Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
материал (старшая группа)

Шатунова Лейсан Голусовна

          Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической практике как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказки – это зернышко, из которого

                                                                  прорастает эмоциональная оценка    

                                                              ребенком жизненных явлений».

В.А. Сухомлинский.

Работа по самообразованию Шатуновой Лейсан Голусовны

воспитателя МАДОУ  «Детский сад №95 «Балкыш».

Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

          Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической практике как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
  • создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
  • определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
  • развивать нравственные качества: доброту, вежливость, толерантность, дружеские взаимоотношения;
  • воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Изучение учебно-методической литературы:

  1. А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16.
  4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 416 с.
  5. Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
  6. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185.
  7. Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.
  8. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
  9. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
  10. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001.
  11. Шарыгина Т.А. «Вежливые сказки».

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Форма предоставления результатов

Дата

1.

Методические мероприятия

Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников.

Сентябрь-Май

Составление конспектов ООД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами.

2018-2019гг.

Изготовить героев сказки с детьми старшей возрастной группы №6 «Звездочка».

Сентябрь-Май

Самодельные персонажи сказок.

Неограничено

Принять участие в конкурсах по теме.

Сентябрь-Май

Дипломы, сертификаты.

2018-2019гг.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Отчет по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май.

Май

Выступление, фотоотчет.

2019г.

2.

Изготовление пособий, атрибутов.

Изготовление героев сказки с детьми старшей возрастной группы №6 «Звездочка».

Сентябрь - Май

Контроль

Неограничено

Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников.

Сентябрь

Контроль

2019г.

Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры.

Октябрь

Контроль

2019г.

Пополнить кукольные, настольные театры.

Ноябрь

Контроль

2019г.

3.

Взаимодействие с детьми.

«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств).

«Мир не без добрых людей»

(цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым).

«Доброта важнее всего»

(цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие.

«Волшебство добрых слов»

(цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость,  доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

«Сказочный денёк» (цель:

формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).

«Вежливые слова»,

«Добрые поступки»,

«Желание помочь другим», «Азбука доброты».

«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

«Добрый гном»

(цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок)..

«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Составление списка добрых дел «Мои добрые дела».

Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

ООД с фрагментами

сказкотерапии,

чтение сказки «Царевна-лягушка».

Беседа, инсценировка.

ООД с участием сказочного персонажа.

Папки-передвижки.

Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?», беседа.

Выставка детских рисунков.

Чтение и обсуждение сказки.

Планируемая фотовыставка

2018г.

2018г.

2018г.

2018г.

2019г.

2019г.

2019г.

2019г.

2019г.

4.

Сотрудничество с родителями.

Консультация на тему:

«Воспитывать доброту!

(цель: показать родителям

необходимость

целенаправленного воспитания у детей  доброты, побудить к этому).

Памятка «Роль книги в нравственном воспитании детей»

Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

Поговорим о нравственности

Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Апрель

Выступление

Памятки для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей».

Беседа.

Беседа, фотоотчет

2018г.

2019г.

2018г.

2019г.

5.

Работа с педагогами.

Подготовить консультацию для педагогов ДОУ: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок».

Ноябрь

Март

Выступление, доклад.

Презентация, обмен передовым опытом.

2018г.

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...

«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...

план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"

Данная  тема  мною  выбрана  для  изучения  влияния  русских  народных  сказок  на  нравственное  воспитание  детей   старшег...