«Повышение качества образования через повышения профессиональной компетентности воспитателя» «Повышение качества образования в ДОУ через проектную деятельность»
методическая разработка (старшая группа)

Дудник Ольга Викторовна

Цель: Создание условий для изготовления куклы-оберега «Десятиручка».

Задачи: создавать условия для расширения представлений воспитанников о культурном наследии своего народа;

-способствовать развитию познавательного интереса, коммуникативных навыков, мелкой моторики рук;

- создать условия для закрепления представлений о народных куклах-оберегах, понятии «оберег»;

- обеспечить условия для освоения приемов изготовления тряпичной куклы-оберега «Десятиручка».

Словарная работа: оберег, «рванки», лоскуток, «тряпичная» кукла, «Десятиручка».

Материалы, оборудование: телевизор, презентация «Куклы – обереги»; сундучок (с заготовками для куклы «Десятиручки» (цветные лоскутки ткани, нитки), кукла «Десятиручка» (изготовленная педагогом заранее), технологическая карта изготовления куклы, запись с русской народной музыкой.

Предварительная работа: 

-знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми;

-знакомство с «тряпичными» куклами и их видами;

-знакомство с понятиями: «тряпичная кукла», «обрядовая кукла», «кукла-оберег», «лоскуток»;

-разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;

-беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о маме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.96 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_nod_desyatiruchka.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Повышение качества образования через повышения профессиональной компетентности воспитателя» «Повышение качества образования в ДОУ через проектную деятельность» Воспитатель: Дудник О.В. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Дошкольное образование

Слайд 2

Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности .

Слайд 4

Педагогическая умелость Мастерство Творчество Новаторство

Слайд 5

В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: Компетентность в области личностных качеств. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. Компетентность в организации педагогической деятельности

Слайд 6

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении являются: 1.Самообразование и самосовершенствование знаний педагогов. 2.Творческие мастерские. 3. Методические объединения. 4.Тематические педсоветы. Организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам. 5.Методические недели. 6.Открытые занятия опытных педагогов по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами района. 7.Семинары-практикумы в ДОУ. 8.Участие в работе творческой группы. 9.Консультации. 10.Общение с коллегами из других ДОУ нашего района, других городов. 11. Участие в конкурсе «Воспитатель года». 12. Аттестация педагогов. 13. Сайт педагога. 14. Учеба на комплексных курсах повышения квалификации в ИПК и ПРО, дистанционных курсах.

Слайд 7

Проект Сказка для малышей «Мешок яблок»

Слайд 8

Презентация сказки Продаем билеты за стишок, пословицу, загадку…

Слайд 10

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по изготовлению тряпичной куклы «Десятиручки» в подарок маме

Цель: Создание условий для изготовления куклы-оберега «Десятиручка».

Задачи: создавать условия для расширения представлений воспитанников о культурном наследии своего народа;

-способствовать развитию познавательного интереса, коммуникативных навыков, мелкой моторики рук;

- создать условия для закрепления представлений о народных куклах-оберегах, понятии «оберег»;

- обеспечить условия для освоения приемов изготовления тряпичной куклы-оберега «Десятиручка».

Словарная работа: оберег, «рванки», лоскуток, «тряпичная» кукла, «Десятиручка».

Материалы, оборудование: телевизор, презентация «Куклы – обереги»; сундучок (с заготовками для куклы «Десятиручки» (цветные лоскутки ткани, нитки), кукла «Десятиручка» (изготовленная педагогом заранее), технологическая карта изготовления куклы, запись с русской народной музыкой.

Предварительная работа:

-знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми;

-знакомство с «тряпичными» куклами и их видами;

-знакомство с понятиями: «тряпичная кукла», «обрядовая кукла», «кукла-оберег», «лоскуток»;

-разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;

-беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о маме.

Ход:

Звучит русская народная песня и воспитатель выходит из-за ширмы в русском народном костюме.

  1. Мотивационно - побудительный этап

«Круг настроения» (дети и воспитатель стоят в кругу, здороваются друг с другом и с гостями).

Воспитатель: Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки, как аленькие цветочки

- А теперь давайте все вместе поздороваемся:

Здравствуй, группа! (руки вперед)

Здравствуй, сад! (руки в стороны)

Здравствуй, добрый мир ребят! (обнять себя за плечи)

Звери, птицы на планете! (скрестить руки перед собой, взмахи)

Здесь гостям всем рады дети! (протянуть руки к гостям)

Давайте поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон).

Тренинг «Подари улыбку!»

Воспитатель: Ребята, сегодня такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку. Давайте возьмёмся за руки. Все вместе улыбнёмся и подарим друг другу свои улыбки. Улыбнёмся другу слева. Улыбнёмся другу справа.

Воспитатель: А теперь сядем с вами рядком, да поговорим ладком.

- Ребятки, вы заметили, что во мне необычного?

На мне русский народный костюм, который носили наши прабабушки. Я хочу пригласить вас в старину глубокую, заглянув в бабушкин сундучок.

Отгадайте загадку и узнаете, что в нём лежит:

Загадка:

Платья носит, есть не просит,

Всегда послушна, но с ней не скучно! (Кукла)

II. Содержательный этап

Воспитатель: Правильно, кукла.

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики, и даже цари. Ваши прабабушки тоже любили играть с куклами.

Ребята, а как вы считаете, всегда на Руси куклы были такие же, как сейчас?

Предполагаемые ответы детей: Нет, давным-давно куклы были тряпичные.

Воспитатель: Давайте вспомним, а почему куклы называли тряпичными?

Предполагаемые ответы детей: Потому, что они были сделаны из тряпочек и ниток. У них нет лица. Куклы небольшие по размеру.

- Умнички, правильно. Куклы делали из тряпочек и ниток. У них нет лица. Куклы небольшие по размеру.

Тряпичные куклы бывают разные (1 слайд)

Воспитатель: А как вы думаете, кто делал эти куклы?

Предполагаемые ответы детей: Эти куклы делали мамы, бабушки.

Воспитатель: Совершенно верно, эти куклы в старину делали бабушки, мамы для своих детей и внуков.

Воспитатель: А как вы считаете, для чего делали кукол?

Предполагаемые ответы детей: Их делали для того, чтобы дети играли, не плакали и не баловались.

Воспитатель: Да, верно. Мамы, когда дарили игрушку деткам, приговаривали: «Поиграй, моё дитя, да не балуйся». Такие куклы назывались игровые куклы.

А вы помните, какие ещё куклы изготавливали в старину?

Предполагаемые ответы детей: Куклы – обереги, они оберегали людей, приносили в дом счастье.

Воспитатель: Ткань, для изготовления кукол, старались не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»).

Всех кукол наряжали в красивые платья, но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет, потому что считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Кто мне скажет, почему?

Предполагаемые ответы детей: В старину верили, что в куклу без лица не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить еще с одной куклой (воспитатель показывает куклу)

Посмотрите, чем она отличается от других народных кукол?

Предполагаемые ответы детей: У нее много рук.

Воспитатель: Правильно. Это многорукая куклаоберег «Десятиручка».

У Десятиручки 10 рук, чтобы она помогала девушкам и женщинам в женских занятиях: вышивке, шитье, вязании, кулинарии, уборке, стирке. На каждую ручку загадывали по делу, в котором нужна помощь.

- Ребята, вспомните, пожалуйста, что ваши мамы делают дома?

Ответы детей:

Моя мама дома ухаживает за братиком;

Моя мама дома готовит обед;

Моя мама дома стирает бельё;

Моя мама дома гладит бельё;

Моя мама дома любит печь пирожки;

Моя мама дома пылесосит;

Моя мама дома протирает пыль.

Воспитатель: Да ребята, у мамы очень много дел по дому. А вы помогаете своим мамам? Покажите, как помогаете.

ФИЗМИНУТКА:

- Маму я свою люблю, (сжать руки на груди)

- Я всегда ей помогу:

- Я стираю, (тереть кулачок о кулачок)

- Полоскаю, (двигать кистями рук из стороны в сторону)

- Воду с ручек стряхиваю. (трясти кистями рук)

- Пол я чисто подмету (воображая в руке веник, подметать пол)

- И дрова ей наколю (воображая в руке топор, рубить дрова)

- Маме надо отдыхать (ладошки обеих рук положить под щёку)

- Маме хочется поспать (голова слегка наклонена в сторону)

- Я на цыпочках хожу, (ходить на месте на цыпочках)

- И ни разу, и ни разу, ни словечка не скажу (на последнем слове поднести указательный палец правой руки к губам).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Сегодня у нас с вами будет праздник. Подскажите мне, пожалуйста, какой праздник мы будем отмечать?

Предполагаемые ответы детей: День Матери.

Воспитатель: Правильно, День Матери.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Добрые слова».

Сейчас я вам раздам осенние листья, а вы придумаете доброе, вежливое или ласковое слово, которое вы хотели бы подарить маме за её безграничную любовь, доброту и заботу. Отдавая свой листок, вы называете слово вслух.

(Воспитатель собирает листья в букет).

Предполагаемые ответы детей: Добрая, заботливая, ласковая, великодушная, красивая, спасибо тебе…и т.п.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на ваших глазах появился настоящий «Букет добра».

Если мы с вами будем добрыми, то вокруг нас весь мир будет добрым и красивым.

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы, чтобы ваши мамы не переутомлялись, успевали делать все дела и на все у них хватало сил?

Предполагаемые ответы детей: Да, конечно, хотели бы.

Воспитатель: А вы хотели бы, чтобы у ваших мам была такая помощница кукла – оберег Десятиручка?

Предполагаемые ответы детей: Да, конечно, хотели бы.

Воспитатель: А давайте сделаем её сами. Вспомните, что обозначает слово «оберег»?

Предполагаемые ответы детей: Оберег защищает людей от разных бед.

Воспитатель: Всё верно, оберег защищает, оберегает.

Посмотрите, у нас сундук стоит

Я уверена, он много тайн хранит,

К сундуку я сейчас пойду,

Все для работы в нём найду.

Но его так просто не открыть.

Нужно ласково его попросить.

«Сундучок, мой сундучок,

Приоткрой нам свой бочок»

- Кто запомнил заветные слова?

- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.

(Все вместе проговариваем заветные слова)

Открыть сундук.

Воспитатель: Ну, вот сундук наш открылся! Посмотрите, в нем много красивых лоскутков, из которых мы будем Десятиручку. Но прежде, чем мы начнем работу, давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт (Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем).

Выше бережка головушку несёт (Сжимаем пальцы в щепоть)

Белым крылышком помахивает (Повороты кистей рук из стороны в сторону — слева направо обратно)

На цветы водичку стряхивает. (Поочередное шевеление пальцами)

Вот и кончилась игра,

За работу нам пора.

Воспитатель: Но помните, каждая кукла делалась с любовью и с душой, потому она и защищала и оберегала.

(Под русскую народную песню делают куклу – оберег)

III. Практический этап

Воспитатель:

Всегда лоскутные работы на Руси

Так были радостны, и красочны, и ярки!

Мы изготовим с вами кукол от души -

Чтоб получились настоящие подарки.

Воспитатель: Рассмотрите куколку. Из какого материала она сделана?

Предполагаемые ответы детей: Кукла сделана из кусочков яркой ткани и ниток.

Воспитатель: Итак, что нам потребуется? (нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы)

- Рассмотрите лоскутки. Какую форму они имеют? (Это прямоугольники.)

- Как вы думаете, для чего нам нужен большой прямоугольник? (Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище, платье.)

- А для чего нам нужны маленькие прямоугольники? (Из маленьких прямоугольников сделаем руки.)

- Для чего нам нужны нитки? (С помощью ниток соединим руки с туловищем.)

Воспитатель: Посмотрите на схему.

1 этап. Сначала изготовим основу куклы.

Положите перед собой большой лоскуток ткани. На середину основы положите ватный шарик. Скручиваем лоскуток к середине по длинным сторонам с одного края и с другого. Это будет туловище.

2 этап. Скрученный лоскут складываем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетягиваем лоскут несколькими витками нитки, оставив большие кончики. Концы нити завязываем тугим узлом.

Обратите внимание на цвет ниток. Эти два цвета выбраны не случайно. Так, красный цвет символизирует изобилие, плодородие, а белый – чистоту, порядок.

3 этап. Далее нам нужно изготовить руки. Для этого берем маленький цветной лоскуток ткани. Плотно скручиваем его. Нитью стягиваем нашу скрутку с обеих сторон, отступив от краев один пальчик, как на схеме. Это будут руки нашей куклы.

Выполняем 5 пар рук для куклы, перевязываем ручки в середине и разворачиваем их веером. Вкладываем «руки» под головой между половинками туловища.

Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке.

Перевяжите куколку на груди крест на крест. Крест - знак жизни и плодородия. Завяжите двойной узелок.

4 этап. Для юбочки необходимо взять большой цветной лоскуток, а для фартука берем самый маленький прямоугольник.

Юбку и фартук привязываем «выворотным» способом.

«Bывopoтным» cпocoбoм фopмиpуeм юбку, вывopaчивaeм и pacпpaвляeм юбку.

Aнaлoгичнo нaдeвaeм фapтук: обернуть вокруг туловища и закрепить его на талии, расправить фартук.

IV. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Ну, вот наша кукла – оберег готова.

Теперь ваша кукла-Десятиручка будет помогать вашим мамам.

Покажите друг другу своих куколок.

- Расскажите, что вы чувствовали при изготовлении куклы?

Предполагаемые ответы детей: Я испытывала чувство радости, потому что первый раз делала куклу из ткани.

Воспитатель: Какое настроение было у вас?

Предполагаемые ответы детей: хорошее, сосредоточенное, радостное и т.п.

Воспитатель: Вот это настроение и подарите мамам.

Как маленькие солнышки

Куколки стоят.

Оберегать всех мам

Куколки хотят.

Вы куклу берегите,

И маме подарите!

Пусть будет она вечно

В доме вашем жить!

Помощь, добро и счастье

Маме всегда дарить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическая работа в ДОУ как средство повышения профессиональной компетентности воспитателей»

ОглавлениеВведение…………………………………………………………………… 3- 4 стр.Глава 1. Теоретические подходы к решению проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов. ...

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг....

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя МАДОУ "Детский сад №380" на 2016-2020гг....

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя по обучению татарскому языку на 2016-2020гг.

Индивидуальный план повышения профессиональной компетентности воспитателя по обучению татарскому языку на 2016-2020гг....

Индивидуальная программа профессионального развития педагога-психолога «Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования»

Цель : обеспечение непрерывного совершенствования профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, как условие организации учебно-воспитательного процесса для детей с особенными обр...