Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»
консультация
Консультация для педагогов о современных тенденциях развития дошкольного образования, их структурно - функциональная модель, пространвство, условия и признаки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Современные тенденции развития дошкольного образования»
Работа образовательного учреждения в режиме развития предполагает развитие всех субъектов образовательного процесса. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ, что выражается в переходе учреждения в режим развития. Мы должны определить, насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому данный вопрос в развитии ДОУ становится наиболее важным.
Определены ряд базовых тенденций в развитии ДОУ:
- гуманизация — определяет личностное развития субъектов (родителей, педагогов, детей). Это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, предполагает установление гуманных отношений между педагогов и воспитанников, является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности. Ведущим направлением считается усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
- демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
- диверсификация определяется как достаточное разнообразие видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования
Тенденции | Управление | Целостный педагогический процесс | Сопровождение и обеспечение |
гуманизация | Рефлексивное Соуправление Самоуправление | Личностно-ориентированный Личностно-деятельный подход | Расширение комплекса услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов личности |
демократизация | Расширение состава коллективного субъекта управления Децентрализация Расширение горизонтальных связей | Новые отношения и позиции: субъект-субъектные отношения, возможность гибкой системы позиции объекта и субъекта каждым участником | Расширение полномочий и состава субъектов учебно-воспитательного процесса |
диверсификация | Расширение типов и уровней управления | Индивидуализация и дифференциация, вариативность в реализации образовательных услуг | Расширение структур сопровождения (медико-валеологическая, социально-педагогическая, психологическая, коррекционно-педагогическая) |
Основным результатом функционирования современной дошкольной системы будет успешное взаимодействие с социумом, осваивая который дошкольное образовательное учреждение само становится мощным средством социализации личности. Всестороннее и гармоническое развитие личности ребенка может быть обеспечено комплексным воздействием на все стороны его активности. Выделенные пространства являются необходимыми и на сегодняшний день достаточными для ДОУ в целях обеспечения требуемого уровня воспроизводства результатов инновационной деятельности учреждения.
Пространство развития дошкольного образовательного учреждения состоит из трех взаимосвязанных пространств развития его субъектов: воспитателей, родителей, детей. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса в системе «педагог — ребенок — родитель». Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства, дети выступают как потребители оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
Пространство развития дошкольного образовательного учреждения
В каком бы направлении ДОУ не развивалось, оно должно опираться на развитие его субъектов:
- воспитателей,
- родителей,
- детей.
Специфика функционирования учебно-воспитательного процесса строится на взаимодействии «педагог — ребенок — родитель», где:
- родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности,
- воспитатели являются непосредственными реализаторами образовательных услуг на уровне государства,
- дети выступают как потребители оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы
Пространство развития ДОУ:
- кадровое, информационное обеспечение;
- материально-техническая база, ресурсы;
- управляющая система.
Пространство развития родителей:
- включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);
- преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
- взаимоотношение родителей в семье;
- стиль воспитания в семье;
- родительское сообщество.
Пространство развития педагогов:
- система стимулирования и мотивации;
- мастерство и профессионализм;
- сотрудничество, сотворчество;
- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).
Пространство развития ребенка:
- предметно-развивающая среда;
- образовательное пространство;
- дополнительное образовательное пространство;
- социальная ситуация развития;
- медико-социопсихопедагогическое сопровождение;
- детское сообщество.
Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.
Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный, закономерный, непрерывный процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
Деятельность ДОУ в режиме функционирования — процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Признаки деятельности ДОУ в режиме развития:
- актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы;
- включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;
- характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;
- показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;
- качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.
Условия развития ДОУ и источники идей развития:
- четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;
- наличие концепции развития;
- наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;
- благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
- предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;
- выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;
- использование образовательного потенциала социума;
- расширение внешних связей, открытость ДОУ;
- организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;
- изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций.
Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные тенденции развития системы образования в г. Одинцово»
Актуальность темы обусловлена высокой значимость грамотно построенной системы образования, без изучения современных тенденций которой невозможно определить положительные и отрицательные моменты с цель...
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...
Статья на тему: Современные тенденции развития дошкольного образования
Статья посвящена тенденциям развития дошкольного образования, в ней говорится о государственном стандарте ДО, его периодах идеях, основных задачах и принципах построенных на их основе....
Анкета для выявления готовности педагогов к деятельности в современных условиях развития дошкольного образования
Развитие содержания дошкольного образования в современных условиях требует внесение изменений в работу каждого педагогического коллектива дошкольной образовательной организации. Не все педагоги и спец...
Основы профессиональной успешности педагогов ДОУ в контексте современных тенденций развития дошкольного образования
Проектирование предметно-пространственной среды в средней группе с учётом требований ФГОС дошкольного образования....
Система методического сопровождения педагогов в современных условиях развития дошкольного образования
Статья посвящена проблеме внедрения современных методических методов и приемов в практику дошкольных учреждений, Обосновывается необходимость повышения педагогической компетентности воспитателей на ос...