Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования
статья по теме

Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные тенденции развития дошкольного образования.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В.Т.Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием: это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом, дошкольное образование становится исходной, неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом, как это и определено законом «Об образовании».

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние заблуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

Государственный стандарт дошкольного образования

Дошкольное образование – это период психического развития ребенка, это важный и ответственный период. Дошкольное образование:

  • это познание ребенком окружающего мира,
  • это выявление природоспособных качеств,
  • это развитие личностных качеств ребенка, это пора становления личности.

В дошкольном образовании выделяются следующие периоды:

  • раннее детство (младенчество) – период до одного года;
  • ранний возраст (от одного года до трех лет);
  • дошкольное детство это младший дошкольный возраст – период от трех до пяти лет и старший дошкольный возраст - период от пяти до шести лет.
  • Такая классификация позволяет выделить общие черты развития ребенка и индивидуальные перспективы развития ребенка. В основе дошкольного образования, как и в основе общего (полного), высшего профессионального, среднего профессионального образования должны лежать государственные стандарты. Государственный стандарт дошкольного образования отражает следующие концепции:
  • концепция психологического возраста развития ребенка;
  • научно-психологическое понимание, т.е. детство - это закономерная последовательность внутренне необходимых этапов развития личности;
  • полнота реализации задатков ребенка определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития;
  • научное положение об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон.

Основными идеями государственного стандарта дошкольного образования являются:

  • гарантии полноценного развития ребенка;
  • защита его от некомпетентных взрослых;
  • регулирование и повышение качества педагогического процесса;
  • создание эффективного механизма управления и развития вариативной системы дошкольного образования.

Государственный стандарт дошкольного образования опирается на стратегию дошкольного образования, которая включает в себя социальные, экономические, организационные, финансовые, методические аспекты в системе дошкольного образования. Таким образом, целью дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде.


Основными задачами дошкольного образования являются:

  • создание необходимых условий для саморазвития, для развития способностей и талантов ребенка;
  • создание ситуации успеха;
  • развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста;
  • развитие интереса к познанию;
  • развитие нравственных качеств ребенка, формирование ценностных ориентаций у ребенка основанных на нормах, правилах поведения, сложившихся в обществе;
  • организация деятельности со сверстниками, которая позволяет ребенку увидеть в другом ребенке личность, учитывающей его желания, интересы.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. По мнению ученого, те действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

Гуманизация устанавливает приоритет личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоничное формирование личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития. Гуманизация образования, по В.А.Сластенину, - процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом педагогического мышления, сфокусированного на идее развития личности.

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно -образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

- человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

- целостности педагогического процесса и комплексности целей;

- активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к со управлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

- демократизации и гуманизации;

- системности и целостности управления;

- централизации/децентрализации;

- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

- единоначалия и коллегиальности;

- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

- совмещение инновационных программ с уже существующими;

- сосуществование представителей различных педагогических концепций;

- раскол педагогического сообщества;

- несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

- потребность в новом научно-методическом обеспечении;

- потребность в новых педагогических кадрах;

- приспособление новшеств к конкретным условиям;

- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

В.Т.Кудрявцев выделяет четыре ведущих направления инноваций ДОУ.

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста - продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равно партнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноваций.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования

В данной методической разработке рассматриваются особенности осуществления коррекционной работы в МБДОУ на современном этапе развития дошкольного образования....

Виды педагогических советов, формы их организации на современном этапе развития дошкольного образования

Одной из важнейших форм руководства дошкольным образовательным учреждением и повышения профессионального мастерства воспитателей являются педагогические советы....

«Современные тенденции развития системы образования в г. Одинцово»

Актуальность темы обусловлена высокой значимость грамотно построенной системы образования, без изучения современных тенденций которой невозможно определить положительные и отрицательные моменты с цель...

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ  общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...

Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»

Консультация для педагогов о современных тенденциях развития дошкольного образования, их структурно - функциональная модель, пространвство, условия и признаки....

Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования

Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования....