Основные тенденции ФОП дошкольного образования
презентация
Основные тенденции ФОП дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_tendentsii_fop_doshkolnogo_obrazovaniya.ppt | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОП ДО включает в себя ФГОС, два СанПина в полном неизменном виде (СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания + санитарные правила СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", а также в некотором измененном варианте примерную рабочую программу воспитания, которую переименовали в федеральную рабочую программу воспитания. Объем ФОП –236 страниц. К ней должна быть добавлена Ваша вариативная часть – еще 40 страниц текста. Для того, чтобы Ваша программа в Вашем учреждении не огромной, законодатель разрешает использовать ссылки на ФОП ДО, а не целые страницы текста. ФГОС и ФОП прямо указывают на обязательное использование ссылок, а не целого документа. Почему введен ФОП ДО ? 1. В стране взят курс на стремление к объединению образовательного пространства. Сейчас создается единое пространство за счет программ. 2. Так как Детский сад – это самый начальный уровень общего образования , следовательно , пространство должно быть таким же единым, как в школе. ФОП ДО важен тем, что впервые определяет функции дошкольного образования : 1. Обучение и воспитание на основе российских ценностей. 2. Создание единого ядра дошкольного образования на базе духовных ценностей российского народа. 3. Единое федеральное образовательное пространство от рождения до школы. Что появилось нового в ФОП ДО:
ЦЕЛЬ ФОП ДО: Разносторонне развивать ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Задачи ФОП ДО: Принципы: Планируемые результаты (по возрастам) К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения федеральной программы. Возрастные ориентиры в ФОП ДО – условные . Каждый ребенок может достичь планируемых результатов на разных этапах дошкольного детства. Характеристики возможных достижений ребенка: ФОП ДО предполагает изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Что появилось нового в ФОП ДО 1. Появились новые виды деятельности, особенно для младенческого возраста, который раньше не выделяли. 2. Внесены корректировки в содержание пяти образовательных областей по ФГОС в силу того, чтобы они не противоречили ФОП. 3. Откорректированы ценности воспитания – добавлена ценность жизни, милосердия и добра, а также поменялись названия некоторых других ценностей. Например, ценность Знания трансформировалась в ценность Познания. 4. Введена новая аббревиатура для обозначения образовательной программы. Раньше мы употребляли ООП – основная образовательная программа. Слово «основная» ушло. Теперь мы говорим ОП. Но опасность в том, что аббревиатура ООП теперь – это «Основные образовательные потребности». И эта аббревиатура тоже есть в ФОП ДО. Важно не путать! 5. Введены строгие требования к содержанию и планируемым результатам. До этого все результаты носили рекомендательный характер. Теперь появились практически полу школьные требования к результатам. 6. Целевые ориентиры ФГОС ДО «растворились» в планируемых результатах ФОП ДО. 7. Планируемые результаты теперь строго конкретизированы по годам, а это значит, что УМК мы выбираем, исходя из конкретных планируемых результатов. 8. Патриотические программы стали инструментами реализации базовой части ОП. каждая образовательная область разделена на структурные части (от 4 до 6) Изменилось содержание образовательных областей" Изменение содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». 1. Много российского и патриотического. 2. Есть указание на то, что ребенок должен уметь планировать свои действия. Это значит, что надзорные органы должны увидеть, как ребенок планирует сам. 3. Есть указание на необходимость формирования инициативности ребенка. 4. Новая формулировка – основа социальной навигации – это умение вести себя в обществе наилучшим образом. В эту формулировку входят и социальный интеллект, и эмоциональный интеллект. 5. Несмотря на ограничение СанПина «запрет на использование цифровых устройств детьми до пяти лет », появилась цифровая среда . Это значит, что интерактивные элементы коллективного использования платно входят в жизнь детского сада.
Образовательная область «Познавательное развитие» (ФОП ДО п.19 с.42-57). Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (ФОП ДО п.21 с.76-121). - развитие математических представлений теперь прописаны с 2 лет; - развитие аналитических способностей: сравнение через условную мерку, упорядочивание, классификация, сериация, ориентация в пространстве и - использование цифровых устройств для познания мира; измерение протяженности, массы, объёма, решение задач на сложение и вычитание в пределах 10, элементарная геометрия (плоскость и объём), составление планов и схем; - элементарная экология, обществознание и история. Образовательная область «Речевое развитие» (ФОП ДО п.20 с.57-76). Что нового? - введена подготовка к обучению грамоте с 3 лет – введение понятий «звук» и «слово»; - в 3 года введен показатель «рассказ из 3-4-х предложений»; - звуковой анализ слова с 4 лет; - термины «ударный-безударный» и др. с 5 лет; - деление на слоги, подготовка руки к письму с 6 лет; - чтение слогов, слов, предложений из 2-3 слов Изменение содержания образовательной области «Речевое развитие». 1. Появилась понятие «Пассивная речь» 2. Появились требования к не просто знанию, а осмыслению информации. 3. Все, что способствует обучению грамоте, теперь добавлено в арсенал воспитателя. Что нового? - с 2 лет знакомство с народными промыслами и театром ; - с 2 лет конструктивная деятельность (трёхгранная призма); -с 3 лет знания, умения и навыки по рисованию, аппликации, лепке, конструированию; - с 3 лет – пение в диапазоне ре-ля (си) – ребенок должен интонировать в размере 5-6 нот. - с 4 лет знакомство со скульптурой и архитектурой; - с 4 лет – знакомство с биографией великих; - с 5 лет – знакомство с искусством цирка, балета и фотографии; - с 5 лет – знакомство с современной музыкой (жанры); - с 6 лет – кино; - с 6 лет – изучение гимна РФ; - с 6 лет – история искусства . Изменение содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» 1. Существенно увеличилась нагрузка на воспитателя по части художественно-эстетического развития ребенка. 2. Большое внимание уделяется тому, чтобы ребенок мог подбирать достаточные средства для выразительности своих произведений. 3. Сформирован запрос на формирование ассортимента художественных средств в группе.
Образовательная область «Физическое развитие» (ФОП ДО п.22 с.121 – 148). Что нового? Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (ФОП ДО п.18 с.20-42). Что нового? - появились спортивные упражнения, в котором фигурирует большое количество оборудования: санки, лыжи, коньки, плавание, велосипед, самокат (зимнее оборудование – в вариативной части); - ритмическая гимнастика, в т.ч. «кружение с закрытыми глазами»; - городки, бадминтон, баскетбол, футбол (элементы); - знания о достижениях и истории российского спорта; - туризм: пешие прогулки и экскурсии. - развитие эмоционального и социального интеллекта (те самые основы социальной навигации); - элементарные знания по «обществознанию» и истории страны; - волонтёрство; - элементарные экономические знания и финансовая грамотность; - оказание первой доврачебной помощи (травмы, недомогание); - правила использования сети «Интернет», цифровых ресурсов, Мобильных телефонов и др. цифровых устройств. Изменения содержания образовательной области «Физическое развитие» Изменение содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» . В физическом развитие появилось очень много воспитательных моментов. 2. Появились требования к овладению новых движений, которых раньше не было – ползанье, метание, лазанье. 3. Появились требования к формированию глазомера и чувства равновесия 1. Существенно увеличилась нагрузка на воспитателя по части художественно-эстетического развития ребенка. 2. Большое внимание уделяется тому, чтобы ребенок мог подбирать достаточные средства для выразительности своих произведений. 3. Сформирован запрос на формирование ассортимента художественных средств в группе.
Вопросы. На что обратить внимание! 1Надо ли писать ОП ДОУ и что включить в ЧФУ? 2.Какие парциальны программы можно использовать для написания вариативной части? 3.Если в д/с не детей от 2-х месяцев до 3-х лет, то нужно ли в программе вставлять этот возраст? 4.Насколько целесообразно включать в ОП парциальные программы патриотического воспитания? 5.Надо ли писать рабочие программы? 6. При разработке календарного плана воспитательной работы надо ли планировать все мероприятия, обозначенные в Федеральном календарном плане воспитательной работы? 7.Финансовая грамотность должна быть обязательна в программе? Достаточно ли указать 4 парциальные программы в ОП? 8.Какие УМК предпочтительно использовать при внедрении и реализации ФОП ДО? 9.Как дополнить планируемые результаты в зависимости от материальной базы, условий, миссии ДОУ?
Решение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...
Эссе "Основные тенденции развития дошкольного детства на современном этапе"
Мое виденье педагогической деятельности в условиях современного развития детей....
Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования
Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....
Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»
Консультация для педагогов о современных тенденциях развития дошкольного образования, их структурно - функциональная модель, пространвство, условия и признаки....
Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования
Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования....