Презентация "Социально-педагогические технологии"
презентация

Презентация "Социально-педагогические технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-pedagogicheskie_tehnologii.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Макаренкова Ю.А., социальный педагог МБДОУ «Детский сад №8 «Салют»

Слайд 2

Понятие «социальная технология» Понятие "социальная технология" в России появилось в 70- 80- е годы 20 века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально - экономических отношений . Существует несколько подходов к пониманию сущности социальной технологии, из них наиболее существенными являются следующие определения : • социальная технология - это определенная программа деятельности по решению социальной проблемы ; • социальная технология - это специально разработанная программа исследования социальной проблемы . Одной из разновидностей социальной технологии являются технологии социальной работы, которые наиболее близки к социально - педагогическим технологиям , поскольку деятельность социального педагога и социального работника имеет много общего .

Слайд 3

Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению – одно или несколько его свойств (например, технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств) . Технология социальной работы – это практическая деятельность социального работника, которая характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения качественных результатов труда . Технология предполагает наличие программы деятельности специалиста, в рамках которой решается конкретная проблема клиента, алгоритм последовательных операций для достижения конкретного результата, критерии оценки успешности деятельности специалиста . Социально - педагогическая технология является интегративной разновидностью социальной и педагогической технологий . Возможность разработки социально - педагогических технологий обусловлена тем, что социально - педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность социальной деятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапно расчленяться и последовательно реализовываться . Основными компонентами деятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности .

Слайд 4

Социально - педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач , которые необходимо решить специалисту – сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой - либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде и др . Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой . Цель социально - педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности . Содержание , методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы ; кроме того формы и методы также между собой взаимосвязаны .

Слайд 5

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная диагностика Социальная реабилитация Социальная опека ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальное обеспечение Социальная профилактика Социальный контроль Социальная адаптация Социальное консультирование Социальная терапия

Слайд 6

Типы социально - педагогических технологий Социально - педагогические технологии Субъективные технологи Деятельностные технологии Средовые индивидуальные групповые массовые

Слайд 7

Субъективные технологии индивидуальные, групповые, массовые Субъективные технологии направлены на конкретного человека или на группу людей . Индивидуальные (персональные) технологии: • технологии самопознания, саморазвития, самосохранения, самообеспечения, самоорганизации, самообучения и т.д. • различаются по направленности деятельности, по возрастному признаку и т.д. Групповые технологии: • технология трудоустройства безработных; • технология перевоспитания детей девиантного поведения; • технология социальной реадаптации детей - инвалидов; • технология семейной психотерапии и т.п. • по направленности деятельности, по возрастному, профессиональному признаку и т.д. Массовые технологии - это технологии воздействия на общество, на массу людей, к примеру, технология гражданского, идеологического воспитания и т . д .

Слайд 8

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ По своей сути каждая из технологий является деятельностной , поскольку предусматривает осуществление социально - педагогической деятельности . Однако характеристика деятельности может выходить на первый план . В этом случае различают следующие деятельностные технологии . Технологии , направленные на организацию социально - педагогической деятельности : • технология прогнозирования, проектирования, моделирования социально - педагогической деятельности и т . д . Технологии , оптимизирующие деятельность воспитанников : • технология консультирования, корректировки личностных мотивов и т . д .

Слайд 9

Технологии социальной работы  СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА  СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ  СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  СОЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ  СОЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ  СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ  СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ  СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА  СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА Социальная диагностика - это комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознания и изучения причин наследственных связей, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития . Социальная реабилитация - это процесс, направленный на восстановление способностей человека к жизни деятельности в социальной среде предполагает реабилитацию на медицинском, бытовом, ролевом, личностном уровнях, в глазах общества . Социальное обеспечение - это система оказания социальных услуг в рамках государственной системы, материального обеспечения и обслуживания лиц нуждающихся в социальной помощи . Социальная терапия - это целенаправленный процесс практического воздействия, государственных структур, общественных организаций на конкретные формы социальных отношений .

Слайд 10

Средовые технологии Технологии , направленные на оздоровление окружающей человека среды и оптимизации взаимоотношений человека с ней : • технология разрешения конфликтных ситуаций ; • коррекции общения человека и т . п . В зависимости от места внедрения выделяются лабораторные и «полевые» технологии . Лабораторные или кабинетные технологии создаются искусственно, внедряются, главным образом, в условиях специальных кабинетов или лабораторий . Такой является, к примеру, технология индивидуального социально - педагогического консультирования . «Полевые» технологии существуют в реальных условиях жизни и деятельности воспитуемых (к примеру, технология реабилитации подростков девиантного поведения ).

Слайд 11

Составляющие социально - педагогических технологий метод , методика, прием, средство, техника Мето Методик Техник СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬН - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИ Прие Средств

Слайд 12

Методы социальных технологий Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами .

Слайд 13

Методы социально - педагогических технологий ПООЩРЕНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НАКАЗАНИЕ УБЕЖДЕНИЕ Методы — это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка .

Слайд 14

Приемы и средства социальных технологий Кроме метода в социально - педагогической деятельности, как и в педагогике, широко используются понятия «прием» и «средство» . Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий . Законы, Убеждения, разъяснения, рекомендации, советы постановления, приказы, Правила, традиции, усто распоряжения и указани Поощрение, порицани Наблюдения, опросы, тесты Моделирование, эксперимен

Слайд 15

Средство социальных технологий Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами . Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели . Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой - то цели . Так , игра может быть отдыхом, развлечением и пр . Однако, если она организована таким образом, что будет служить достижению определенной цели, например, формированию каких - то социальных умений, то игра выступает средством социально - педагогической деятельности . В качестве средств социально - педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и многое другое . Подчас эти средства не зависят от социального педагога, но он может воспользоваться ими в своей профессиональной деятельности, а методы — это те пути, с помощью которых он это сделает .

Слайд 16

Социальное консультирование - это технология оказания социальной помощи путем целенаправленного, информированного воздействия на человека по поводу его социализации . Социальная адаптация - это система методов и приемов, направленных на оказание поддержки людям в процессе их социализации или приспособление к новым условиям в связи с изменением социального статуса, а также неадаптированным личностям . Социальный контроль - это механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов организованного воспитательного характера . В социальной системе он направлен на обеспечение функционирования систем в соответствии с определенными нормами . Социальная профилактика - это совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих негативное отклонение в развитии и поведении . Социальная опека - это особая форма государственной защиты прав личности и имущества недееспособных граждан . Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство . В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности . Характер технологии , используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста .

Слайд 17

Приемы социальных технологий Приём понимается как частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер . Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий . Приёмы могут использоваться социальным педагогом и вне зависимости от методов . Однако, использование того или иного приема зависит не только от того, насколько хорошо социальный педагог владеет методикой, какие приемы являются для него предпочтительными, какими он владеет в совершенстве, но также и от субъективных особенностей самого специалиста : какими мотивами руководствуется социальный педагог, насколько искренне он хочет помочь ребенку, как он обращается к нему, от его тона, позы, мимики и др .

Слайд 18

Классификация приемов по Э. Ш. Натанзон Эля Шумиловна Натанзон выделила так называемые «созидающие» и «тормозящие» приемы . К созидающим приемам он относит такие, как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др . К тормозящим он относит такие, как приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др . Классификация приемов по Э. Ш Натанзо СОЗИДАЮЩИЕ ТОРМОЗЯЩИЕ приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др. поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в собственные силы ребенка, доверие и др. Применение того или иного приема социальным педагогом зависит от конкретной социально - педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые он имеет в запасе .

Слайд 19

Педагогическая техника С понятием "прием" тесно связано понятие " педагогическая техника " (от греч . - искусство, мастерство, умение), под которой обычно подразумевается совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой - либо деятельности . В настоящее время термин "техника" употреблялся для обозначения нескольких педагогических понятий . Техника педагогического исполнения - это искусство педагогического действия специалиста, в том числе и социального педагога . Термин "техника" говорит не столько о приеме использования средства в педагогическом процессе, сколько об искусстве его применения, направленного на достижение наибольшей результативности . Педагогическая техника исполнителя - это то, что присуще конкретному специалисту, олицетворяет его как личность и посредством чего обеспечивается его профессионализм .

Слайд 20

Педагогическая техника - это все то, что позволяет конкретному специалисту эффективно решать педагогические задачи . В педагогической технике социального педагога особое значение имеет его личность и то, как воспринимают ее клиенты, в какой степени она располагает к взаимодействию, авторитетна . Например , один специалист своей открытостью, не - посредственностью и тактичностью мгновенно завоевывает уважение и внимание, располагает к себе, создает условия для последующей совместной деятельности, а другой специалист создает какое - то напряжение, холодность во взаимоотношениях, с ним не хочется общаться, делиться своими проблемами и т . д . Таким образом, педагогическая техника - это совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебно - воспитательного процесса .

Слайд 21

Средства - это инструментарий метода , это то, использование чего ведет к достижению выбранной цели . Средство также может выступать фактором технологии . Исходя из этого, выделяют : • средства социально - педагогического процесса • средства социально - педагогической деятельности . Средства педагогического процесса - это те средства, которые выступают составной частью деятельности специалиста в процессе внедрения педагогической технологии . К ним относятся : • учеба , труд, правила поведения, культурно - досуговая деятельность, физкультурно - оздоровительная общественная работа, режим и пр . деятельность, туризм, Средства педагогической деятельности - это то, что использует специалист, в частности социальный педагог, в своей профессиональной деятельности для влияния на человека, группу в процессе социально - педагогической работы с ними . Чаще всего это инструментарий метода, посредством которых осуществляется достижение социально - педагогической цели . К таким средствам относятся : слово, действие, пример, книга, технические средства и т . д .

Слайд 22

Список литературы 1. Боголюбов В . Эволюция педагогических технологий// "Школьные технологии" № 4 2004. 2. "Педагогика . Педагогические теории, системы, технологии"/ Под редакцией С . А . Смирнова , М ., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...