Работа по самообразованию Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
материал (старшая группа)
Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической практике как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сказки – это зернышко, из которого
прорастает эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений».
В.А. Сухомлинский.
Работа по самообразованию Шатуновой Лейсан Голусовны
воспитателя МАДОУ «Детский сад №95 «Балкыш».
Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической практике как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Цель: Изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей;
- развивать нравственные качества: доброту, вежливость, толерантность, дружеские взаимоотношения;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Изучение учебно-методической литературы:
- А.Ф. Островская «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника».
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. – 112 с.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М. : Академия, 2002. – 416 с.
- Л.И. Божова «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. - с. 185.
- Соловейчик, С. Л. Нравственное воспитание дошкольников/С. Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 14-16.
- Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В. И. Петрова- М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю. А. - Владос, 2001.
- Шарыгина Т.А. «Вежливые сказки».
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Форма предоставления результатов | Дата |
1. | Методические мероприятия Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. | Сентябрь-Май | Составление конспектов ООД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами. | 2018-2019гг. |
Изготовить героев сказки с детьми старшей возрастной группы №6 «Звездочка». | Сентябрь-Май | Самодельные персонажи сказок. | Неограничено | |
Принять участие в конкурсах по теме. | Сентябрь-Май | Дипломы, сертификаты. | 2018-2019гг. | |
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Отчет по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май. | Май | Выступление, фотоотчет. | 2019г. | |
2. | Изготовление пособий, атрибутов. Изготовление героев сказки с детьми старшей возрастной группы №6 «Звездочка». | Сентябрь - Май | Контроль | Неограничено |
Пополнить библиотеку русскими народными сказками с иллюстрациями разных художников. | Сентябрь | Контроль | 2019г. | |
Пополнить уголок ряженья масками, костюмами для самостоятельной игры. | Октябрь | Контроль | 2019г. | |
Пополнить кукольные, настольные театры. | Ноябрь | Контроль | 2019г. | |
3. | Взаимодействие с детьми. «Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств). «Мир не без добрых людей» (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). «Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие. «Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела). «Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). «Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты». «Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). «Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).. «Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь. Январь Февраль Март Апрель Май | Составление списка добрых дел «Мои добрые дела». Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». ООД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка». Беседа, инсценировка. ООД с участием сказочного персонажа. Папки-передвижки. Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?», беседа. Выставка детских рисунков. Чтение и обсуждение сказки. Планируемая фотовыставка | 2018г. 2018г. 2018г. 2018г. 2019г. 2019г. 2019г. 2019г. 2019г. |
4. | Сотрудничество с родителями. Консультация на тему: «Воспитывать доброту! (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому). Памятка «Роль книги в нравственном воспитании детей» Рекомендации: «Проведите с детьми дома» Поговорим о нравственности Проведение этических бесед на темы: «Добрые дела», «Традиции нашей семьи», «Любимый театр нашей семьи». | Сентябрь Октябрь Ноябрь Апрель | Выступление Памятки для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей». Беседа. Беседа, фотоотчет | 2018г. 2019г. 2018г. 2019г. |
5. | Работа с педагогами. Подготовить консультацию для педагогов ДОУ: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста». «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок». | Ноябрь Март | Выступление, доклад. Презентация, обмен передовым опытом. | 2018г. 2019г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...
План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Тема: «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок».
Сказка является мощным средством , помогающим формировать моральные качества ребенка....
«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
план работы по самообразованию " Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
Данная тема мною выбрана для изучения влияния русских народных сказок на нравственное воспитание детей старшег...