.наук, Екатеринбург, 2006.
- Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста.-2002.-№ 1.
- Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. М., АСТ,2003.
- Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Творческий центр, 2005.
- ВасильеваА.И., Батурина Л.А., Кобина И.И. Старший воспитатель детского сада. М: Просвещение, 1990.
- Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М.: «Издательство Скрипторий», 2006.
- Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: виды и понятия // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000.№ 4.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Минобразования РФ.2002. №2.
- Лосев П.Н.Управление методической работой в современном ДОУ. М.: Политиздат, 1975.
- Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений РФ. М.: приказ Мин. обр.РФ № 1908 от 26.06.2000.
- Честнова Н.Ю. Настольная книга методиста детского сада. Ростов-на-Дону.: Феникс.2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...
Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....
Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях информатизации ДОУ.
Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы "Кадровое обеспечение реализации образовательной программы"...
Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО
В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...
Доклад «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС дошкольного образования».
Повысить профессиональную компетенцию участников образовательного процесса.Содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию.Активизировать усилия педагогов на развитие своих про...
Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...