Задачи и формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
консультация на тему
Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_i_formy_vzaimodeystviya_s_semyoy.docx | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий образовательных учреждений и семьи.
Содержание сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие семей обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом в детском саду.
Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей:
- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
- организация диагностической работы по изучению семей;
- использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);
- выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
- внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей;
- использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;
- создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;
- активное включение в работу с семьей психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей;
- оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;
- разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.);
- расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Работу с родителями в детском саду можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; лекции; тренинги.
Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями являются родительские собрания, которые бывают:
- установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;
- знакомящие с аналитическими материалами из жизни учебного заведения (об успеваемости, медосмотре и др.) без упоминания фамилий учащихся и родителей;
- консультативные, здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;
- собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;
- совместные с детьми и родителями;
- отчетные;
- связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;
- информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.
Общение с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча лучше строить в форме лекций-бесед, диалога, по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их.
Назначение родительских университетов в учебном учреждении — психолого-педагогическое просвещение родителей. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.
Конференция — форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся и т.д. Различные службы учебного заведения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.
Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей или по рекомендации педагогов, если родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.
Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении педагога-психолога. Тренинговые занятия для детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.
Родительский ринг — это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления проблем и конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В анализе ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается выход из создавшегося положения. Играет огромную роль и просвещение родителей группы, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социальными партнерами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Работа с родителями...
«Эффективные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по пропаганде подвижных, спортивных игр»
Выступление на педсовете. Опыт работы ....
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие. Это актуальный вопро...
Современные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
В статье освещены основные проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе. Проанализированы принципы сотрудничества с семьей учетом внедрения ФГОС ДОУ.Представлены возможности испо...
Тематическое собрание в форме круглого стола «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников"
Привлечь родителей к обмену мнениями о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи по проблеме патриотического воспитания дошкольников....
Формы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 -2024 год объявлен Годом семьи.Семья является источником любви, понимания и поддержки, учит детей быть добрыми, честнымии справедливыми. В го...
Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей воспитанника
Консультация для педагогов...