Доклад для выступления во время круглого стола «Технология и инструменты наставничества»
материал

Чернухина Светлана Викторовна

Мотивационное поле педагога, является мощным фактором, обуславливающим профессиональное становление, задающее содержание и направленность дальнейшей педагогической деятельности. В составе педагогической компетентности молодого педагога наряду с другими компетенциями выделяется технологическая компетентность, т.е. умение педагога проектировать воспитательно-образовательную деятельность.  Она включает в себя педагогическое проектирование, как построение образовательной практики через применение образовательных технологий, выбора способов и средств проектирования образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для выступления во время круглого стола

«Технология и инструменты наставничества»

Докладчик

Старший воспитатель МАДОУ №1 «Сказка»

Чернухина Светлана Викторовна

Тема выступления: «Практика наставничества «Методическая платформа «Наставничество», как условие для развития внутренней мотивации молодого педагога                       к эффективному способу овладения проектированием воспитательно-образовательного процесса».

Мотивационное поле педагога, является мощным фактором, обуславливающим профессиональное становление, задающее содержание и направленность дальнейшей педагогической деятельности.

        В составе педагогической компетентности молодого педагога наряду с другими компетенциями выделяется технологическая компетентность, т.е. умение педагога проектировать воспитательно-образовательную деятельность.  Она включает в себя педагогическое проектирование, как построение образовательной практики через применение образовательных технологий, выбора способов и средств проектирования образовательного процесса.

        Сложность педагогического проектирования заключается в необходимости целенаправленно формировать у молодого педагога внутреннею мотивацию к овладению проектированием воспитательно-образовательного процесса, умением планировать                                и реализовывать свои планы. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в адаптации к непростым условиям труда, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.

Цель практики.

        Создание системы мотивации молодых педагогов к эффективному овладению проектированием воспитательно-образовательного процесса.  

Наставник сейчас – это универсальный и разносторонний человек, который мотивирует наставляемых, составляет совместно с ними планы развития, помогает                            им достичь поставленных целей… 

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении                                №1 «Сказка» разработана и действует система наставничества в форме методической платформы, основываясь на командном наставничестве. Командное наставничество включает в себя работу нескольких наставников как вместе, так и отдельно, что помогает достичь хорошей результативности.  

        В командное наставничество входят:

-«педагог-педагог» наставничество молодых специалистов, принятых, или назначенных

на должность, по которой они не имеют опыта работы, и опытный педагог, имеющий профессиональные успехи, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического сообщества;

-«куратор-наставник» старший воспитатель, который отвечает за реализацию методической платформы «Наставничество». Куратор оказывает своевременную помощь                 и наставнику и наставляемому, контролирует и мониторит работу данного направления;

-«тьютор-настваник» - педагог-психолог, который помогает в трудной ситуации                                 и выстраивает работу по развитию внутренней мотивации молодого педагога.  

        В процессе отбора наставников нами:

-разрабатываются критерии отбора в соответствии с запросами наставляемых;

-выбираются из базы наставников, наставники подходящие под эти критерии;

-проводятся собеседования с отобранными наставниками, чтобы выяснить их уровень психологической готовности;

-формируется база данных отобранных наставников.

Для подготовки наставников необходимо:

-провести актуализацию наставнической деятельности;

-провести обучающие мероприятия, подчеркивающие значимость роли наставников                              в организации.

        Стимулы, позволяющие реализовать мотив молодого педагога:

-организация в рамках методической платформы «Наставничество» мастер-классов наставников с привлечением наставляемых;

-вовлечение молодых педагогов в инновационную деятельность;

-благодарности и похвалы с уст наставников и куратора – наставника;

-стимуляция инициатив, самостоятельности;

-вовлечение в совместную деятельность в составе творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов;

-возможность представления и распространения опыта работы через методические объединения города, конференции и семинары;

-содействие наставников и куратора – наставника к руководству проектными                                               и творческими группами;

-предоставление возможности работать по интересующей проблеме и выбрать команду единомышленников.

        Условия для формирования внутренней мотивации молодого педагога                                        к эффективному овладению способа проектирования воспитательно-образовательного процесса.

1.Создание администрацией Учреждения условий к стремлению педагогов освоить процесс проектирования педагогической деятельности.

2.Личная мотивация молодого педагога к профессиональному росту.

3.Доброжилательная, комфортная атмосфера сотрудничества в коллективе.

4.Активное участие педагога-психолога в создании условий для формирования внутренней мотивации педагога, проведение психологического сопровождения.

Алгоритм внедрения практики.

        Алгоритм развития мотивации педагогов к эффективному овладению способа проектирования.

- I этап инфрмационно-аналитический;

- II этап разработка психологического и методического сопровождения молодого педагога;

-III этап методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетенции                    в области проектирования;

-IV этап аналитический, рефлексия, самооценка.

        На первом этапе (информационно-аналитический) проводится анкетирование                         и обследование молодых педагогов на предмет выявления сферы мотивации                                        к педагогическому проектированию, внутренней и внешней мотивации.  На данном этапе используются:

-анкеты определения интереса и мотивации к педагогическому проектированию    и оценки мотивации молодого педагога;

-методика диагностики личности на мотивацию успеха Т. Элерса;

-методика изучения мотивации профессиональной деятельности по Замфиру.

        Результаты анализируются, и разрабатывается индивидуальный и групповой план работы с каждым молодым педагогом.  

        За реализацию первого этапа отвечает - «тьютор-настваник» - педагог-психолог.

        На втором этапе, с целью повышения мотивации молодых педагогов                                                    к эффективному овладению способа проектирования проводятся:

-практико-ориентированный семинар «Развитие профессиональной мотивации молодого педагога»;

-психологические тренинги «Осознание профессиональной мотивации», «Формула успеха», «Ключи к успеху», «Тропинка к своему Я»;

-деловые игры «Педагогические приемы создания ситуации успеха», «Верёвочный курс»;

-индивидуальные консультации педагога-психолога, куратора-наставника, наставника.

         На третьем этапе основную работу проводят наставники молодых педагогов.                               В рамках групповой работы проводятся:

-семинар-практикум «Проектная деятельность в дошкольном учреждении»;

-лекция-беседа «Проектирование. Технология проектирования в образовательном процессе»;

- круглый стол «Алгоритм проектирования».

        В рамках подгрупповой работы «настваник-настваляемый», настваники организуют индивидуальные консультации, взаимопосещения, дни открытых дверей, в рамках которых молодые педагоги могут посетить мероприятия других педагогов дошкольного учреждения   включая не только стажистов, но и также начинающих.  В рамках методической платформы «Наставничество» существует онлайн-поддержка молодых педагогов «МолодежПрофиРу». Раз в две недели на платформе ZOOM молодые педагоги имеют возможность задавать интересующие их вопросы наставникам, куратору, тьютору-наставнику. Такая форма работы позволяет не только вносить в методическую работу элементы цифровизации образования, но и своевременно реагировать на трудности, возникающие у молодого педагога.

Все интересные идеи молодые педагоги фиксируют в творческих тетрадях                              и по желанию представляют их наставнику или куратору. Каждый наставник                                      и наставляемый работают по индивидуальному плану, который утверждается руководителем Учреждения.  

На четвертом аналитическом этапе проводится повторное анкетирование                                    и обследования на предмет сформированности сферы мотивации к педагогическому проектированию, внутренней и внешней мотивации. Организуется конкурс «Мой педагогический проект». Молодые педагоги имеют возможность представить результаты самостоятельного моделирования, проектирования воспитательно-образовательного процесса.  Систематизируется и обрабатывается накопленный материал, происходит понимание и обобщение работы, определяется общий подход к проектированию, отрабатываются полученные знания и умения.

Контроль за реализацией проекта включает: посещение игр-занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и молодым специалистом, анализ планов и отчетов.

Показатели результативности.

        1.Молодой педагог мотивирован на проектирование воспитательно-образовательного процесса.

2.Молодой педагог владеет технологией проектирования, изменился стиль работы с детьми.

3.Молодой педагог организатор исследовательской деятельности детей, генератор развития их творческого потенциала. Дети активны, самостоятельны, любознательны.

4.Родители активные участники образовательного процесса.

Риски, возникающие при внедрении практики.

1.В процессе реализации представленной модели наставничества возможен риск  привлечения наставников, обладающих недостаточным уровнем профессионального  мастерства/личностных качеств, в связи, с чем возможно снижение результативности.

2. При неверном составлении пары «настваник-наствалемый» возможны конфликты интересов.

Данные о результативности практики.

        1.Правильно выстроенная система наставничества позволила сократить период адаптации, снизить текучесть молодого персонала на 100%.

        

         

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Областном круглом столе по апробации УМК "Мозаичный парк"

Представление опыта работы по реализации программы дошкольного образования «Мозаичный парк» «Поддержка компетентности родителей при реализации образовательной программы «...

Выступление на РМО. Интерактивная доска, как универсальный инструмент при проведении непосредственно – образовательной деятельности в детском саду.

Выступление на РМО.Интерактивная  доска, как универсальный инструмент при проведении непосредственно – образовательной деятельности в детском саду.  Использование информационно-ко...

Круглый стол "Технология проектной деятельности" Уровень 2017 г.

14 декабря 2017 года В МДОУ № 32 прошёл круглый стол для педагогов на тему "Технология проектной деятельности".Цель: внедрение технологии проектной деятельности в ДОУ.План:1. Актуальность те...

Выступление на методическом объединении старших воспитателей "Исторический аспект наставничества: от традиций к инновациям"

Исторический аспект наставничества: от традиций к инновациям Слайд 1. Заставка «Год педагога и наставника» - 2023 Слайд 2. Обложка.В настоящее время вопрос наставничества вновь с...