Мониторинг музыкального развития дошкольников по Программе "От рождения до школы"
учебно-методическое пособие
Образовательная область «Музыка»
Диагностические задания для старшей группы
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мониторинг
музыкального развития дошкольников
по программе «От рождения до школы»
Образовательная область «Музыка»
Диагностические задания для старшей группы
Что изучается? | Дидактические игры, задания, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки | ||
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству | Слушание | ||||
Материал: «В церкви» П.Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д.Шостаковича. Домик с открывающимися ставнями, в окошко которого вставляются рисунки, соответствующие музыке: песня, танец, марш. | Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делают дети, и для проверки открыть окошко в домике. Вопросы: - Как называется эта музыкальная пьеса? (Что делали дети под эту музыку?) - Какая это музыка по настроению (по характеру)? | 3 балла – ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца, правильно отвечает на вопрос 2 балла – ребенок внимательно слушает, выполняет задание с помощью педагога 1 балл – ребенок слушает невнимательно, неправильно отвечает на вопросы | |||
Материал: Ширма, металлофон, треугольник, колокольчик, бубен, барабан, маракас, дудочка, ложки, арфа. Карточки с изображениями детских музыкальных инструментов, фишки. | Педагог устанавливает на столе ширму, за которой раскладывает музыкальные инструменты и игрушки. Затем педагог проигрывает подгруппе детей мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают - называют инструмент и показывают карточку с изображением этого инструмента. За правильный ответ ребёнок получает фишку. | 3 балла – ребенок узнает звучание и называет более семи музыкальных инструментов 2 балла – ребенок получает не менее 4 фишек 1 балл – ребенок плохо различает звучание, 3 фишки и менее. | |||
Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон | Педагог исполняет на металлофоне мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. | 3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием | |||
Пение | |||||
Исполнение знакомой песни. Материал: «Песенка друзей» сл. Я.Акима, муз. В.Герчик | Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вместе с ним. | 3 балла - ребенок поет естественным звуком, без напряжения, начинает и заканчивает вместе с другими детьми, пропевает долгие звуки, четко произносит слова 2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением, вялая, не четкая дикция, не тянет долгие звуки. 1 балл – ребенок опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит. | |||
Музыкально-ритмические движения | |||||
Материал: «Полька» муз. М.Красева, бубен. | Педагог встает с детьми в круг, передавая бубен по кругу, дети говорят: Ты беги веселый бубен. Быстро-быстро по рукам! У кого веселый бубен, Тот в кругу станцует нам! Ребенок с бубном выходит и танцует, дети повторяют за ним танцевальные движения. Если педагог выходит в круг, то проверяет умение детей выполнять следующие движения:
| 3 балла – ребенок самостоятельно придумывает движения, не повторяет за другими детьми 2 балла - ребенок повторяет движения за другими детьми, затрудняется сам придумать движения, но выполняет движения правильно 1 балл - ребенок не придумывает движения сам, по показу не может выполнить движения, или выполняет неправильно | |||
Материал: «Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия | Педагог объявляет знакомый детям танец «Приглашение» и начинает его с одним ребенком, постепенно вовлекая в пляску всех | 3 балла – ребенок ритмично двигается в соответствии с различным характером и темпом музыки, умеет пригласить и поблагодарить за танец жестом (кивок, реверанс) 2 балла – ребенок забывает сделать реверанс, кивок, но при повторении исправляется, не дослушивает смену частей в музыке, раньше начиная кружиться, неритмично притопывает 1 балл – ребенок не делает реверанс (кивок) в начале и в конце танца, не ритмично притопывает, наклоняя корпус вперед | |||
Игра на детских музыкальных инструментах | |||||
Игра на металлофонах в ансамбле Материал: «Часики», муз. С.Вольфензона | Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми. | 3 балла – ребенок играет ритмично и с динамическими оттенками 2 балла - ребенок мелодию играет верно, но не ритмично, либо напротив – ритмично, но не по тем звукам, выбиваясь из ансамбля, но подстраиваясь к другим исполнителям к концу пьесы 1 балл - ребенок много ошибается, не может играть в ансамбле, не прислушивается к другим | |||
Творчество | |||||
Инсценировка песни Материал: «Про лягушек и комара» сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко | Педагог предлагает детям инсценировать знакомую песенку – выбираются 2 лягушки и комарик. | 3 балла – ребенок эмоционален, поет («квакает», играет на скрипочке «дили-дили») и двигается соответственно своей роли 2 балла – ребенок с помощью педагога изображает персонажей песенки 1 балл – у ребенка не получается импровизировать танец лягушек, не выходит «игра на скрипке», отказ |
Образовательная область «Музыка»
Диагностические задания для подготовительной к школе группы
Что изучается? | Дидактические игры, задания, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки | ||
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству | Слушание | ||||
Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ | Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом | 3 балла – ребенок узнает мелодию Государственного гимна РФ, называет авторов, может спеть куплет с припевом 2 балла – ребенок узнает мелодию гимна, но не знает авторов, слов куплета (припева) 1 балл – ребенок не узнает мелодию гимна | |||
Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки | Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом, какому жанру принадлежит прослушанный отрывок | 3 балла – ребенок определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец), различает подвиды жанров 2 балла – ребенок определяет только жанр, не различая подвиды 1 балл – ребенок не различает жанры | |||
Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль), легких волн и шторма «Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А.Вивальди («Времена года») | Педагог раздает детям карточки с изображением моря. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки. Чем отличаются картинки, изображающие море? - Сейчас мы послушаем три музыкальных фрагмента, а вы определите, какая карточка больше подходит каждому отрывку: со спокойным морем, с покачивающимися волнами или со штормом. - Скажите, вам понравилась эта музыка? - Какая она по характеру? | 3 балла – ребенок определяет общее настроение, характер музыкального произведения, подбирает оригинальные эпитеты 2 балла - ребенок правильно определяет характер, но при описании музыки повторяет за другими детьми, не оригинален. 1 балл - ребенок не справляется с заданием | |||
Материал: аудиозапись симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», карточки-картинки с изображением персонажей и музыкальных инструментов | Педагог предварительно знакомит детей с симфонической сказкой, персонажами сказки и озвучивающими их инструментами. Педагог: - Ребята, сегодня мы вспомним симфоническую сказку С.Прокофьева «Петя и волк». У меня есть карточки-картинки с изображением персонажей сказки и музыкальных инструментов, с помощью которых композитор изображает этих персонажей. Я буду ставить музыкальные отрывки из сказки вперемешку, кто угадает персонаж и его музыкальный инструмент, поднимает руку. | 3 балла – ребенок различает музыкальные инструменты по слуху, называет их, находит среди иллюстраций соответствующие музыке картинки 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога 1 балл - ребенок не справляется с заданием | |||
Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы | Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку | 3 балла – ребенок различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев) 2 балла – ребенок справляется с заданием помощью педагога 1 балла – ребенок не справляется с заданием | |||
Пение | |||||
Исполнение знакомой песни. Материал: «Листопад»; муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко «Моя Россия», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой | Педагог разучивает с детьми песню (в начале года «Листопад», весной – «Моя Россия»).
| 3 балла – ребенок может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). 2 балла – ребенок знает песню, передает общее направление мелодии, не соблюдает динамических и темповых нюансов 1 балл – равнодушное, ровное исполнение без звуковысотных, динамических и темповых изменений | |||
- Сейчас в нашем хоре солистом будет … - А теперь группа солистов… - Сейчас мы проверим, как вы поете без аккомпанемента… - Начинаем конкурс вокальных ансамблей. Первой выступит ансамбль девочек «Хрустальный голосок» (1 куплет)… Теперь послушаем ансамбль мальчиков «Соловейко» (2 куплет)… | 3 балла - ребенок может петь индивидуально и коллективно, прислушивается к аккомпанементу, при пении a’capella выдерживает мелодическую линию 2 балла - ребенок исполняет песню увлеченно, забывая при этом о ритмическом и динамическом ансамбле, то поет, забегая вперед, то слишком громким голосом 1 балл – ребенок сольно не поет, в ансамбле сильно опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит. | ||||
Музыкально-ритмические движения | |||||
Материал: «Марш» И.Дунаевского, полька «Добрый жук» А.Спадавеккиа, «Вальс цветов» П.Чайковского, «Шествие гномов» Э.Грига | Педагог: - Сейчас мы поиграем в «Танцевальную угадай-ку!» Будет звучать разная музыка, а вы покажете с помощью танца, о чем она, передадите в движении ее характер. Педагог включает танцевальное попурри из названных материалов | 3 балла – ребенок умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами 2 балла – ребенок повторяет за другими, двигается не ритмично, движения не передают характер музыки 1 балл – не слышит и чувствует музыку, танцует сам по себе вне музыки и ритма | |||
Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева) | Педагог выстраивает детей в кружок - Мы с вами поиграем в игру «Повторяй, не зевай». Внимательно наблюдайте за моими движениями и повторяйте без ошибок | 3 балла – ребенок умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг) 2 балла – ребенок затрудняется выполнить 1-2 из вышеперечисленных видов движений 1 балл – ребенок не выполняет более 3 из вышеперечисленных видов движений | |||
Игра на детских музыкальных инструментах | |||||
Материал: большая матрешка и маленькие по числу играющих | Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. | 3 балла – ребенок точно передает несложный музыкальный ритмический рисунок 2 балла – ребенок верно простукивает ритм после нескольких повторений 1 балл – ребенок не справляется с заданием | |||
Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко | Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми. | 3 балла – ребенок исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии
| |||
Творчество | |||||
Игра с пением «Как у деда Трифона» | Дети встают в хоровод, в центр круга считалкой выдирают водящего. Все вместе с педагогом инсценируют песню «Как у деда Трифона» (без сопровождения), выполняя соответствующие тексту песни характерные движения. В конце запева на слова «Разом делали вот так!» водящий придумывает оригинальное движение, которое все остальные дети должны повторить как можно быстрее и четче. | 3 балла – ребенок инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах 2 балла – ребенок инсценирует игровую песню, повторяя за другими, с помощью педагога может показать известное, но не повторяющееся движение 1 балл – ребенок не может придумать свое движение, стесняется повторить за другими движения |
Диагностическая карта
№ п/п | Ф. И. ребенка | Слушание | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Творчество (песенное, музыкально-игровое, танцевальное) | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Список использованной литературы
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг детского развития по программе "От рождения до школы"
Предложены диагностические карты по уровню развития интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста....
Инструментарий к мониторингу детского развития по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 1 младшая группа.
Инструментарий к мониторингу и критерии оценки детского развития, разработанные для первой младшей группы представлены в виде таблицы. При разработке критериев для оценки проявления интегративных каче...
Мониторинг музыкального развития дошкольников
В работе представленны критерии и карта диагностирование музыкальных способностей детей дошкольного возравта....
Мониторинг музыкального развития дошкольников
"Мониторинг" по программе "Ладушки И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, анкетирование в группе раннего возраста и в других возрастных группах....
Мониторинг музыкального развития дошкольников
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста....
Мониторинг музыкального развития дошкольников
Показатели художественно – эстетического развития детей в процессе овладения музыкальной деятельностью....
Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников по программе "От рождения до школы".
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуа...