План по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»
материал (старшая группа)
План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность». Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности, как наблюдение, труд, развитие речи. Не требует особого доказательства связь экспериментирования и с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_femp_i_opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
«Развитие элементарных математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста
через экспериментально-исследовательскую деятельность»
на 2019-2020 уч. год
Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка» Махмутова Лилия Фирдусовна
г. Урай
План работы по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность»
Прежде чем давать знания,
Надо научить думать,
Воспринимать, наблюдать.
В.А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации. А одна из задач, которые ставит ФГОС ДО предполагает развитие у детей интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности (пункт 1.6.6).
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях (пункт 2.6).
К целевым ориентирам, которые позволяют оценить достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования, относятся следующие характеристики: ребенок проявляет любознательность; задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными представлениями из области математики; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности (пункт 4.6).
Согласно ФГОС ДО (п. 3.3) «образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
В связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании, с введением ФГОС ДО преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, основанный на возросших требованиях к универсальности знаний.
Меня заинтересовала проблема - как повысить мотивацию старших дошкольников в развитии элементарных математических представлений через опытно-экспериментальную деятельность?
Тема: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса. Создание оптимальных условий для математического развития дошкольников.
Задачи:
- изучать педагогическую и методическую литературу по теме;
- обобщить педагогический опыт работы по теме самообразования;
- обогащать и преобразовывать предметно – пространственную среду в соответствии с новыми требованиями;
- разработать и реализовать систему мероприятий, направленную на развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность;
- прививать детям интерес к математике с помощью интересных заданий, игр на развитие опытно-экспериментальной деятельности, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики;
- способствовать развитию у детей внимания, памяти, активности, инициативности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы;
- развивать интеллектуально-творческие проявления детей: находчивость, смекалку, сообразительность;
- объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.
Этапы разработки:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
- Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений»
- Исследовать эффективность использования детского экспериментирования в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
- Разработать картотеку опытов и экспериментов по формированию элементарных математических представлений.
Ожидаемый результат:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
Направления саморазвития:
- Изучение нормативно-правовых документов
- Изучение методической литературы
- Знакомство с передовым педагогическим опытом
- Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)
- Работа с детьми
- Повышение квалификации
- Работа с семьей, социумом
- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды
Актуальность выбранной темы
«Не торопись навязывать знания ребѐнку. Пускай истинный мир, явления и предметы… проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят и снова уходят, не навязываясь ему … Редко требуй от него суждений»
И.Г. Песталоцци.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют интерес к математическим категориям: количество, форма, цвет, величина, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, дети просто заучивают весь материал. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, заинтересовать их внимание, отвечающее современным требованиям.
В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.
Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.
Современное быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения.
Формирование у воспитанников способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование, где первой ступенью выступает детский сад. Реализация этих целей в полной мере может реализоваться через экспериментально-исследовательскую деятельность воспитанников. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет собой актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Между тем, метод экспериментирования является одним из эффективных методов познания дошкольниками закономерностей и явлений природы, окружающего мира. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование - один из самых эффективных методов в воспитании дошкольников. В дошкольном возрасте, он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности, как наблюдение, труд, развитие речи. Не требует особого доказательства связь экспериментирования и с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.
Перспективный план по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Сентябрь | Подбор литературы по теме самообразования. Изучение нормативно-правовых документов, научно-методической литературы, современных образовательных технологий | Приобретение теоретических знаний по теме. Приобретение методической литературы. |
В течение года | Изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников и ФЭМП. Посещение открытых показов организации партнерской образовательной деятельности педагогов ДОУ, наставников | Работа с личной библиотекой, интернет-ресурсами. Внедрение в практическую деятельность передового педагогического опыта по данному направлению |
Октябрь-ноябрь | Разработка перспективного планирования развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность | Организация работы деятельности с дошкольниками |
Декабрь | Посещение занятий коллег по ФЭМП | Обмен опытом по проблеме |
В течение года | Работа над модернизацией развивающей среды. Создание условий для детского экспериментирования | Оформление уголка экспериментирования в группе. Интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности |
Январь-февраль | Работа над созданием методических папок | Подбор материала по темам |
В течение года | Изготовление пособий. Разработка картотек игр, опытов и экспериментов по ФЭМП для детей дошкольного возраста | Подбор материала |
Апрель | Подготовка к итоговому родительскому собранию с презентацией «Юные исследователи» | Подбор материала |
Май | Подведение итогов по теме самообразования Проведение контрольного диагностического исследования | Подбор методической литературы. Получение объективной динамики формирования экспериментальной деятельности и формирования элементарных математических представлений у детей группы |
Изучение литературы по теме
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет-источников:
1. Сорокина И.О. «Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений»
2. Казакова А.В., Киричек К.А. «Роль экспериментирования в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
4. Воронина Л.В. «Условия формирования исследовательских умений в процессе обучения математике»: Педагогическое образование в России. 2015. №9
5. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников // О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Обуховой Л.Ф., Бурменской Г.В., М., 2001.
8. Линник Н.В., Ревина «Экспериментирование как средство формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика
9. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
10. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. К. вопросу о формировании начальных математических понятий // Докл. АПН РСФСР. 1961. № 1.
11. Арапова – Пискарёва Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.
12. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.
13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб.: Детство-пресс, 2007
14. Статья Ерофеевой Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2002-№2,4,5,6
15. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М., 2004.
16. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова [и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2012.
17. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя».
Работа с детьми
Месяц | Тема экспериментально – исследовательской деятельности |
сентябрь - октябрь | Измерение длины предмета |
октябрь - ноябрь | Измерение объема сыпучих веществ |
ноябрь - декабрь | Измерение объема жидких веществ |
декабрь - январь | Магниты, магнетизм |
январь | Измерение массы |
февраль | Сравнение предметов по весу и занимаемому объему |
февраль - апрель | Часы и время |
апрель - май | Термометр и температура |
Работа с родителями
Работа с родителями | |
1. Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми | Анкетирование родителей по организации работы по развитию математических способностей детей |
1. Обогащать родительский опыт о роли экспериментирования по формированию элементарных математических представлений
| Консультации и беседы «Как привить интерес к математике?» «Экспериментирование в жизни детей», «Развитие математических способностей детей» |
3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком опытно-экспериментальную деятельность по развитию математических способностей. | Родительское собрание на тему: «Поэксперментируем!» |
Показать достижения детей в области математики | День открытых дверей. Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас» - папка-передвижка |
Обогащать родительский опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей. | Консультации и беседы с родителями на тему: |
Дать информацию по использованию опытно-экспериментальной деятельности в летний период. | «Что должен знать и уметь Ваш ребенок к 6 годам» |
Ожидаемые результаты
- Оформление собственных методических разработок в форме информационно-педагогических модулей (обобщение опыта работы)
- Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.
- Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.
- Организация обучающего процесса таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем. Повышение уровня развития математических способностей детей.
- Внедрение более эффективных средств и методов обучения
- Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе.
- Предметно-развивающая среда в группе и детском саду служит зоной опережающего развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность» на 2018-2019 уч. год. Старшая группа «Ромашка»
laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» входит в образовательную область «Познавательное развитие», содержание которой предполагает развитие инт...
План работы по самообразованию воспитателя Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».Отчёт о проделанной работе за год.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр....
Самообразование "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности" 2022г.-2023 г.
Индивидуальный план по самообразованиюПоляковой Марии АлександровныВоспитателя логопедической группы № 17 «Ветерок» Тема: «Формирование элементарных математических представ...
Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"
Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...
Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"
Отчет по самообразованию "Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательной математики"...
План по самообразованию: ,, Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Многие педагоги и родители знают, что математика- это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности м...