программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"
рабочая программа по теме
в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Верх-Суетский детский сад «Улей» Суетского района Алтайского края
Принято Педагогическим советом МБДОУ «Верх-Суетский детский сад«Улей» Протокол № ___ от «___» августа 2016г | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Верх-Суетский детский сад «Улей» Клименко В.П._____________
|
Программа работы
с молодыми педагогами
на 2016 – 2017 учебный год
«ШКОЛА
МОЛОДОГО ВОСПИТАТЕЛЯ»
Составила: старший воспитатель
Ванишвили Н.В.
первая квалификационная категория
с.Верх-Суетка.2016г.
Оглавление
1. Целевой раздел………………………………………………………………….3 1.1.Пояснительная записка…………………………………………………3
1.1.1.Цели и задачи Программы……………………………………………3
1.1.2.Принципы сотрудничества…………………………………………………..3
1.1.3. Подходы к формированию и реализации Программы…………………….4
1.1.4. Этапы реализации программы………………………………………………4
1.2. Планируемые результаты……………………………………………………...5
2. Содержательный раздел……………………………………………………….5
2.1.Формы и методы работы с молодыми специалистами………………………5
2.2. Организация наставничества………………………………………………….6
2.3.План работы «Школы молодого воспитателя» на 2016-2017 уч. год.(1 год).6
3.Организационный раздел:……………………………………………………..8
3.1. Режим работы «Школы молодого воспитателя»…………………………….8
3.2. Методическое сопровождение деятельности молодых воспитателей ……8
3.3 Список литературы …………………………………………………………..10
1. Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
Происходящие сегодня в нашем обществе кардинальные перемены требуют серьезного переосмысления сложившегося в последние десятилетия отношения к человеку. Особая роль в решении проблемы человека на современном переходном этапе и на более длительную историческую перспективу, как показывает мировая практика, принадлежит образованию. Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач. Молодые специалисты не владеют техникой и технологией педагогической деятельности. Педагогам, не имеющим опыта работы, трудно написать план, организовать работу с детьми, найти точки взаимодействия с родителями. А ведь со стороны родителей к ДОУ, к образованию ребенка предъявляются определенные требования. Поэтому целенаправленно управлять процессом развития личности должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Кроме того, к настоящему времени в сфере профессионального труда воспитателя назрел ряд противоречий, которые также препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности. Что нужно изменить в работе каждому ДОУ, чтобы ни один выпускник педагогических колледжей не разочаровался, не потерял интерес к профессии? В связи с этим для совершенствования подготовки молодого воспитателя с целью его более успешной адаптации к профессиональной деятельности в МБДОУ «Верх-Суетский детский сад «Улей» разработана программа «Школа молодого воспитателя »
1.1.1.Цели и задачи Программы
Программа направлена на достижение следующих целей:
1) оказание помощи начинающим и вновь прибывшим педагогам в повышении их профессиональной компетентности,
2) обеспечение профессионального и творческого роста молодых педагогов в условиях ФГОС ДО.
Программа направлена на достижение следующих задач :
1) обеспечить наиболее лѐгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе ,
2) формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса,
3) совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путѐм повышения профессионального мастерства молодых специалистов .
1.1.2.Принципы сотрудничества
Деятельность строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:
Принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов
Принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;
Принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.
1.1.3. Подходы к формированию и реализации Программы.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
∙ трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;
∙ профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
∙ в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
∙ материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы
1.1.4. Этапы реализации программы:
Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
ІІ этап – 2-ой год работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые методические мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;
ІІІ этап – 3-й год работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы. Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
1.1.5. Планируемые результаты
По итогам данной работы воспитатели приобретут ряд профессиональных умений:
- аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования;
- умения применять психолого-педагогические знания в воспитательно- образовательной работе с ребенком;
- умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно- образовательной работы с ребенком;
- умение анализировать индивидуальные качества ребенка, под руководством специалиста осуществлять педагогическую диагностику, психологический анализ индивидуальных особенностей ребенка и организовывать психолого- педагогическую поддержку развития ребенка;
- прогностические умения, позволяющие учитывать специфику индивидуальности ребенка в воспитательно-образовательном процессе;
- умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
- умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком и др.
Воспитатель приобретёт и самое главное умение - умение общаться с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. К концу второго учебного года, педагоги должны подняться с низкого профессионального уровня на средний. В процессе освоения материала предусмотрено наблюдение за профессиональной компетентностью педагогов, которое позволяет проследить за уровнем роста педагогической деятельности молодого и вновь прибывшего педагогов.
2. Содержательный раздел
2.1.Формы и методы работы с молодыми специалистами
Для того чтобы повысить профессиональное мастерство педагогов, используются разные формы работы. Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов: - уровень базового образования, теоретическая подготовленность;
- индивидуальных особенностей.
- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)
- имеют ли практический опыт с детьми;
Формы и методы работы с молодыми специалистами
Консультирование
- индивидуальное
-групповое
Активные методы
-семинары
-практические занятия
- педагогические советы
2.2. Организация наставничества.
В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:
∙ отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;
∙ освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому
Наставники молодых специалистов «Школы молодого воспитателя» в 2016-2017учебном году
№п/ п | Ф.И.О. молодого специалиста | Наставник |
1. | Кутепова Елена Александровна | Белая Марина Викторовна воспитатель , высшая квалификационная категория |
2. | Мищенко Марина Николаевна | Ляшевич Татьяна Петровна воспитатель , первая квалификационная категория |
3. | Копылова Олеся Михайловна | Волкова Олеся Алексеевна воспитатель , первая квалификационная категория |
2.3.План работы «Школы молодого воспитателя» на 2016-2017 уч. год.
(1 год)
месяц | Тема | Ответственные |
сентябрь | Индивидуальное собеседование с заведующей ДОУ и старшим воспитателем Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов. Консультирование педагогов по теме: - "Изучаем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования". - Работаем по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, 2014 г. - Адаптация детей дошкольного возраста в ДОУ. - Индивидуальное консультирование по запросам педагогов. | Заведующий ДОУ, старший воспитатель |
Октябрь | Консультирование педагогов по теме: - «Взаимодействие с родителями». - Памятка молодым педагогам по взаимодействию с родителями | старший воспитатель |
Ноябрь | Консультирование педагогов по теме: - «Оформление развивающей предметно- пространственной среды детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»». Оказание помощи в подготовке к смотру-конкурсу книжных уголков. | старший воспитатель |
Декабрь | Консультирование педагогов по теме: - «Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми». - «Организация и руководство игрой-драматизацией». - «Детский сад и семья – партнеры и друзья» (формы взаимодействия с родителями, подготовка к новогодним праздникам) | старший воспитатель, педагоги- наставники |
Январь | Консультирование педагогов по теме: - «Создание ледовых построек». - «Организация образовательной деятельности в ДОУ» | старший воспитатель, педагоги- наставники |
Февраль | Консультирование педагогов по теме: - Просмотр открытых мероприятий ДОУ. - «Я- педагог». -«Использование ИКТ в ДОУ». | старший воспитатель, педагоги- наставники |
Март | Консультирование педагогов по теме: - «Организация двигательной активности детей в ДОУ». - «Физическое развитие дошкольников в контексте ФГОС ДО» - Индивидуальное консультирование по запросам педагогов. | старший воспитатель, педагоги- наставники |
Апрель | Консультирование педагогов по теме: - «Что такое проектная деятельность» - Разработка и составление проектов по работе с дошкольниками (тема на выбор). - «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ» Памятка для молодого специалиста (заповеди воспитателя) - Индивидуальное консультирование по запросам педагогов. | старший воспитатель, педагоги- наставники |
Май | Консультирование педагогов по теме: - «Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период , оборудование для прогулок». - Оказание помощи в оформлении центров ПДД в группах (методические рекомендации». - Индивидуальное консультирование по запросам педагогов. | старший воспитатель, педагоги- наставники |
*План на следующий год составляется с учётом аналитических материалов
3.Организационный раздел
3.1. Режим работы «Школы молодого воспитателя»
Занятия планируются ежегодно по 1–2 раза в месяц. Их содержание включает теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. Перед составлением плана работы проводится анкетирование среди начинающих педагогов, чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем. К проведению теоретического блока привлекаются специалисты образования, практического блока – высококвалифицированные педагоги, имеющие успешный профессиональный опыт работы
Роль практических занятий особенно значима в связи с тем, что воспитатели будут подготовлены к работе с ребенком в дошкольном учреждении с учетом современных требований образовательно-воспитательного процесса. По окончании реализации программы с воспитателями планируется собеседование по следующим вопросам:
o планирование;
o использование педагогических технологий при организации работы с детьми; o особенности работы с семьями, имеющими различный социальный статус.
С учетом возникающих затруднений – вносится в план работы необходимые коррективы. Данная программа является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ
3.2. Методическое сопровождение деятельности молодых воспитателей.
№ | Вопросы педагогической деятельности молодого специалиста | Сроки изучения | Форма изучения и анализа | Ответственный |
1 | Планирование воспитательно-образовательного процесса | 1 раз в квартал | Рекомендации по планированию | Ст.воспитатель Ванишвили Н.В |
2 | Посещение НОД | В течение года | Карта изучения деятельности педагога | Ст.воспитатель Ванишвили Н.В |
3 | Наставничество (взаимопосещения, индивидуальное консультирование) | В течение года | Беседа с наставником | Ст.воспитатель Ванишвили Н.В |
4 | Работа с родителями | 1 раз в год | Анализ документации по взаимодействию с родителями, анализ родительского уголка, посещение родительского собрания | Ст.воспитатель Ванишвили Н.В |
5 | Педагогическая документация | В течение года | Анализ документации | Ст.воспитатель Ванишвили Н.В |
6 | Профессиональная активность | В течение года | Посещение РМО, участие педагога в конкурсах,выставках. | Ст.воспитатель Ванишвили Н.В |
Карта изучения и сопровождения деятельности молодого специалиста
ФИО специалиста_________________________________
группа_________________________________________
дата | Педагогическая деятельность | анализ | вывод | рекомендации | Подпись | |
Кто изучал | Молодой специалист | |||||
3.3 Список литературы
1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990
4.Веселова, Т.Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т.Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»
5.Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н.А. Виноградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.
6.Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.
7. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчёт по работе с молодыми специалистами в 2016 - 2017 учебном году
Итоги работы за год по организации наставничества...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА – воспитателя с молодым специалистом на 2016 -2017 уч. год
Цель работы : оказание методической помощи молодому специалисту в повышениии уровня организации воспитательно - образовательной деятельности...
План работы с молодым педагогом на 2016-2017 год (наставничество)
План работы с молодым педагогом. Разработала Булыкова Н.А....
Перспективный план работы воспитателя-наставника Гайсиной Гульдар Нажатовны с молодым педагогом на 2022-2023 учебный год
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....
Перспективный план работы воспитателя-наставника Гайсиной Гульдар Нажатовны с молодым педагогом на 2021-2022 учебный год
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста....
Аналитическая справка по результатам мониторинга реализации основной образовательной программы дошкольного образования молодыми педагогами в 2022-2023 учебном году
Цель мониторинга: определить степень освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного учреждения и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на ра...