Доклад "Современные тенденции в дошкольном образовании"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Доклад на тему:
«Современные тенденции
в дошкольном образовании»
Составила:
воспитатель д/с №36
Галявиева Е. Н.
г. Нижнекамск, 2015г.
В последние несколько лет в современном дошкольном образовании происходят бурные изменения. С одной стороны, планируется отказ от того, чем известна и, более того, знаменита отечественная система дошкольного образования - от занятий. При этом часто забывается, что слово «занятие» является однокоренным со словом «занятный» и ни в коем случае не подразумевает похожести на школьные уроки.
С другой стороны, требования, предъявляемые к системе дошкольного образования, существенно превосходят имеющийся на сегодняшний день уровень дошкольного образования и предполагают наличие у детей определённых навыков: чтения, письма, счёта, ориентации в окружающем и много другого.
И что же? Надо ли менять систему дошкольного образования? Для этого попытаемся разобраться в вопросе о роли общественного дошкольного образования в жизни ребёнка. Зачем современному ребёнку в России нужен детский сад?
Этот вопрос требует специального осмысления. Так есть родители, которые считают, что детский сад- это своеобразная «камера хранения». При этом, если кого- то такое положение дел устраивает, то другие родители записывают ребёнка в разные кружки и студии, полагая, что научиться чему-то серьёзному, нужному и полезному он сможет только там, а не в детском саду. Так ли это? Что же на самом деле приобретают дети в детском саду? На этот вопрос можно ответить одним словом: общение. Ребёнок в детском саду должен учиться взаимодействовать с разными взрослыми и детьми, должен, согласно законам психического развития, научиться общаться, освоив разные позиции и роли в процессе общения, приобрести опыт совместной и коллективной деятельности.
Всегда нужно помнить, что именно общение обеспечивает ребёнку культурное развитие, которое свойственно только человеку.
Культурный человек – это человек, умеющий управлять самим собой, т. е. собственным поведением и деятельностью, которая будет направлена на развитие у детей способности к управлению этим собственным поведением и собственной деятельностью. Такое соотношение обучения и развития в корне меняет задачи образовательной деятельности в детском саду, так как оно предполагает с самого начала, что его основным результатом будет развитие обучения, поэтому программы дошкольного образования, построенные с учётом соответствующих стандартов, должны обеспечивать ребёнку культурное развитие, а это значит, что в программах и стандартах детского сада должны быть предусмотрены все необходимые условия для полноценного общения ребёнка с окружающим, а не такие, пусть даже важные качества, как знания, умения и навыки.
Однако дошкольный период самоценен не только своим общением, но и развитием желаний, эмоций, которые необходимо контролировать. Поэтому в процессе дошкольного образования ребёнок должен научиться управлять своими эмоциями. У него должно возникнуть «обобщение переживания» и «интеллектуализация аффекта».
Поэтому в данной логике можно выделить три условия, при которых эта цель может быть достигнута.
Первое условие: развивающее образование детей дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи. Значит, если в процессе роста и развития ребёнка не создать условия для целенаправленного развития его родителей, то малыша можно научить решать те или иные задачи, как, впрочем, и медведя в цирке можно научить кататься на коньках, но никакого отношения к культурному развитию это иметь не будет. Родители не просто отдают ребёнка в детский сад, но и сами должны стать активными участниками жизни в дошкольном учреждении.
Второе условие касается особенности обучения детей дошкольного возраста. Отечественный педагог Л. С. Выгодский выделяет два вида обучения: это–спонтанный ( когда человек учится по собственной программе) и реактивный ( способность учиться по чужой программе). Ребёнок дошкольного возраста учится спонтанно: рисует то, что хочет, играет, игнорируя правила, сам задаёт вопросы, которые актуальны для него в данный момент, но в то же время, не следует сидеть и ждать когда ребёнку самому захочется научиться рисовать машину. Взрослый должен придумывать такие ситуации, при которых у малыша возникает мотив обучения.
Третье условие: становление и развитие детской игры- ведущей деятельности дошкольника. Почему именно игра так важна для развития ребенка в дошкольном детстве?
Во - первых, игра создаёт условия для целенаправленного развития воли и эмоций. Ребёнок смеётся, плачет по своему желанию и наоборот сдерживает себя, отдаёт другим право голоса.
Во- вторых, игра в дошкольном возрасте существует, как особая деятельность и форма организации жизнедеятельности ребёнка. Наблюдения за детьми в учреждениях, работающим по разным программам, позволяют утверждать, что мало где различаются и принимаются во внимание эти два аспекта игры. А вот это как раз и недопустимо. Пока ребёнок не научится правильно играть, ни в коем случае нельзя использовать игру в качестве вспомогательного средства, в том числе и в дидактических целях. А вот уже к концу дошкольного возраста при условии полноценного развития игровой деятельности возникают игры, в которых можно реально прочитать, реально померить, решить, реально построить и так потом. Это помогает дошкольнику получить необходимые для его развития знания и тут же реализовать их в жизнь, т. е. обеспечить преемственность дошкольного и школьного образования.
В-третьих, хотя игра в силу наличия в ней правил способствует развитию произвольности, эта произвольность касается только поведения ребёнка внутри игры. В игре ребёнок участвует добровольно и непринуждённо.
Таким образом, на современном этапе, ориентируя педагогов на формирование у детей мотивов обучения, мы говорим: не надо учить детей, не надо их воспитывать, а надо жить вместе с ними интересной, в том числе для вас самих, содержательной жизнью.
Использованная литература: Журнал «Дошкольное образование» №6/2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...
Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования
Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....
Приоритетные направления развития дошкольного образования: актуальные тенденции, цели, проекты»
Цель ДОУ: обеспечение оптимальных организационно – педагогических условий для воспитания, обучения, развития, социализация ребенка. Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрас...
Участие в II муниципальном межведомственной научной -практической конференции " Социализация детей дошкольного возраста в контексте современных тенденций дошкольного образования"
1 апреля 2016 года в Домодедовском филиале Российского нового университета (РосНОУ) состоялась II Межведомственная муниципальная научно-практическая конференция «Социализация детей дошкольного в...
Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»
Консультация для педагогов о современных тенденциях развития дошкольного образования, их структурно - функциональная модель, пространвство, условия и признаки....
Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования
Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования....
Основные тенденции ФОП дошкольного образования
Основные тенденции ФОП дошкольного образования...