Консультация-практикум для педагогов "Самообразование - путь повышения профессиональной компетентности"
методическая разработка
Педагогам самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагоги имеют возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_-_pust_povysheniya_professionalnoy_kompetentnosti.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Самообразование – путь повышения профессионального мастерства»
Цель: скоординировать деятельность педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетенций.
Задачи:
- мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование через сознательную самостоятельную познавательную деятельность;
- оказать методическую помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.
Форма проведения: коллективная и групповая работа.
Участники: педагоги МБДОУ № 27
Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
К.И. Чуковский
«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» (Али Апшерони).
Выработка мотивов, побуждающих педагога к самообразованию.
Самообразование – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.
Педагогам самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагоги имеют возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т. п).
Суть процесса самообразования - самостоятельная добыча знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Педагоги делятся на четыре группы: «Теоретики», «Практики», «Оптимисты», «Пессимисты». В каждой подгруппе избирается модератор, в обязанности которого входит организация работы группы.
Правила работы в группе:
«Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в игре, отмечать для себя свои мысли, возникающие в ходе обсуждения темы.
«Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою
«Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.
Каждой группе выдается листок с заданием.
«Теоретики»: готовят небольшой теоретический материал по теме «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»
«Практики»: показывают практическую значимость самообразования.
«Оптимисты»: доказывают великолепие самообразования, потому что…
«Пессимисты»: доказывают, что это не реально, не возможно, потому что…
(Проводится работа в группах)
После того как работа над «заданием» завершена. Предоставляю слово каждому представителю игровых групп, организую дискуссию по обсуждаемой проблеме. Заслушиваются дополнения педагогов из групп. Остальные группы слушают и готовят два вопроса на уточнение, на понимание темы.
Предлагаю выступить любому педагогу в роли Аналитика. Выступление педагога. При отсутствии желающих, подвожу итог сама.
Таким образом, важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
На основании выше сказанного каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Педагог определяет для себя тему: «…» (педагоги обсуждают как можно определиться с темой)
Выбранная тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу только в этом случае результат будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя. Темы подбираются так же с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства воспитателя.
Затем ставит Цель: «…» (педагоги обсуждают на кого направлена цель)
1. повышение профессионального уровня;
2. внедрение технологии или методики в практику;
4. обобщение и систематизация знания по_______
и задачи самообразования
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования...)
2. Разработать перспективный план работы с детьми
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
4. Создать программу.
5. Оформить …..
6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»
Выход темы: (ОБСУЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ)
• Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)
• Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
• Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
• Оформление папки. Тема: «…»(месяц)
• Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
• Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Тема по самообразованию подразумевает поэтапность в работе.
Этапы самообразования
1. Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
2. План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
3. Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
5. Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Результаты самообразования
Памятка по самообразованию
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования |
|
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | Подбор литературы:
Составление плана изучения конкретной выбранной литературы
|
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал |
|
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. |
|
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. |
|
ПАМЯТКА
Алгоритм составления плана по самообразованию
- тема
- определение актуальности и новизны исследования
- цель
- задачи
- этапы работы
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой (перспективный план)
- предполагаемый результат
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями
Формы работы педагогов над темой самообразования:
1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
2. Обзор в Интернете информации по теме.
3. Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.
4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
7. Изучение информационно-компьютерных технологий.
8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.
9. Участие в конкурсах в сети Интернет.
10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.
Формы представления результатов самообразования
- Доклад лекция.
- Защита исследовательской работы
- Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
- Брошюра,
- Листовка,
- Буклет
- Открытое занятие
- Проведение семинара, консультации, мастер-класса
- Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
- Практикум (тренинг) и т.д.
- Тематические родительские собрания
Пример написания плана самообразования педагога
Ф.И.О. педагога___________________________________________________
Тема: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дата начала работы над темой_____________________________________
Цель: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задачи:(образец)
- Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования…);
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Оформить в группе центр активности (или мини-центр);
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: … ; выступление на педагогическом совете №… по теме: …;
- Подготовить (принять участие) в семинаре … ;
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: …
Пояснительная записка(актуальность выбранной темы).
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Изучение методической литературы по теме (автор, название, год издания, издательство).
1.
2.
3.
Практические выходы:(образец)
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: ___________________________________________________________
_________________________________________________________________;
2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.
Тема:_____________________________________________________________;
3. Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема:_____________________________________________________________;
4. Оформление папки-передвижки.
Тема:_____________________________________________________________;
5. Выставка работ.
Тема:_____________________________________________________________;
6. Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема:_____________________________________________________________;
7. Проект.
Тема:_____________________________________________________________;
8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
"Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…"
К.И. Чуковский
"Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами"
Али Апшерони
"Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…"
К.И. Чуковский
"Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами"
Али Апшерони
Правила работы в группе:
«Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в игре, отмечать для себя свои мысли, возникающие в ходе обсуждения темы.
«Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою
«Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.
Правила работы в группе:
«Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в игре, отмечать для себя свои мысли, возникающие в ходе обсуждения темы.
«Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою
«Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.
Правила работы в группе:
«Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в игре, отмечать для себя свои мысли, возникающие в ходе обсуждения темы.
«Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою
«Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.
Правила работы в группе:
«Здесь и сейчас» Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в игре, отмечать для себя свои мысли, возникающие в ходе обсуждения темы.
«Индивидуальность» Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою
«Летучее облако» Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.
«Теоретики»: готовят небольшой теоретический материал по теме «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»
«Практики»: показывают практическую значимость самообразования.
«Оптимисты»: доказывают великолепие самообразования, потому что…
«Пессимисты»: доказывают, что это не реально, не возможно, потому что…
ТЕОРЕТИКИ
ПРАКТИКИ
ОПТИМИСТЫ
ПЕССИМИСТЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ
В презентации раскрываются основные пути повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения...
Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»
Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...
Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...
Пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Представляю вашему вниманию...
«Повышение качества образования через повышения профессиональной компетентности воспитателя» «Повышение качества образования в ДОУ через проектную деятельность»
Цель: Создание условий для изготовления куклы-оберега «Десятиручка».Задачи: создавать условия для расширения представлений воспитанников о культурном наследии своего народа;-способствовать...