Рабочая программа "Развитие речи" образовательная область "Речевое общение"
рабочая программа

Куртямова Вероника Тимофеевна

Рабочая программа для разновозрастной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rechevoe_obshchenie_kurtyamovoy_v_t_d_yamgort_.docx62.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                                                                    «Овгортская общеобразовательная школа – интернат среднего общего образования»

Рассмотрено      

«Утверждаю»

на заседании педагогического совета

«30» августа 2023 г.  

Протокол №  1    

Директор МБОУ «ОШИСОО»

«31» августа 2023 г.  

_____________Е.В. Сергеева                                                                                                                                                                                Приказ № 182  от 30.08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

непосредственной образовательной деятельности

«Развитие речи»

образовательная область «Речевое общение»

разновозрастной группы

 на 2023 – 2024 учебный .год

Куртямовой Вероники Тимофеевны

Рабочая программа составлена на основе  федеральной образовательной программы дошкольного образования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

с. Овгорт

2023 г

Пояснительная записка

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Основные цели и задачи

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Количество занятий в неделю–2. Всего 72 часа.

Академический час = 20 минут

Планируемые результаты

  • По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказать о том, что видели, куда ходили, что случилось.
  • Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
  • С помощью взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

Содержательный раздел

Образовательная область «Речевое развитие» включает в себя – развитие речи и художественную литературу. Развитие речи реализуется в непосредственно образовательной деятельности. Чтение художественной литературы осуществляется в режимных моментах.

Календарно-тематическое планирование

дата

Программное содержание

Задачи:

1

04.09.23

«В нашем детском саду»

Расширять и систематизировать представления о детском саде, прививать детям любовь к своему детскому саду, симпатию к товарищам. Расширять словарный запас за счёт имён существительных; вводить в словарь детей прилагательные, активизировать глагольный словарь; познакомить детей с предлогом «между». Совершенствовать звукопроизношение – воспроизводить звукоподражания и изолированные звуки. Развивать слуховое внимание и память.

2

06.09.23

«Осенняя картина»

Систематизировать представления о временах года, знакомить с признаками осени, названиями осенних месяцев; расширять словарь за счёт глаголов; за счёт качественных прилагательных и притяжательных прилагательных, ввести в речь детей сложное слово «листопад». Учить составлять коллективный рассказ по картине; различать близкие по звучанию звуки (с) и (ш); развивать умение отгадывать загадки.

3

11.09.23

Беседа с детьми на тему: «Надо ли учиться говорить?».

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

4

13.09.23

Звуковая культура речи: звуки сись.

Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).

5

18.09.23

Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка идет трудиться».

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога

6

20.09.23

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух. Предварительная работа. Во время прогулки «поискать» приметы осени: описать её цвета, послушать шуршание листьев и, если удастся, отметить, что «воздушные паутины ткани блестят, как сеть из серебра»

7

25.09.23

«В гостях у Чиполлино»

Познакомить с названиями овощей; знакомить со сказкой Джанни Родари «Чиполлино»; Расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных и глаголов. Учить согласовывать имена существительные с числительными; закрепить употребление предлогов «в» - «из» и «на» - «с»; учить составлять рассказ по картинному плану.

8

27.09.23

«В саду у Вишенки»

Познакомить детей с фруктами; расширять словарь за счёт имён существительных, прилагательных и глаголов. Учить образовывать множественное число имён существительных  в именительном и родительном падежах, образовывать имена существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить строить предложения с однородными членами; составлять рассказ по картинному плану.

9

02.10.23

«В гостях у Лесовичка»

Знакомить детей с названиями грибов и ягод; расширять словарь за счёт прилагательных, а также антонимов. Учить образовывать прилагательные от существительных, согласовывать имена прилагательные с существительными; уточнить значение предлогов «на», «под», «за», «между», «перед» и «около». Стимулировать детей произносить звукоподражания с шипящими звуками.

10

04.10.23

«Музыкальные игрушки»

Закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки. Запомнить правило: «Каждой игрушке своё место». Учить детей осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры. Вызывать гуманное отношение к игрушкам. Развивать фантазию детей. Составлять описания игрушек, пользуясь планом, предложенным воспитателем

11

09.10.23

Чтение сказки К.Чуковского «Телефон»

Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

12

11.10.23

Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ.

Упражнять детей в произношении изолированного звука З (в словах и слогах), учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова со звуками З, ЗЬ.

13

16.10.23

Заучивание русской народной песенки

«Тень- тень-потетень».

Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

14

18.10.23

Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов- описаний игрушек.

Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов- описаний игрушек.

15

23.10.23

«Пожарная машина»

Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов. Закреплять звукопроизношение звуков (ш), (р), (у). Активизировать использование предлогов, глаголов в предложениях.

16

25.10.23

«Поможем Маше-растеряше»

Дать представление об одежде и головных уборах. Познакомить с книгой Л.Воронковой «Маша-растеряша». Расширять словарь за счёт прилагательных (верхний, нижний, средний, аккуратный); наречий (слева, справа, наверху, внизу); уточнить значения глаголов (положить, повесить, поставить). Учить образовывать форму родительного падежа множественного числа от имён существительных, ввести в активную речь предлоги: «в», «на», «под»; познакомить со значением предлогов «из», «с», и «из-под». Дать образец построения сложноподчинённого предложения с союзом «а». Учить координировать речь с движением.

17

30.10.23

«Обувь»

Дать представление об обуви. Учить описывать обувь, подбирать по сезону. Учить сравнивать предметы, познакомить с составными частями предметов. Расширять словарь ха счёт имён существительных (каблук, мысок, пятка, голенище, подошва, молния, застёжка, шнурки, липучка); имён прилагательных (кожаные, резиновые). Учить отвечать на вопросы полными ответами.

18

01.11.23

«Новоселье у матрёшек»

Знакомить детей с названием предметов мебели; дать представление о частях, из которых состоит мебель (ножка, крышка, дверка, ручка, подлокотник). Расширять словарный запас за счёт имён существительных (новоселье, буфет); вводить в словарь детей прилагательные (письменный, платьевой, кухонный, журнальный, квадратный, круглый, прямоугольный, овальный, противоположный); активизировать глагольный словарь (складывать, хранить, вешать). Учить образовывать множественное число имён существительных, а также образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить образовывать относительные прилагательные. Вводить в словарь предлоги (между, около, у, за), наречия (слева, справа, посередине, напротив, рядом). Учить ориентироваться в пространстве

19

06.11.23

«Весёлое чаепитие»

Дать представления о посуде – название, назначение. Познакомить со сказкой К.И. Чуковского «Федорино горе». Ввести в словарь обобщающие понятия (кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда, столовые приборы). Дать детям представление о том, из каких частей состоит посуда (дно, стенки, крышка, ручка, носик). Расширять словарный запас за счёт имён существительных (чаепитие, сахарница, солонка, молочник, кофейник, сахарница, салатница); имён прилагательных (кухонный, столовый, чайный, мелкая и глубокая). Учить образовывать множественное число имён существительных (кастрюля, чайник, сковороды), употреблять в речи глаголы будущего и прошедшего времени. Закреплять в словаре предлоги «в», «на» и «с».

20

13.11.23

«Зимняя картина»

Систематизировать представления о временах года; знакомить с признаками зимы, названиями зимних месяцев. Закладывать основы экологического воспитания, активизировать наблюдательность. Расширять словарь детей за счёт имён существительных (лёд, вьюга, метель, снегопад, гололёд); имён прилагательных (белый, пушистый, холодный и др.); познакомить с глаголом «поскользнуться», словосочетаниями (ударил мороз, выпал снег, завыла вьюга). Учить образовывать форму множественного числа имён существительных (дом, крыша, забор, ель, дерево, и других в именительном и предложном падежах). Учить согласовывать имя прилагательное «зимний» с существительным в роде. Учить составлять рассказ с опорой на жестовый план.

21

15.11.23

«У кормушки»

Знакомить детей с зимующими птицами, закладывать основы экологического воспитания, активизировать наблюдательность. Дать представление о частях тела птицы. Расширять словарь за счёт имён существительных (снегирь, синица, корм, семена, зерно, крупа, кормушка, следы); имён прилагательных (тыквенный, подсолнечные, воробьиные, голубиные, вороньи); уточнить значения глаголов (ходит, скачет, свистит, воркует).Активизировать в речи имена прилагательные – антонимы (большой - маленький, крупный - мелкий, длинный – короткий, белый – чёрный). Учить образовывать глаголы от звукоподражаний; сложные слова; уточнить значение предлогов; на материале звукоподражаний закрепляем звуки (ц), (ч`).Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ по вопросному плану.

22

20.11.23

«Сад на подоконнике»

Познакомить с комнатными растениями, закладывать основы экологического воспитания. Дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, учить ухаживать за комнатными растениями. Расширять словарь за счёт имён существительных, названий комнатных растений, имён прилагательных, глаголов. Активизировать употребление в речи антонимов, учить образовывать имена существительные единственного и множественного числа с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ о комнатном растении.

23

22.11.23

Чтение сказки «Три поросенка»

Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод  С.  Михалкова), помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

24

27.11.23

Звуковая культура речи: звук Ц.

Упражнять детей в произнесении звука Ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука Ц, ориентируясь не на смысл слова , а на его звучание.

25

29.11.23

Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

26

04.12.23

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

27

06.12.23

Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

28

11.12.23

Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать  стихотворения.

29

18.12.23

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закреплять умение придумывать название картины.

30

20.12.23

Звуковая культура речи: звук Ш.

Показать детям артикуляцию звука Ш, учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком Ш.

31

25.12.23

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (в обр. И. Соколова-Микитова).

32

27.12.23

Звуковая культура речи: звук Ж.

Упражнять детей в правильном и четком произнесении звуках Ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком Ж.

33

10.01.24

«Скоро праздник Новый год»

Познакомить с праздником. – Новым годом. Расширять словарь за счёт имён существительных, имён прилагательных; уточнить значение глаголов, а также наречий. Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, употреблять в речи имена существительные в родительном и винительном падежах; использовать в речи предлоги «на», «под» и «между». Развивать артикуляционную моторику.

34

15.01.24

Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза».

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

35

17.01.24

Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение.

36

22.01.24

Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе».

Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».

37

24.01.24

«Весело зимой»

Систематизировать представление о зимних играх-забавах. Расширять словарь за счёт имён существительных, имён прилагательных. Учить образовывать форму имён существительных множественного числа родительного падежа. Учить составлять рассказ с опорой на картину. Развивать фонематический слух – различать гласные звуки, выделять первый ударный гласный звук (а, о, у, и) в слове, подбирать рифмы к словам.

38

29.01.24

Звуковая культура речи: звук Ч.

Объяснить детям, как правильно произносить звук Ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах). Развивать фонематический слух детей

39

31.01.24

Составление рассказов по картине «На полянке».

Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картины.

40

05.02.24

«Урок вежливости»

Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.

41

07.02.24

«Волшебное пёрышко»

Дать представление о домашних птицах и их птенцах, о пользе, которую приносят домашние птицы людям. Знакомить с понятиями «звери» и «птицы». Расширять словарь за счёт имён существительных; познакомить с новыми словами, обозначающими части тела домашних птиц, уточнить значение антонимов. Учить образовывать глагола от звукоподражаний. Закрепить в речи названия домашних птенцов. Учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, активизировать в речи предлоги «в», «на», «по», «из», «у».

42

12.02.24

«В деревне»

Дать представление о домашних животных и их детёнышах. Расширять словарь за счёт имён существительных, обозначающих части тела животных (рога, копыта, вымя, грива); имён прилагательных (пёстрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); глаголов (лает, мычит, ржёт, хрюкает, блеет, скачет, грызёт, жуёт, лакает и др.). Активизировать употребление антонимов, учить отвечать на вопросы полными ответами. Развивать фонематический слух – различать близкие пары звукоподражаний, отличающиеся друг от друга одним звуком (на – но).

43

14.02.24

«В мире животных»

Дать представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах. Расширять словарь за счёт имён существительных (повадки, дупло, гнездо, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.). Формировать умение менять силу голоса, говорить шёпотом. Учить употреблять в речи имена существительные в винительном падеже, образовывать множественное число существительных. Активизировать употребление в речи предлогов (в - из, за – из-за, под – из-под). Развивать связную речь – составлять описательные рассказы о диких животных, учить сочетать речь с движением.

44

19.02.24

В магазине «Детский мир»

Дать представление о том, для чего нужны магазины, как ими пользоваться. Расширять словарь за счёт имён существительных (магазин, продавец, покупатель, товар, покупка, витрина, отдел, деньги); учить образовывать имена прилагательные от существительных (мясо – мясной, молоко – молочный и т. п.). Учить отвечать на вопросы полными ответами, самостоятельно строить простые распространённые предложения, принимать участие в диалоге. Развивать слуховое внимание, умение вслушиваться в речь взрослого. Учить сочетать речь с движениями. Развивать логическое мышление – отгадывать загадки, проводить операции синтеза и анализа. Развивать у детей выдержку – умение действовать по очереди.

45

21.02.24

« Письмо в сказочную страну»

Дать представление о том, что такое почта и для чего она предназначена, как отправляют письмо. Расширять словарь за счёт имён существительных (почтальон, письмо, конверт, адрес, газета, журнал, телеграмма, почтовый ящик); закрепить в речи глаголы (летать, ездить, плыть) и соотносить их с соответствующими видами транспорта 9самолёт, поезд и корабль). Учить отвечать на вопросы полными ответами, уметь вести диалог, рассказывать о последовательности действий при отправлении письма. Учить согласовывать имена прилагательные с существительными в роде. Развивать слуховое внимание, умение отгадывать загадки-рифмовки. Развивать фонематический слух – определять первый звук своего имени.

46

26.02.24

«На земле, в небесах и на море»

Дать начальное представление об армии, о родах войск. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, познакомить с военными и мирными профессиями их отцов. Закрепить в словаре название страны, в которой мы живём, знакомим с флагом России. Расширять словарь за счёт имён существительных (Родина, отечество, защитник, солдат, моряк, танкист, лётчик); закрепить в речи наречия-антонимы (высоко-низко, далеко-близко, глубоко-мелко, быстро-медленно, тихо-громко). Учить изменять по падежам слово «Россия», образовывать форму множественного числа имён существительных. Учить отвечать полным ответом, рассказывать о военной и мирной профессии своего папы. Развивать слуховое внимание – умение действовать по команде.

47

28.02.24

«Город. Транспорт. Пешеход»

Дать представление о видах транспорта: машинах (легковых и грузовых), а также о пассажирском транспорте (автобусах, трамваях, троллейбусах, метро, такси). Дать  начальные знания о профессиях на транспорте, ввести слова (шофёр, водитель). Познакомить с правилами дорожного движения, используя понятия (пешеход, тротуар, проезжая часть, светофор, пешеходный переход). Расширять словарь за счёт имён существительных, обозначающих части, из которых состоят разные виды машин.; имён прилагательных. Учить составлять небольшой рассказ по собственному рисунку «Мой дом».закреплять в памяти домашний адрес. Закрепить произнесение изолированного звука (с), употребление в речи имён существительных в родительном падеже с предлогом «без».

48

04.03.24

Звуковая культура речи : звук Щ-Ч.

Упражнять детей в правильном произнесении звука Щ и дифференциации звуков Щ-Ч.

49

06.03.24

Русские сказки (мини- викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

50

11.03.24

Составление рассказов по картине.

Проверить умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.

51

13.03.24

Готовимся встречать весну и Международный женский день.

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.

52

18.03.24

«Мамин день»

Закрепить в памяти названия весенних месяцев, дать представление о празднике 8 Марта. Заучить, как зовут по имени и отчеству маму и кем она работает. Расширять словарь за счёт словосочетаний (женский день; 8 Марта). Закреплять в словаре имена прилагательные (весенний, нежный, ласковый, заботливый). Учить изменять по падежам слово «мама». Отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ о своей маме. Вводить в речь словосочетания (лечить больных, готовить еду, учить детей, продавать товары, разносить почту, шить одежду). Закрепить знание названий основных женских профессий. Стимулировать детей разучивать стихи и декламировать их.

53

25.03.24

Чтение сказки Д. Мамина -Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича- Длинный нос и про Мохнатого Мишу- Короткий Хвост».

Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять , почему автор так уважительно называет комара

54

27.03.24

Звуковая культура речи: звук Л-ЛЬ.

Упражнять детей в четком произнесении звука Л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие - учить определять слова со звуками Л, ЛЬ.

55

01.04.24

Обучение рассказыванию: работа с картиной- матрицей и раздаточными картинками .

Учить детей создавать картину и рассказывать  о её содержании, развивать творческое мышление.

56

03.04.24

Заучивание стихотворений.

Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок». Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».

57

08.04.24

«Наши добрые дела»

Развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру. Учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей. Активизировать стремление совершать благородные поступки, радоваться результату. Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ. Закрепить произношение звуков (ч), (к), (в), (д). Активизировать  употребление в речи глаголов и прилагательных, подбор антонимов. Учить пользоваться словами, обозначающими предметы и действия.

58

10.04.24

«Мы следопыты»

Закрепить знания о признаках весны. Дать представление об изменениях в жизни диких животных

весной. Расширять словарь за счёт имён существительных -  названий детёнышей животных (лисёнок, медвежонок, волчонок, ежонок, бельчонок, зайчонок); имён прилагательных (плотный, клейкий, серый, рыжий); а также глаголов (линяет, питается). Активизировать в речи употребление антонимов. Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по мнемотаблице. Учить образовывать форму родительного падежа имён существительных, образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

59

15.04.24

Родной край

Формировать знания детей о названии села;

Расширять представления детей о родном селе, его достопримечательностях;

Воспитывать любовь к родному селу и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее, чувства любви и патриотизма.

Развивать диалогическую речь;

Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни.

60

17.04.24

«Весна идёт – весне дорогу»

Закрепить знания о смене времён года. Познакомить с названиями весенних месяцев. Дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Закладывать основы экологического воспитания. Расширять словарь за счёт имён существительных (проталина, ручей, оттепель, сосулька, лучи, капель, подснежник, льдина); имён прилагательных (ранняя, долгожданная, яркий, звонкий и др.); глаголов (журчит, трещит, темнеет, тает и др.). Активизировать в речи употребление антонимов; учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Закреплять в активной речи предлоги «на», «под», «по» и «около». Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по картине.

61

22.04.24

«Первые весенние цветы»

Закрепить знания о временах года. Познакомить с названиями цветов, их строением. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе. Расширить словарь за счёт имён существительных (подснежник, нарцисс, фиалка, мимоза, ландыш, сирень, тюльпаны). Учить сравнивать садовые, луговые и лесные цветы.

62

24.04.24

Звуковая культура речи: звук Р-РЬ.

Упражнять детей  в четком и правильном произнесении звука Р (изолированно, в чистоговорках, в словах).

63

29.04.24

«Прощаемся с подготовишками».

Оказать внимание детям, которые покидают детский сад,пожелать им доброго пути.

64

06.05.24

«Космос»

Дать представление детям о космосе. Познакомить со строением солнечной системы, планеты Земля. Познакомить с известными космонавтами. Расширять словарь за счёт имён существительных (космос, планета, звезда, космический корабль, ракета, космонавт), имён прилагательных (звёздное, солнечная, космическая); глаголов (лететь, приземляться, стартовать). Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять рассказ.

65

08.05.24

«Птицы прилетели»

Дать представления о перелётных птицах, познакомить с их внешним видом, образом жизни. Расширять словарь за счёт имён существительных (грач, скворец, ласточка, соловей, гнездо, скворечник, яичко, птенец); имён прилагательных (перелётный, птичий); глаголов (возвращаться, откладывать вылупляться, защищать, заботиться).Активизировать употребление в речи приставочных глаголов (прилетел, подлетел, залетел, влетел, вылетел, взлетел, пролетел). Закреплять в речи предлоги (на, в, к, около, над, под). Активизировать  употребление в речи имён существительных единственного и множественного числа в винительном падеже.

66

13.05.24

«Чей дом под листом?»

Дать представление о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, пользе и вреде. Расширять словарь за счёт имён существительных  (насекомое, муравей, майский жук, бабочка, комар, муха, стрекоза, пчела, кузнечик, паук, улей, нектар, мёд, муравейник, санитар); имён прилагательных (беззащитный, полезный, вредный, жёсткий, нежный, острый, гибкий, нарядный); глаголов (жужжать, пищать, стрекотать, шелестеть).Закреплять в речи имена существительные, обозначающие части тела насекомых (голова, грудь, брюшко, лапки, усики, хоботок, крылья). Учить находить  и называть соответствующие части тела у разных видов насекомых. Развивать звукопроизношение – произносить изолированные звуки: (с), (з), (ц), (ш), (ж).

67

15.05.24

«Дорожная безопасность»

Закрепить навыки культурного поведения на дороге. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, предлагать варианты ответов. Закрепить знания детей о машинах, светофорах, знаках на дороге. Активизировать глаголы, закреплять правильное произношение звуков (ш), (би).

68

20.05.24

День Победы.

Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник победы».

69

22.05.24

«Пруд на окошке»

Дать представление о рыбах, о строение их тела, способе передвижения, образе жизни. Учить ухаживать за аквариумными рыбками; закладывать основы экологического воспитания. Расширять словарь за счёт имён существительных (гуппи, меченосец, сомик, золотая рыбка, малёк, улитка, водоросли, аквариум, плавник, чешуя); имён прилагательных ( водный, пугливый, блестящий, скользкий, овальный, вытянутый). Активизировать употребление в речи глаголов (растёт, плавает, ползает, ухаживать); наречий-антонимов (высоко-низко, глубоко-мелко, холодно-жарко). Учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять описательный рассказ об аквариумных рыбках. Познакомить с приставочными глаголами (подплыть, заплыть, выплыть), закрепить в речи употребление предлогов ( к, в, из).

70

27.05.24

Мониторинг

71

29.05.24

Работа по закреплению пройденного материала.

Формы реализации:

Система работы включает:

  • НОД (занятия)
  • беседы,
  • наблюдения,
  • игровые занятия,
  • экскурсии,
  • проблемно-игровые ситуации,
  • викторины, сочинение загадок и сказок,
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).

Условия реализации:

Средства развития коммуникации:

общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр.

Методы развития речи и коммуникации:

Метод непосредственного наблюдения и его разновидности:

Наглядные, словесные, практические.

  • наблюдение в природе,
  • экскурсии
  • чтение и рассказывание художественных произведений

Дидактические игры

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность):

  •  рассматривание игрушек и картин,
  • рассказывание по игрушкам и картинам

Заучивание наизусть

Игры-драматизации

Пересказ

Инсценировки

Обобщающая беседа

Дидактические упражнения

Рассказывание без опоры на наглядный материал

Пластические этюды

Хороводные игры

Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон – центров.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности:объекты для исследования в действии,  образно-символический материал и т.д.

Наборы картинок, репродукций, букв, речевые домино и др. дидактические игры, направленные на развитие речи детей.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:

  • условия  для свободного выбора деятельности;
  • условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
  • не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
  • создание  разных пространств предъявления детских продуктов:
  • легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
  • презентации или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- рассказывают о своем опыте или иным способом  представляют продукты собственной деятельности.
  • праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
  • детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, нормативные проекты – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию и коммуникацию детей.

Самостоятельная деятельность детей;

Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе диагностики учителей логопедов.

Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

Конструктивное взаимодействие с  семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, совместные проекты, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи  и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

Реализация рабочей программы обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:

Игровые, здоровье формирующие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки хорошего поведения» и др, демонстрационные и раздаточные материалы, Серия наглядно-дидактических пособий «Животные», «Посуда», «Безопасность», «Цветы» и др.

  1. Серия «16 обучающих картинок».
  • «Овощи, фрукты»
  • «Еда и напитки»
  • «Дикие животные»
  • «Обитатели морей и океанов»
  • «Цвета»
  • «Одежда»
  • «Земноводные и пресмыкающиеся»
  • «Птицы»
  • «Алфавит».
  1. Плакаты обучающие:
  • Транспорт
  • Бытовая техника
  • Одежда
  • Инструменты
  • Еда и напитки
  • Деревья
  • Грибы, ягоды
  • Овощи
  • Фрукты
  • Мебель
  • Космос
  • Природные явления
  • Времена года
  • Времена года: осень, зима, весна, лето.
  • Дорожная азбука
  • Один дома
  • Уроки безопасности
  • Правила поведения за столом
  • Хорошие манеры
  • Рыбы
  • Земноводные
  • Животные Австралии
  • Млекопитающие
  • Животные Африки
  • Животные Арктики
  • Птицы
  • Насекомые
  • Дикие животные
  • Домашние животные
  • Мамы и детки
  1. Сюжетные картины для рассматривания:
  • «Ежиха с ежатами»
  • «Лиса с лисятами»
  • «Медвежья семья»
  • «Зайцы»
  • «Белка с бельчатами»
  • «Волчица с волчатами»
  • «Семья оленей»
  • «Коза с козлятами»
  • «Собака с щенятами»
  • «Свинья с поросятами»
  • «Корова с теленком»
  • «Лошадь с жеребенком»
  • «Кошка с котятами»
  • «Река замерзла»
  • «Овощи»
  • «Куры»
  1. «Беседы по картинкам»
  • «Я и другие»
  • «Учусь управлять собой»
  • «Чувства и эмоции»
  • «12 месяцев»
  • «Мир в картинках»
  • «Времена года»
  • Транспорт»
  • «Животные средней полосы»
  1. Развивающие карточки «Познаем мир»
  2. «Лото»
  • «Мой дом»
  • «Хорошо и плохо»
  • «Во саду ли, в огороде»
  • «Животные»
  • «Домашние и дикие животные»
  • «Магазин «Р», «Л».
  • «Магазин «С», «Ш».
  1. Тематические картинки «Мой дом».
  2. «Умные книжки 2 – 4 года».
  3.      «Альбом по развитию речи для самых маленьких».
  4. «Развитие речи детей от 2-х лет» (сюжетные картинки).

Педагогическая диагностика.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально-организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

Список литературы

  1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
  2. Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
  3. Куликовская Т.А. Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно – методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб: ООО ДЕТСТВО-ПРЕСС,2019.
  4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспект занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. – М.: ИП Лакоценина, 2016. 2017 с.
  5. Новиковская, О.А. Малыш учится говорить. Развитие речи 1-5 лет / О.А. Новиковская. - М.: АСТ, 2018. - 480 c.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Развитие речи»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.Задачи:      развитие свободного общения со взрослыми и детьми...

Рабочая программа «Развитие познавательной активности у детей 5-6 лет, через детское экспериментирование».

Рабочая программа  составлена для детей 5-6 лет в соответствии с возрастными особенностями детей.       Цель программы: сп...

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МИР ОБЩЕНИЯ»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи. Цель обучения мнемотехнике &nd...

Рабочая программа развития и воспитания детей старшей группы срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Пояснительная запискаРабочая программа старшей группы разработана на основе комплексной программы «Детский сад 2100».Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определ...

Рабочие программы: «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику»; «Социально – коммуникативное развитие». Подготовительная группа

Рабочие программы определяют содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей пятого года обучения в культурной практике  «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги...

Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо

Развитие речи.  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...