«Служба ранней помощи в дошкольном учреждении как одна из вариативных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста»
проект
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДПО НИРО
Управленческий проект
«Служба ранней помощи в дошкольном учреждении
как одна из вариативных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями
детей раннего возраста»
Центр «Мы вместе»
Направление: организация системы развития детей раннего возраста как самостоятельного элемента современной модели образования.
Выполнила: Кузнецова Екатерина Павловна
старший воспитатель, Городецкий район
Проверил__________
Нижний Новгород – 2022 год
Примерная структура управленческого проекта
Паспорт проекта
Наименование | Центр ранней помощи «Мы вместе» Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №16» г. Городца |
Проектная группа (исполнители) | Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели. |
Основная идея | Создание модели дошкольной образовательной организации, обеспечивающей доступность дошкольного образования посредством функционирования службы ранней помощи для родителей воспитывающих детей раннего возраста; развитие долгосрочной инициативы, основанной на использовании развивающих технологий, новых воспитательных средств, новых игровых комплектов, способствующих развитию детей раннего возраста. |
Цель проекта | Формирование партнерских отношений между субъектами |
Задачи проекта | 1. Повышать профессиональные компетенции педагогов и специалистов, вовлечённых в оказание психолого-педагогического сопровождения семей и детей, раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. 2.Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников. |
нормативно-организационное обеспечение проекта | Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года», где одним из важнейших направлений является создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организации, осуществляющих образовательную деятельность. Национальный проект «Образование» на 2018-2024 гг. утвержден 24.12.2018 г., в рамках которого разработан Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» направлен на оказание комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям, на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
|
Перечень значимых продуктов | 1.Создание раздела на официальном сайте Организации, отражающего деятельность по созданию центра ранней помощи. 3.Организация образовательного пространства для реализации работы по оказанию услуг помощи родителям воспитывающих детей раннего возраста. |
Социальные партнеры | Центр социальной помощи семьи и детям Городецкого муниципального района Детская библиотека |
Введение
- Информационно-аналитическое обоснование проблемы
Система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) признается самостоятельным элементом современной модели образования. Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Образовательный эффект мы обосновываем тем, что ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека уникальным и неповторимым, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Ранний возраст – это период интенсивного физического и психического развития, а также фундаментальные личностные образования. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования:
взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов федерального государственного стандарта дошкольного
образования (далее - ФГОС ДО) является принцип партнёрства с семей.
Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс
данного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений. В нѐм
говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
В процессе реализации Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) дошкольного образования перестраивает
взаимодействия педагогов с семьей. В настоящее время в нашем ДОУ
происходит осознание педагогами и родителями объективно изменившихся
целевых основ взаимодействия с семьями воспитанников, освоение новых
методов работы, связанных с построением и поддержанием партнерских
взаимоотношений, выявление потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи.
Дословный перевод понятия «партнерство» — деление на равные доли
участия взаимодействующих субъектов. Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (семьи и ДОО) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов образовательных отношений.
- Целевой блок – описание желаемого состояния вопроса и новых главных результатов работы органа муниципального управления (дошкольное образование), которые позволит получить содержание проекта.
1.Успешная адаптация детей к детскому саду.
2. Удовлетворенность родителей в отношении работы центра ранней помощи «Мы вместе», предположительно, позволит увеличить охват семей, воспитывающих детей данного возраста образовательными услугами и
обеспечить раннюю социализацию ребенка и адаптацию
его к условиям детского сада.
3. Рост востребованности вариативной формы
4.Повышение профессиональной компетентности педагогов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№16».
5.Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
6.Тесное взаимодействие с родителями, участниками образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №16».
7. В перспективе - дальнейшее развитие вариативных форм образовательных услуг для детей раннего возраста в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении «Детский сад №16»:
-Открытие семейной группы кратковременного пребывания детей;
-Открытие группы выходного дня для детей раннего возраст
- Стратегия и тактика перехода к желаемому состоянию муниципальной системы дошкольного образования
(дорожная карта, план действий)
Деятельность Центра «Мы вместе» по развитию партнерских отношений с родителями осуществляется поэтапно.
Этап 1. Знакомство
Основная цель: изучение воспитательного потенциала семьи (методы воспитания детей, ценности, традиции семьи, образовательные потребности и пр.)
Ожидаемый результат: установление доверительных отношений.
Этап 2. Совместная деятельность
Основная цель: поддержка и оказание психолого-педагогической помощи родителям в адаптации ребенка к ДОУ, в преодолении и предупреждении трудностей, связанных с воспитанием детей раннего возрасте.
Ожидаемый результат:
- у специалистов ДОУ – повышение уровня профессиональной компетентности;
- у родителей - повышение уровня педагогической и психологической культуры.
Этап 3. Партнёрство
Основная цель данного этапа работы достижение добровольного, активного участия родителей в жизни ДОУ, проявления интереса к новым формам взаимодействия.
Ожидаемый результат: взаимная ответственность за воспитание и развитие детей раннего возраста, их успешную социализацию.
Наименование | Цель, назначение использования | Формы организации |
Наглядно- | Ознакомление родителей с работой | Информационные |
Информационно- | Выявление интересов, потребностей, | Мониторинговые |
Образовательные | Повышение у родителей психолого- | Семинары-практикумы |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у | Собрания |
Трудовые | Приобщение всех участников | Трудовые десанты |
Досуговые и | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Обеспечивают установление теплых неформальных отношений между педагогами | Совместные праздники, |
Управленческие | Обеспечение прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, | Родительский комитет |
Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного
учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.
4. Критерии и показатели результативности управленческого проекта
Критерии | Индикаторы и показатели | Ожидаемое значение индикаторов и показателей |
Доля педагогов, прошедших обучение по программам воспитания и обучения детей раннего возраста | 40% | 100% |
Обеспеченность образовательного процесса методическими пособиями в соответствии с ФГОС ДО и управленческим проектом | 70% | 100% |
Наличие методической литературы, базовых документов для педагогов, для реализации управленческого проекта | 50% | 100% |
Информационная обеспеченность родителей | 65% | 100% |
Помещения для организации занятий дополнительного образования (количество) | 0 | 1 |
ИКТ оборудование для дошкольного образования воспитанников | 40% | 80% |
Наличие информационных ресурсов, их доступность | 60% | 100% |
Значимым результатом деятельности Центра «Мы вместе» будет установление доверительных отношений между воспитанниками, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, что обеспечит положительные результаты в области личностного развития, а также обеспечения психологического здоровья детей раннего возраста и их позитивной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Работа с родителями...
«Эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по пропаганде подвижных, спортивных игр»
Выступление на педсовете. Опыт работы ....
Актуальные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй
•Партнерство семьи и образовательного учреждения – перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенци...
Задачи и формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей....
Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй
Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всесторонннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В п...
План "Развитие вариативных форм взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО"
План работы методической группы на учебный год по теме "Развитие вариативных форм взаимодействия участников образовательного процесса в ДОО"...