«Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении в условиях ФГОС ДОУ».
консультация

Лукина Любовь Николаевна

Информация о работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном  положении в условиях ФГОС ДОУ».

Информация о работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации 

Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно». В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей,
  • дети-инвалиды,
  • дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,
  •  дети-жертвы насилия,
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, – дети, проживающие в малоимущих семьях,
  • дети с отклонениями в поведении,
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

Работа, проводившаяся с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Методы работы с семьей на I этапе:

  • патронатное посещение семей с  целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;
  • знакомство с семьями;
  • метод совместного планирования;
  • работы с семьей;
  • экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • консультации  специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.

На втором этапе работы  проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели.

Методы работы с семьей на II этапе:

  • патронатные посещения;
  • консультации специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;
  • подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
  • вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

  • патронатные посещения;
  • экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • консультации специалистов;
  • сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;
  • подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
  • вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи  с учета как семьи, находящейся в СОП. 

Описание методов работы с семьей

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. Вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации.

Патронатные посещения. Особенность метода - максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, которые помогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период.

Консультации специалистов проводятся по личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместного планирования. Консультации могут носить различный характер – например, психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят те специалисты, которые компетентны в этой области.

Включение семей в сферы культурной жизни: выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейные гостиные, акции. Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплению детско-родительских отношений. И на этом работа с семьей не заканчивается. Продолжается патронаж специалистами органов самоуправления после вывода семьи из трудной жизненной ситуации .

Методы и способы отслеживания результата:

  • Анкетирование членов семьи;
  • Опрос соседей, специалистов ДОУ, администрации;
  • Анализ документации ( характеристика и т.д.);
  • Диагностика детско - родительских отношений;
  • Беседы.

Совместный план работы с семьей

В рамках ФГОС ведущей целью является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности. Обеспечение безопасности дошкольника. Важнейшим условием является конструктивное взаимодействие с семьей.

Забота о здоровье, эмоциональное и психическое благополучие является главной задачей поддержки семей в рамках ФГОС.

Программа ФГОС подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанниками, способность разрешать различные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка. Выстроить партнерские  отношения с воспитателями.

Основные задачи взаимодействия с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития  в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания, а также с трудностями, возникающие в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • обоюдное информирование о актуальных  задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание условий для  развития конструктивного взаимодействия  педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей к участию в различных мероприятиях;
  • поощрение родителей.

Формы работы с родителями:

  • -метод доверительны отношений (Язык фото, выбери дистанцию и т. д.);
  • -развитие детско-взрослых отношений, обоюдное информирование;
  • -стенды;
  • -образование взрослых (он-лайн конференции, родительские собрания, родительские и педагогические чтения);
  • -мастер-класс, тренинг;
  • -совместная деятельность;
  • -пособия для развития детей дома.

hello_html_c46824c.jpg

МАДОУ «Детский сад № 27  

Педагог-психолог Лукина Л.Н.

г. Энгельс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брифинг для педагогов ДОУ "Психолого-педагогическое сопровождение семей , находящихся в социально – опасном положении в условиях ДОО".

Неблагополучные семьи - это наша общая беда. Важно помнить, что семейное благополучие - явление относительное и может носить временный характер. Поэтому необходимо постоянно проводить работупо профила...

«Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью»

СДВГ-синдром дефицита внимания с гиперактивностью- нарушение психического здоровья ....

Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении

          В настоящее время наблюдается тенденция значительных изменений в системе семейного воспитания, проявляющаяся в резком снижении педагогического потенциала семь...

Пример дорожной карты психолого-педагогического дистанционного сопровождения семьи на 2020-2021 уч.год.

Пример составления дорожной карты дистанционного сопровождения семьи в рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ....

План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...