Пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ
презентация на тему
В презентации раскрываются основные пути повышения профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_povysheniya_professionalnoy_kompetentnosti_pedagogov_dou.ppt | 751 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компетентность - знания, умения, навыки, личностные качества и способность выполнять профессиональную деятельность на высоком уровне Сюда входят: Знания педагогики и психологии. Педагогические умения. Педагогические способности. Личностные качества.
Пути совершенствования Опыт работы Участие в профессиональных конкурсах Участие в методических объединениях Самообразование
Коллективное взаимодействие (коммуникативные умения, умение сопереживать, умение взаимодействовать, умение помогать, сопереживать). Социальная ценность (гражданственность, искусство, природа, экология). Ценность семьи (воспитывать в гармонии с самим собой, с родителями, на основе семейных ценностей).
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен владеть знаниями Методологическими (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения) Методическими (знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста) Теоретическими (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста) Технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста)
Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения образовательные воспитательные развивающие нормативные коммуникативные информационные координирующие рефлексивные диагностические
Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями ДОУ дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Образовательная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников в ДОУ.
Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Воспитательная функция связана с развитием духовности личности, направлена не только на педагога, но и на ребенка.
Развивающая функция профессионально-педагогической культуры заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действий по воспитанию детей дошкольного возраста.
Коммуникативная функция выделена нами, исходя из следующей идеи: развитие ребенка в дошкольном возрасте складывается, главным образом, в ходе общения со взрослыми. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребенок в детском саду, является воспитатель. Он должен владеть приемами коммуникабельности с детьми разного возраста и различными психолого-педагогическими особенностями развития.
Признаки педагогической коммуникабельности воспитателя дошкольного учреждения Потребность в общении с детьми Положительная эмоциональная тональность общения Доминирующее переживание чувства удовлетворения от общения и организованного воспитательно- образовательного процесса Понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты Умение конструктивно разрешать межличностные противоречия Гуманизм и демократизм общения Эстетика общения
Информационная функция профессионально-педагогической культуры связана со всеми ее функциональными компонентами. Педагог должен владеть системой современного психолого-педагогического знания, историей его развития, методологией научного познания и др. Воспитатель ДОУ должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации, владеть средствами информационных технологий; уметь работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потребностей.
Координирующая функция профессионально-педагогической культуры заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Координирующая функция профессионально- педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности. С реализацией координирующей функции профессионально-педагогической культуры связана ее образовательная функция.
Рефлексивная функция. Согласно гуманитарно-культурологической ориентации в толковании рефлексии, она трактуется как «переосмысление и перестройка субъектом содержания своего опыта, которые отражают проблемно-конфликтные ситуации и порождают действенное отношение его как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности, ее кооперантам, социокультурному и вещноэкологическому окружению». Рефлексия связана не только с пониманием воспитателем собственной педагогической деятельности, но также с оцениванием личностных качеств, эмоциональных реакций и когнитивных способностей «рефлектирующего» другими воспитателями, руководителем, педагогами.
Эффективность реализации рассматриваемой функции тесно связана с наличием у воспитателя таких качеств, как критическое мышление, стремление к анализу и доказательности, обоснованности своей позиции, готовности к адекватному восприятию информации. Педагогическая рефлексия - это самоанализ осуществленной деятельности, оценка полученных результатов. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.
Диагностическая функция. Воспитатель дошкольного учреждения, осуществляя воспитательно-образовательный процесс, должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, а именно: выстраивать диагностические цели, прогнозировать результаты диагностической деятельности, подбирать (разрабатывать) диагностический инструментарий; совместно с другими педагогическими работниками (психологами, музыкальным работником, логопедом) осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование, осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно- образовательный процесс на основе системной диагностики.
Культура вносит красоту в отношения между людьми, способствует их взаимопониманию, укреплению общечеловеческих и производственных отношений. К этому должен стремиться воспитатель дошкольного образовательного учреждения, к этому обязывает его педагогическая этика, предусматривающая совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.
Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...
Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»
В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»
План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...
Методическая разработка для Педагогов ДОУ «Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС ДО через использование информационно - образовательных технологий как средство повышения качества образования в ДОУ»
Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь педагогам ДОУ....
Пути повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Представляю вашему вниманию...
Консультация-практикум для педагогов "Самообразование - путь повышения профессиональной компетентности"
Педагогам самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагоги ...