Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
методическая разработка по теме

 

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.

В настоящее время ожидания государства связаны с тем, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества.

Не  случайно в «Концепции модернизации российского образования на период 2010 г.» подчеркивается, что основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Администрации города Екатеринбурга

Управление образования Администрации Верх – Исетского района

Педагогический проект

Тема:

«Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

                                    Исполнитель: Ворончихина Л.Ю

                                                     Должность: старший воспитатель

                                                      МБДОУ № 414 - детский сад

                                                      комбинированного вида

г. Екатеринбург. 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Реферативная часть………………………………………………………5

  1. Проектировочная часть
  1. этап -подготовительный …………………………………………….8
  2. этап- проектировочный……………………………………………...9
  3. этап-внедренческий…………………………………………………11
  4. этап-результативный………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………….14

Список литературы……………………………………………………………15

Приложение

№   1-Кадровая характеристика педагогов;

№ 2-Анкета «Комплексные задания к определению профессиональной компетенции педагогов ДОУ»; график компетенции педагогов;  таблица содержания работы по самообразованию педагогов.

№  3- Портфолио педагога дошкольного учреждения;

№  4- Диагностические карты мастерства и творчества педагогов;

№  5- Анкеты для педагогов;

№  6- «Школа начинающего педагога».

Введение

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.

В настоящее время ожидания государства связаны с тем, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества.

Не  случайно в «Концепции модернизации российского образования на период 2010 г.» подчеркивается, что основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ  ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века  - это:

  1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
  2. Умеющий  отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания  для реализации поставленных задач;
  3. Умеющий  организовать рефлексивную деятельность;

  1. Обладающий  высокой степенью профессиональной компетентности,  педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

Задача методиста – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов.

Реферативная часть.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов  стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.

 Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание.     Поэтому современная система образования   требует от  воспитателя постоянного совершенствования знаний.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка.

Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах.

Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.

По мнению Н.С.Голициной, самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогических и психологических наук

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.

Основными направлениями в системе образования педагогов дошкольного учреждения являются:

  1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  2. Изучение учебной и научно- методической литературы;
  3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  4. Изучение новых программ и педагогических технологий;
  5. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  6. Повышение общекультурного уровня.

Анализируя литературу по проблеме, автор отмечает, что изменились требования к самообразованию педагогов. При разработке плана работы по данной теме автором были изучены нормативно- правовые документы и применены на практике источники, имеющиеся в дошкольном учреждении:

  1. методическое обеспечение ДОУ по данной теме;
  2. диагностика мастерства и  творчества педагога;
  3. планирование  самостоятельного самообразования педагогов  по данной теме.

Тем не менее, при изучении литературы и других источников, отмечается что сломать сложившийся механизм торможения самообразования педагогов необходимо при помощи активизации чаловеческого фактора в просвещении, развитии творческого потенциала педагогов и всего педагогического коллектива ДОУ.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы самообразования педагогов, чаще работа с педагогами ведется только по одному из направлений, в связи с этим  выявлены следующие противоречия:

  1. Между  участием  педагогов в образовательном процессе и недостатком их заинтересованности в области данной проблемы, а так же низким уровнем педагогической компетентности педагогов;
  2. Между пониманием педагогами значимости этой проблемы и нехваткой методической литературы;
  3. Между необходимостью повысить заинтересованность педагогов и нуждающейся в обогащении по данной тематике, создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ.

Для того, что бы повысить педагогов к самообразованию, автором была выбрана тема для проектировочной деятельности:

«Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Объект: процесс повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

Предмет: самообразование педагога, обеспечивающее развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Цель: провести и разработать систему по самообразованию педагогов в повышении профессиональной  компетентности педагогов ДОУ.

 В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что самообразование педагогов может стать эффективным условием повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ, если:

- работа с педагогами  в ДОУ осуществляется через совершенствование теоретического уровня и профессионального мастерства;

- самообразование педагога систематически включается в методическую работу ДОУ.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

 

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования;
  2. Провести диагностику знаний педагогов по данной проблеме;
  3. Разработать педагогическую систему по самообразованию педагогов;
  4. Разработать методические рекомендации для педагогов по данной теме;
  5. Организовать для педагогов «Школу – педагога дошкольника»
  6. Обогатить предметно - развивающую среду ДОУ по работе педагогов в самообразовании.

Основными нормативными документами, регламентирующими профессиональную компетентность педагога, являются:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  4. Устав дошкольного учреждения.
  5. Концепция дошкольного образования.
  6. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении.
  7. Письмо МО РФ от 7 апреля 1999 г. № 70\ 23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
  8. Письмо МО РФ от 14 марта 2000  г. № 65\23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».
  9. Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия педагога с детьми). (Приложение к приказу № 10 РФ от 22 августа 1996 г. № 448).
  10. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных  образовательных учреждений. (Приказ МО РФ от 26 июня 2000 г. № 1908).

Работа по данной теме началась с изучения требований закона «Об образовании» РФ, ГОС, методических рекомендаций по аттестации,  на основании этого сделан вывод о необходимости повышения самообразования педагогов в дошкольном учреждении.

Проектировочная часть.

1 этап - подготовительный.

     Цель этапа: определить и проанализировать уровень самообразования у педагогов ДОУ.

     Вся работа была проведена на базе Муниципального дошкольного образовательного  учреждения – детский сад комбинированного  вида  №123.

 В анализе принимали участие 22 педагога. Кадровая характеристика представлена в (Приложение № 1). Данные приведенные в приложении, позволяют сделать некоторые выводы о кадровом составе педагогического коллектива ДОУ. Коллектив характеризуется стабильностью (69% педагогов работают в течении 5-20 лет), но в коллектив дошкольного учреждения влились молодые педагоги (31% имеют стаж работы от 1 года до 2 лет). Средний возраст педагогов – 34 года, I квалификационную категорию имеют - 10 педагогов; II квалификационную категорию имеют 6 педагогов; без категории – 6 педагогов.

    Для организации и проведения первого этапа, необходимо было определить исходный уровень профессиональной компетенции педагогов ДОУ. Автором была использована анкета «Комплексные задания к определению профессиональной компетенции педагогов ДОУ»  авторы-составители А.С.Агафонова, С.А.Воротникова, Т.Н.Щербакова и др. (Приложение № 2)

Путем сравнения результатов анализа анкетирования и анализа нормативных документов, был определен уровень компетенции педагогов и объем необходимой работы по самообразованию педагогов.

    Вывод: Анализ уровня профессиональной компетенции педагогов и требований нормативно- правовых документов показал, что уровень профессиональной компетенции педагогов находится на следующем уровне: 6%- показал оптимальный уровень профессиональной компетенции у 3 педагогов работающих в МДОУ более 15 лет, 64% - педагогов показали допустимый уровень компетенции, педагоги работающие 5-10 лет, и 30% - педагогов показали критический уровень профессиональной компетенции, это  молодые педагоги работающие в МДОУ от 1 года до 2 лет (см.график в приложении №2).

Для более высокого уровня профессиональной компетенции нужно разработать педагогическую систему по самообразованию педагогов: составить таблицу содержания работы педагога по самообразованию; разработать методические рекомендации для педагогов по данной теме; организовать для молодых педагогов «Школу – педагога дошкольника»; обогатить предметно - развивающую среду ДОУ по работе педагогов в самообразовании.

2 этап – проектировочный.

    Цель этапа:

  1. Разработка портфолио педагога и составление карт по самообразованию для педагогов ДОУ;
  2. Разработка диагностических карт мастерства и творчества для педагогов ДОУ;
  3. Разработка анкет по выявлению трудностей и методических потребностей  в работе педагогов;
  4. Создание условий для работы с научно-педагогической информацией с использованием системы Интернет;
  5. Организация «Школы начинающего педагога» на базе дошкольного учреждения, для начинающих педагогов ДОУ.

  По окончании первого этапа, автором было принято решение о разработке портфолио педагога и составление карт по самообразованию для педагогов ДОУ с целью повышения профессиональной компетенции педагога в межаттестационным период. (Приложение №3)

Составлены диагностические карты мастерства и творчества для педагогов ДОУ с целью определения профессионального роста педагогов. (Приложение № 4)

Для более полной информации реальных возможностей педагогов ДОУ, использовались анкеты, разработанные для педагогов. (Приложение № 5)

В дошкольном учреждении для создания принципиально новых систем развития деятельности педагога было оборудовано место для работы с научно-педагогической информацией с использованием системы Интернет.

Для молодых педагогов и специалистов ДОУ автором была организована «Школа начинающего педагога» (Приложение № 6), целью которой является повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:

- стажировка у опытного коллеги;

-лекции по заявкам педагогов;

-Тренинги;

- Практикумы;

Направления деятельности "Школы начинающего педагога":

  1. формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе;
  2. работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.

Формы самообразования педагогов:

  1. индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
  2.   коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.

Обучение начинается с формирования  мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность педагогов.  

Вывод:    При помощи разработанного портфолио для педагогов,  составленных карты по самообразованию, диагностических карты мастерства и творчества, анкет по выявлению трудностей и методических потребностей  в работе педагогов, а же созданных условий для работы с научно-педагогической информацией с использованием системы Интернет,  будут способствовать формированию  творческой активности и повышению профессионального мастерства у каждого педагога.   Организованная  в ДОУ "Школа начинающего педагога" позволит молодым педагогам и специалистам дошкольного учреждения адаптироваться в условиях нового коллектива, быстрее найти ответы, на сложные для новичка вопросы,  добиться успеха в работе с детьми.

3 этап – внедренческий.

Цель этапа:

  1. Внедрить в образовательный процесс ДОУ «Школу начинающего педагога» для повышения результативности методической работы по самообразованию педагогов;
  2. Предложить педагогам ДОУ использование и применение на практике, портфолио и карт по самообразованию для определения профессиональной компетенции педагога.

Разработанная автором «Школа начинающего педагога» была применена на практике.

Результативность:

Молодым педагогам самостоятельная работа по самообразованию позволит  пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

У педагогов  будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь   возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

При организации  обучения будут учитываться профессиональный уровень педагогов, различные критерии, позволяющие старшему воспитателю отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы дальнейшего обучения.

Педагогам ДОУ было предложено использование и применение на практике, портфолио и карт по самообразованию для помощи в подборке материалов, характеризующих уровень его квалификации и содержания основных направлений профессионального роста, и профессиональной компетенции.

Вывод: Разработанное портфолио для педагогов,  составленные карты по самообразованию, диагностические карты мастерства и творчества, анкеты по выявлению трудностей и методических потребностей  в работе педагогов, а же созданные условий для работы с научно-педагогической информацией с использованием системы Интернет, были внедрены в практику работы с педагогами и способствовали формированию  творческой активности и повышению профессионального мастерства у каждого педагога.  

"Школа начинающего педагога" помогла более успешно адаптироваться  начинающим педагогам, позволила быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми, повысился профессионализм молодых педагогов, их мастерство и творческие способности.


4 этап - результативный.

    Цель этапа: Анализ результатов выполненной работы.

    На основании проведенных подготовительного и проектировочного   этапов, автором была проверена результативность применения портфолио педагога, карт по самообразованию для педагогов ДОУ, диагностических карт мастерства и творчества для педагогов, анкет по выявлению трудностей и методических потребностей  в работе педагогов, «Школы начинающего педагога».

    Подводя итог по выявлению профессиональной компетентности педагогов по средствам самообразования, можно заметить положительную динамику. Удовлетворение потребности педагога в пополнении знаний, является одним из путей определения тематики самообразования. Успешность педагога напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя.

    Убедившись в том, что практическая деятельность дает заметный результат, автор решила продолжать дальнейшую работу по самообразованию педагогов, как одному из условий повышения профессиональной компетенции.

   Проанализировав свою работу и полученные результаты, автор пришла к следующим выводам:

  1. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка;
  2. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству.
  3. Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит  пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
  4. У педагогов  будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
  5. Работа педагогов стала более эффективной, благодаря введению педагогической системы.

Заключение

 В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовании происходят очень быстро, требования к образованию так же постоянно растут.

Целенаправленная работа педагога по самообразованию является одним из современных требований по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретений новых профессиональных навыков и умений в свете.

    На будущее автор планирует:

  1. Дополнить существующий перечень диагностических карт мастерства и творчества для педагогов, анкет по выявлению трудностей и методических потребностей  в работе педагогов.
  2. Для повышения профессионализма молодых педагогов ДОУ, продолжать работу «Школы начинающего педагога».

Список литературы

  1. Амоношвили Ш.А., Загвязинский В.И Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования / Ш.Амонашвили, В.И.Загвязинская// Педагогика, 2000.
  2. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условия повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения. Дис.канд.пед.наук, Екатеринбург, 2006.
  3. Байденко В.И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста.-2002.-№ 1.
  4. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. М., АСТ,2003.
  5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Творческий центр, 2005.
  6. ВасильеваА.И., Батурина Л.А., Кобина И.И. Старший воспитатель детского сада. М: Просвещение, 1990.
  7. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: ТЦ Сфера, 2004.
  8. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М.: «Издательство Скрипторий», 2006.
  9. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: виды и понятия // Стандарты и мониторинг в образовании, 2000.№ 4.
  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Минобразования РФ.2002. №2.
  11. Лосев П.Н.Управление методической работой в современном ДОУ. М.: Политиздат, 1975.
  12. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений РФ. М.: приказ Мин. обр.РФ № 1908 от 26.06.2000.
  13. Честнова Н.Ю. Настольная книга методиста детского сада. Ростов-на-Дону.: Феникс.2004.

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."

       Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....

Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях информатизации ДОУ.

Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы "Кадровое обеспечение реализации образовательной программы"...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС ДО

В статье раскрыты пути, методы и приемы работы с педагогами ДОУ, направленные на повышение их профессионального уровня в условиях реализации фГОС ДО...

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...

Доклад «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС дошкольного образования».

Повысить профессиональную компетенцию участников образовательного процесса.Содействовать развитию  у педагогов стремления к совершенствованию.Активизировать усилия педагогов на развитие своих про...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...