Мониторинг музыкального развития дошкольников
учебно-методический материал
Оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.docx | 55.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников по программе "От рождения до школы"
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Диагностика музыкальных способностей проводится 2 раза в год, с проведением диагностических срезов развития. Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей. Результаты обследования заносятся в графы диагностических карт. Диагностика проводится на программном материале.
Цель: : выявление уровня музыкального развития ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Результаты исследований представляется в виде трехуровневой шкалы: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень:
- высокий уровень -3б,ребенок самостоятельно справляется с предложенным заданием или с небольшой помощью взрослого;
- средний уровень –2 б, ребенок частично справляется с заданием с помощью взрослого;
- низкий уровень – 1б,ребенок не справляется с заданиями, даже с помощью взрослого.
Метод: Наблюдение за детьми на музыкальных занятиях и индивидуально, а также выполнение специально подобранных заданий.
Первая младшая группа
1. Узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий - низкий).
2. Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
Материал:«Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера
3.Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыки. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту (хлопки в ладоши, покачивание головой, повороты кистей рук)
Материал: «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида
4. Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Материал: «Микита», белорус, нар. мелодия, обр. C.Полонского
5. Называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Материал: ширма; игрушки-би-ба-бо: зайчик, мышка.
Вторая младшая группа
1. Слушает музыкальное произведение до конца. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту:
• плясовая (хлопки в ладоши, притоп носком ноги);
• колыбельная (покачать куклу, закрыть глаза);
• марш (марширование на месте).
Материал: Е. Тиличеева «Марш», А. Гречанинов «Колыбельная», р. н. м. «Как у наших у ворот» в обр. И.Михайловой
2.Узнает знакомые песни.
Материал: Карточки-картинки, отражающие содержание песен из музыкального репертуара второй младшей группы
3. Различает звуки по высоте (в пределах октавы)
Материал: «Птицы и птенчики» муз. Е.Тиличеевой; иллюстрации с изображением птичек
4. Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
Материал: «Громко - тихо», музыка Г.Левкодимова
5. Поет, не отставая и не опережая других. Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает спеть эту песню вместе с ним.
Примечание. Если ребенок затрудняется или не знает предлагаемую песню, педагог предлагает ему исполнить любую песенку, которую он знает.
6. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). Материал: русские народные плясовые мелодии («Ах вы, сени», «Барыня», «Из-под дуба» и т.п.)
7. Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)
Материал: картинка «Колобок на лужайке», карточки-картинки с изображением персонажей сказки, дудочка, металлофон, бубен, погремушка, барабан.
Средняя группа
1.Узнает песни по мелодии.
Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Мы запели песенку», муз. М.Рустамова, сл. Л.Мироновой
2.Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы).
Материал: «Качели» муз. Е.Тиличеевой; карточка с изображением качелей в верхнем и нижнем положении, цветная карточка, закрывающая изображение, металлофон, ширма.
3.Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение.
Материал: в начале года«Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой
4.Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения
Материал: «Летчики, на аэродром» муз. М. Раухвергера
5. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками).
пружинки - «Барыня»
- подскоки – «Полька»
- кружение
Педагог просит детей построиться парами и под музыку «Пляска парами»:
- идти по кругу
- бежать парами на носочках
кружиться в парах
Материал: «Барыня», русская народная мелодия, «Полька», муз. М. Глинки,«Пляска парами», латыш, нар. Мелодия.
Материал: «Калинка», русская народная мелодия
6. Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. Материал: «Мы идем с флажками», «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова. Металлофон.
Старшая группа
1. Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
Материал: «В церкви» П.Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д.Шостаковича.
2.Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон
3.Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента .
Материал: «Песенка друзей» сл. Я.Акима, муз. В.Герчик
4.Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
Материал:«Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия
5. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).
Поочередное выбрасывание ног в прыжке
- Полуприседание с выставлением ноги на пятку
- Притопы
Материал: «Полька» муз. М.Красева.
6. Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям
Материал: «Про лягушек и комара» сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко
7. Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.
Материал: «Часики», муз. С.Вольфензона
Подготовительная группа
1.Узнает мелодию Государственного гимна РФ. Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом.
Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ
2.Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) иинструмент, на котором оно исполняется.
Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки
3. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения.
Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль), легких волн и шторма
«Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А.Вивальди («Времена года»)
4.Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев.
Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы.
5. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание
6. Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Материал: «Листопад»; муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко«Моя Россия», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой.
7. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
.Материал: «Марш» И.Дунаевского, полька «Добрый жук» А.Спадавеккиа, «Вальс цветов» П.Чайковского, «Шествие гномов» Э.Грига
8. Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг
Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева)
9. Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играхи хороводах.
Игра с пением «Как у деда Трифона»
10. Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских
музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко
Диагностическая карта уровня развития детей по образовательной области «Музыка».
2015– 2016 учебный год вторая младшая группа «Солнышко»
Восприятие музыки | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Детское музыкальное творчество | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | 4 - 5% | 9 - 35% | 2 – 8% | 6 – 23% | 0% | 1 – 4% | 0% | 1 – 4% | 0% | 1 – 4% |
Средний | 12 – 47% | 14 –53% | 14 – 54% | 16 –62% | 24 – 92% | 25 – 96% | 24 – 92% | 25 – 96% | 22 – 85% | 24 – 92% |
Низкий | 10 - 38% | 10 –38% | 10 – 38% | 4 – 15% | 2 – 8% | 0% | 2 – 8% | 0% | 4 – 15% | 1 – 4% |
Всего детей: 26 человек |
Итоговая диаграмма уровня развития детей по образовательной области «Музыка»
2 мл.гр «Солнышко»
Уровни/год | Начало 2015-2016 уч.г. | Конец 2015-2016 уч.г. |
Высокий | 0% | (2 чел.) 8% |
Средний | (21 чел.) 81% | (24 чел.) 92% |
Низкий | (5 чел.) 19% | 0% |
К концу года дети младшей группы достигли успехов в музыкальном развитии. Они проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, выразительно подпевают, узнают музыкальное произведение и находят соответствующую игрушку, активно принимают участие в музыкальных играх.
Диагностическая карта уровня развития детей по образовательной области «Музыка».
2016– 2017учебный год средняя группа «Солнышко»
Восприятие музыки | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Детское музыкальное творчество | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | 0% | 4 - 15% | 3 - 12% | 7 - 27% | 0% | 9 - 35% | 1 - 4% | 6 - 23% | 6 - 23% | 10 – 38% |
Средний | 24 – 92% | 21 -81% | 17 - 65% | 18 69% | 19 – 73% | 16 – 61% | 17 – 65% | 20 – 77% | 16 – 62% | 14 – 54% |
Низкий | 2 - 8% | 1 - 4% | 6 - 23% | 1 - 4% | 7 - 27% | 1 - 4% | 8 - 31% | 0% | 4 - 15% | 2 - 8% |
Всего детей: 26 человек |
Итоговая диаграмма уровня развития детей по образовательной области «Музыка» ср.гр. «Солнышко»
Уровни/год | Начало 2016-2017уч.г. | Конец 2016-2017 уч.г. |
Высокий | (1 чел.) 4% | (7 чел.) 27% |
Средний | (20 чел.) 77% | (19 чел.) 73% |
Низкий | (5 чел.) 19% | 0% |
К концу года дети эмоционально отзываются на музыку разного характера .Определяют музыкальный жанр (марш, песня, танец – пляска, полька, вальс).Высказываются о настроении, чувствах, которые передает музыка. Умеют выразительно петь естественным звуком, передавая характер песни, меняя темп и динамику. Ритмично и выразительно двигаются, творчески используют знакомые движения, ориентируются в пространстве. Передают ритмическую пульсацию, ритмический рисунок в хлопках и на музыкальных инструментах. Придумывают свои движения на сюжет к музыкальному произведению.
Диагностическая карта уровня развития детей по образовательной области «Музыка». 2017– 2018 учебный год старшая группа «Солнышко»
Восприятие музыки | Пение | Музыкально-ритмические движения | Игра на детских музыкальных инструментах | Детское музыкальное творчество: | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | 6 - 27% | 10 –45% | 8 – 36% | 10 –45% | 2 - 9% | 8 - 36% | 1 - 5% | 9 - 41% | 4 - 18% | 6 - 27% |
Средний | 13 - 59% | 12 –55% | 12 – 55% | 12 –55% | 15 – 68% | 12 – 55% | 19 – 86% | 12 – 54% | 14 – 64% | 13 – 59% |
Низкий | 3 - 14% | 0% | 2 - 9% | 0% | 5 - 23% | 2 - 9% | 2 - 9% | 1 - 5% | 4 - 18% | 3 - 14% |
Всего детей: 22 человека |
Итоговая диаграмма уровня развития детей по образовательной области «Музыка» ст.гр. «Солнышко»
Уровни/год | Начало 2017-2018 уч.г. | Конец 2017-2018 уч.г. |
Высокий | (2 чел.) 9% | (8 чел.) 36% |
Средний | (18 чел.) 82% | (14 чел.) 64% |
Низкий | (2 чел.) 9% | 0% |
К концу старшей группы дети эмоционально отзываются на музыку разного характера, определяют музыкальный жанр (марш, песня, танец – пляска, полька, вальс), высказываются о настроении, чувствах, которые передает музыка. Дошкольники умеют выразительно петь естественным звуком, передавая характер песни, меняя темп и динамику, ритмично и выразительно двигаются, творчески используют знакомые движения, ориентируются в пространстве, передают ритмическую пульсацию, ритмический рисунок в хлопках и на музыкальных инструментах, придумывают свои движения на сюжет к музыкальному произведению.
-На основании полученных результатов обследования можно сделать вывод, что за период с сентября 2015 года по май 2018 года на музыкальных занятиях прослеживается положительная динамика в музыкальном развитии детей:
-Показатели высокого уровня постоянно возрастают, в основном за счет среднего и низкого уровня.
-Средний уровень повышается за счёт низкого уровня или понижается в счёт высокого уровня.
- Низкий уровень в основном снижается.
Это говорит о том, что на занятиях достаточно времени и внимания уделяется упражнениям на развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Это отразилось на результатах обследования, которые говорят о том, что результативность определяется чётким определением содержания и условиями работы с детьми, использованием разнообразных форм и методов в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг музыкального развития дошкольников
В работе представленны критерии и карта диагностирование музыкальных способностей детей дошкольного возравта....
Мониторинг музыкального развития дошкольников
"Мониторинг" по программе "Ладушки И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, анкетирование в группе раннего возраста и в других возрастных группах....
Мониторинг эффективности музыкального развития дошкольников
Мониторинг 2015-2016 уч.год...
Мониторинг музыкального развития дошкольников
Показатели художественно – эстетического развития детей в процессе овладения музыкальной деятельностью....
Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников по программе "От рождения до школы".
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуа...
Мониторинг музыкального развития дошкольников по Программе "От рождения до школы"
Образовательная область «Музыка»Диагностические задания для старшей группы...
Мониторинг по музыкальному развитию дошкольников
Реализация основной образовательной программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуа...