Работа педагога-наставника с молодым воспитателем в ДОО
методическая разработка
Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Такому сотруднику сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомневаться, подходит ли ему эта работа. Исправить ситуацию помогает наставничество. В статье обсудим как педагог-наставник может помочь освоиться молодому воспитателю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_pedagoga.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа педагога-наставника
с молодым воспитателем в ДОО
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных сотрудников дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представляют реальную ценность. Воспитатель должен проработать педагогом дольше трех лет, овладеть навыками управления образовательной деятельностью, хорошо выполнять свою работу и желать обучать других.
Приступая к наставничеству, педагог должен уделить внимание трем последовательным этапам.
1 - Адаптационный этап
Когда молодой специалист только приходит в детский сад, перед наставником стоит задача определить, какие личностные и профессиональные навыки сформированы у воспитателя и какие проблемы он испытывает. После чего помочь новичку разобраться в годовом плане детского сада и выбрать тему для самообразования.
На основе этих данных в дальнейшем разрабатывается план наставничества. Прописывая цели для плана, необходимо учитывать выбранную тему для самообразования, уровень базового образования воспитателя, его творческий потенциал, личные особенности и сложности, которые он испытывает в работе.
2 - Составление и реализация плана наставничества
Педагог-наставник разрабатывает индивидуальный план наставничества для обучения молодого воспитателя. План составляется на определенный период, с указанием необходимых тем мероприятий, сроков и форматов работы.
Цели и темы мероприятий формируются на основе информации, которую наставник узнал во время адаптационного этапа. Дополнительно важно включить основные занятия по работе с документацией, поскольку молодым воспитателям бывает сложно научиться правильно заполнять документы и планы. И уделить внимание выработке личного стиля работы. Каждому воспитателю важно сформировать собственный арсенал методов и приемов работы. Для этого наставник обучает его основным педагогическим технологиям.
Сроки мероприятий устанавливаются относительно важности и срочности темы. Например, если для начала работы необходимо спланировать работу с группой, эта тема должна прорабатываться одной из первых.
Формат мероприятий выбирается в зависимости от текущих задач и особенностей воспитателя. Важно предусмотреть различные форматы. Сочетать индивидуальные и групповые форматы, практические и теоретические занятия.
В качестве теоретических занятий можно использовать:
- Индивидуальные и групповые консультации, самостоятельное изучение материала и прослушивание семинаров,
- коучинг, когда наставник не дает советы, а помогает воспитателю самостоятельно найти ответы на вопросы,
- коллективное обсуждение общих сложностей и обзор профессиональной литературы.
Теоретические занятия важно параллельно подкреплять практическими, чтобы воспитатель не только получал рекомендации, но и пробовал их применять. В качестве практики можно проводить:
- Обучение на рабочем месте,
- решение и анализ педагогических ситуаций,
- демонстрация опыта педагога-наставника и мастер-классы для обмена опытом,
- участие в конкурсах педагогического мастерства,
- совместные игровые и проектные формы обучения,
Чтобы выбрать подходящий формат работы важно определить уровень теоретических знаний и практических навыков сотрудника. Если молодой воспитатель хорошо знает теорию, можно включать в план больше мероприятий, нацеленных на практику.
План наставничества удобно оформить в виде таблицы.
Пример:
Тема | Формат | Срок |
Способы организации режимных моментов | - консультации - демонстрация опыта работы педагога-наставника - наблюдение и анализ за выполнением режимных моментов молодым специалистом в работе с детьми | Сентябрь |
Формирование личного стиля работы | - обмен опытом между педагогами через открытые занятия работы с детьми - составление плана индивидуального развития - участие в семинарах и обсуждениях - участие в коллективных играх и проектах | Октябрь- декабрь |
Создание личной страницы в интернете для публикации материалов для родителей и коллег | - Консультации - Изучение различных методов создания страницы - Практическое занятие с наставником | Январь |
3 - Контрольно-оценочный этап
После проделанной работы педагог-наставник анализирует ее результаты. Он контролирует работу воспитателя, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Таким образом наставник проверяет готовность воспитателя к самостоятельной работе.
Чтобы работа на каждом этапе была эффективной, важно вести работу с воспитателями по определенным правилам.
Рекомендации при работе с молодыми воспитателями
Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесет положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами.
Мотивация
Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.
Сотрудничество
Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Иногда наставники воспринимают эту форму работы как возможность возвыситься и подчинить неопытного воспитателя. Такое отношение быстро “отпугнет” новичка. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.
Системность
Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата.
Как понять, что наставничество прошло успешно
Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями
Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...
План работы «Педагогической гостиной молодого воспитателя» на 2015-2016 уч.год
План работы «Педагогической гостиной молодого воспитателя» на 2015-2016 уч.год...
программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"
в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ...
План работы наставника с молодым воспитателем
с воспитателем 2 младшей группы...
План работы наставника с молодым воспитателем
План работы наставника с молодым воспи План работы наставника с молодым воспитателем Асевовой Лайлой ...
План работы тьюторского сопровождения молодого воспитателя на 2018-2019 учебный год
Цель: Повышение профессионального мастерства молодого педагога по вопросу организации психолого-педагогической работы с воспитанниками раннего дошкольного возраста....
Описание результатов работы с молодым воспитателем. (Дневник наставника с молодым воспитателем)
Описание результатов работы с молодым воспитателем...