Работа педагога-наставника с молодым воспитателем в ДОУ
консультация

Дмитриева Валентина  Олеговна
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных сотрудников дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого, наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представляют реальную ценность. Воспитатель должен проработать педагогом дольше трех лет, овладеть навыками управления образовательной деятельностью, хорошо выполнять свою работу и желать обучать других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_pedagoga-nastavnika_s_molodym_vospitatelem_v_dou.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Работа педагога-наставника с молодым воспитателем в ДОУ.

   Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических  знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Такому сотруднику сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомневаться, подходит ли ему эта работа. Исправить ситуацию помогает наставничество.

   Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных сотрудников дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого, наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представляют реальную ценность. Воспитатель должен проработать педагогом дольше трех лет, овладеть навыками управления образовательной деятельностью, хорошо выполнять свою работу и желать обучать других. 

    Приступая к наставничеству, педагог должен уделить внимание трем последовательным этапам.

 

1 - Адаптационный этап

    Когда молодой специалист только приходит в детский сад, перед наставником стоит задача определить, какие личностные и профессиональные навыки сформированы у воспитателя и какие проблемы он испытывает. После чего помочь новичку разобраться в годовом плане детского сада и выбрать тему для самообразования.

     На основе этих данных в дальнейшем разрабатывается план наставничества. Прописывая цели для плана, необходимо учитывать выбранную тему для самообразования, уровень базового образования воспитателя, его творческий потенциал, личные особенности и сложности, которые он испытывает в работе. 

    Например, если начинающему воспитателю непросто общаться с родителями деток или он не умеет работать с документацией, педагог-наставник включает эти вопросы в план. 

 

2 - Составление и реализация плана наставничества

   Педагог-наставник разрабатывает индивидуальный план наставничества для обучения молодого воспитателя. План составляется на определенный период, с указанием необходимых тем мероприятий, сроков и форматов работы.  

 

   Цели и темы мероприятий формируются на основе информации, которую наставник узнал во время адаптационного этапа. Дополнительно важно включить основные занятия по работе с документацией, поскольку молодым воспитателям  бывает сложно научиться правильно заполнять документы и планы. И уделить внимание выработке личного стиля работы. Каждому воспитателю важно сформировать собственный арсенал методов и приемов работы. Для этого наставник обучает его основным педагогическим технологиям.

     Сроки мероприятий устанавливаются относительно важности и срочности темы. Например, если для начала работы необходимо спланировать работу с группой, эта тема должна прорабатываться одной из первых.

    Формат мероприятий выбирается в зависимости от текущих задач и особенностей воспитателя. Важно предусмотреть различные форматы. Сочетать индивидуальные и групповые форматы, практические и теоретические занятия.

    В качестве теоретических занятий можно использовать:

 

  • Индивидуальные и групповые консультации, 
  • самостоятельное изучение материала и прослушивание семинаров,
  • коучинг, когда наставник не дает советы, а помогает воспитателю самостоятельно найти ответы на вопросы,
  • коллективное обсуждение общих сложностей и обзор профессиональной литературы.

   Теоретические занятия важно параллельно подкреплять практическими, чтобы воспитатель не только получал рекомендации, но и пробовал их применять. В качестве практики можно проводить:

 

  • Обучение на рабочем месте,
  • решение и анализ педагогических ситуаций,
  • демонстрация опыта педагога-наставника и мастер-классы для обмена опытом,
  • участие в конкурсах педагогического мастерства,
  • совместные игровые и проектные формы обучения,

    Чтобы выбрать подходящий формат работы важно определить уровень теоретических знаний и практических навыков сотрудника. Если молодой воспитатель хорошо знает теорию, можно включать в план больше мероприятий, нацеленных на практику.

 План наставничества удобно оформить в виде таблицы. 

 

Пример:

 

Тема

Формат

Срок

 Способы организации режимных моментов

  - консультации

  - демонстрация опыта работы педагога-наставника

  - наблюдение и анализ за выполнением режимных моментов  молодым специалистом в работе с детьми               

   Сентябрь       

 Формирование личного стиля работы

  - обмен опытом между педагогами через открытые занятия
  - теоретические консультации по методологиям

    работы с детьми

  - составление плана индивидуального развития

  - участие в семинарах и обсуждениях

  - участие в коллективных играх и проектах

  Октябрь-           декабрь       

 Создание личной страницы в интернете для публикации материалов для родителей и коллег

  - Консультации

  - Изучение различных методов создания страницы

  - Практическое занятие с наставником

     Январь

 

3 - Контрольно-оценочный этап

    После проделанной работы педагог-наставник анализирует ее результаты. Он контролирует работу воспитателя, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Таким образом наставник проверяет готовность воспитателя к самостоятельной работе.

 

   Чтобы работа на каждом этапе была эффективной, важно вести работу с воспитателями по определенным правилам.

 

Рекомендации при работе с молодыми воспитателями

   Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесет положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами.

 

Мотивация

Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет. 

 

Сотрудничество
Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Иногда наставники воспринимают эту форму работы как возможность возвыситься и подчинить неопытного воспитателя. Такое отношение быстро “отпугнет” новичка. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.

 

Системность

Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата.

 

Как понять, что наставничество прошло успешно

    Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе педагога-наставника с молодым воспитателем.

Отчет  о работе педагога-наставникас молодым воспитателем.С 2017 года и по настоящее время в МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская работает 1 молодой воспитатель Сирота Инна Васильевна, за ...

План работы педагога наставника с молодым воспитателем

план работы наставника с  молодым воспитателем...

Работа педагога-наставника с молодым воспитателем в ДОО

Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольк...

Карта контроля работы педагога-наставника с молодым воспитателем

Карта контроля работы педагога-наставника с молодым воспитателем...

Консультация для педагогов-наставников "Этапы работы педагога-наставника с молодым специалистом в ДОУ"

Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных педагогов дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого, наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представля...

Работа педагога-наставника с молодыми и вновь прибывшими воспитателями в ДО. План и полезные рекомендации 07.09.2020г.

Работа педагога-наставника с молодыми и вновь прибывшими воспитателями в ДО.План и полезные рекомендации Воспитатель: Ионцева Е.Н. 07.09.20В статье обсудим как педагог-наставник может помочь осво...

ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА для работы педагога – наставника, воспитателя с наставляемым, молодым специалистом

- оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;- продолжать изучение нормативно-правовой документации;- оказать помощь в в...