Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении
методическая разработка (старшая группа)
В настоящее время наблюдается тенденция значительных изменений в системе семейного воспитания, проявляющаяся в резком снижении педагогического потенциала семьи, проявлении неграмотности в вопросах воспитания собственного ребенка, трудностях в выполнении родителями своих обязанностей. Это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_kovalchuk_yu.k.docx | 38.08 КБ |
prezentatsiya_k_vystupleniyu.pptx | 107.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»
Тема: Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении
Педагог – психолог –
Ковальчук Юлия Константиновна
г. Нижневартовск, 2018г.
«Человек, который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни».
В настоящее время наблюдается тенденция значительных изменений в системе семейного воспитания, проявляющаяся в резком снижении педагогического потенциала семьи, проявлении неграмотности в вопросах воспитания собственного ребенка, трудностях в выполнении родителями своих обязанностей. Это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей.
В МАДОУ № 4 «Сказка» за годы его существования сложилась система психолого – педагогического сопровождения семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП.
Цель работы с такими семьями — формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.
Данная цель осуществляется нами через следующие задачи:
- Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.
- Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.
- Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
- Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.
- Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.
Сопровождение воспитанника и его семьи осуществляется через тесное сотрудничество воспитателя, профильных специалистов, медицинских работников, с организациями межведомственного взаимодействия. Как показывает опыт, именно целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность проводимой работы.
1-й этап сопровождения – подготовительный - выявление семей группы риска. Ежегодно в начале учебного года мы проводим мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных детей и семей, которые ставятся на учет в ДОУ. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».
Воспитатели всех возрастных групп работают над ранним выявлением признаков и причин семейного неблагополучия, наблюдая за ребенком в специально организованной и игровой деятельности. Для наблюдения ими выбираются ситуации, отражающие взаимоотношения родителей с детьми, способы и особенности их взаимодействия. С этой целью используется время утреннего приема ребенка и его ухода домой.
Другие специалисты (педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания и др.) могут определить социальное неблагополучие воспитанника в результате наблюдений за ним в специально организованной деятельности. Наблюдения за ребенком и детско-родительским взаимодействием педагоги могут провести по следующей схеме:
1. Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:
- эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка);
- характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);
- наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.
2. Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении:
- отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребёнка, его успехах, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками.
3. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку:
- полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм и слабоволие (гипер- или гипоопека);
- крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;
- подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.
4. Изучение системы воспитательных воздействий:
- непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;
- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
5. Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка:
- неопрятная, грязная одежда ребенка, неприятный запах, наличие заболеваний, связанных с несоблюдением личной гигиены (педикулез, чесотка, микозы);
- несоответствие одежды ребенка его возрасту и (или) сезону и т. д.
Подготовительный этап имеет также диагностическо – поисковую функцию. Специалистами сопровождения определяются зоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные образовательные технологии, методы и приемы работы с воспитанниками и их семьями. На данном этапе проводится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются педагог - психолог и воспитатель. Наиболее эффективными считаем следующие методы психологической диагностики: тесты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости педагоги посещают семьи воспитанников.
Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.
Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:
Социальный паспорт семьи
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
Результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения.
На данном этапе на заседании ПМПк сообщается о семьях, нуждающихся в сопровождении, принимается решение о сопровождении, выделяются ключевые проблемы семьи и внутренний потенциал семьи для достижении положительных изменений и разрабатывается индивидуальный план сопровождения.
Основной этап сопровождения, имеющий консультативную и деятельностную функцию, включает в себя обеспечение специализированной помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с рекомендациями ПМПк и планом межведомственного взаимодействия.
Эффективность и результативность взаимодействия ДОУ и семьи напрямую зависит от активной позиции педагогов и родителей, их общей заинтересованности в полноценном воспитании и развитии личности ребенка.
На этом этапе очень важно установить контакт с семьей, наладить доверительные отношения со всеми членами семьи. Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. При проведении индивидуальных бесед очень важно учитывать особенности родителей, страдающих алкоголизмом:
- чаще проявляют полную уверенность в том, что у него все под контролем, и он не страдает алкоголизмом;
- чаще всего обвиняют в своих проблемам близких родственников;
- даже если человек признает наличие проблемы, то чаще он ее недооценивает;
- часто проявляется эгоцентризм – не идут на компромисс, не умеют выслушать и понять, они зациклены только на себе;
- важная черта – они отличные манипуляторы, которые могут вызвать сопереживание, сочувствие.
Наиболее труднодоступными для изучения считаем семьи, с низким уровнем педагогической компетентности. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.
Следующим этапом является разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска». План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем. Основной этап включает в себя реализацию индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения семьи, находящихся в СОП.
Как показывает практика нашей работы, семьи, находящиеся в СОП нуждаются в следующих видах помощи:
психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка);
социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде);
педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку);
правовой (повышение правовой компетентности родителей);
медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей).
Наиболее эффективными методами и формами работы считаем:
- привлечение ближайших родственников к процессу воспитания ребенка;
- вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (секции, кружки);
- коррекция целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете через консультации специалистов;
- в индивидуальная работа педагога - психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.
- оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль за уровнем освоения ребенком программы образования, индивидуальные беседы; консультирование. В зависимости от содержания проводим социально-правовые; социально-педагогические; социально-психологические; информационные консультации.
- организация сотрудничества детей и взрослых; переключение внимания родителей на ребенка;
- проведение тематических родительских собраний с элементами мини – тренингов, привлечение родителей к участию в конкурсах различной направленности, проведение занятий в рамках дней открытых дверей.
Работая с родителями в рамках индивидуальных консультаций, бесед мы ставим своей целью подвести их к пониманию:
• зачем ему вести здоровый образ жизни;
• что это дает его ребенку (построение позитивного прогноза),
• что может быть, если родитель решает все оставить, как есть на данный момент (построение негативного прогноза),
• что он теряет, злоупотребляя алкоголем;
• как трудности ребенка связаны с данной семейной ситуацией.
При проведении индивидуальных бесед с родителями, мы выработали для себя следующие правила:
- Задача педагога сопровождения не осуждать поведения родителя, а помочь разобраться в том, что может вызвать его изменения.
- Своими высказываниями добиться откровенности со стороны родителя и избежать излишнего сопротивления.
- Избегать директивности, ведущей к открытому или скрытому сопротивлению и как следствию, отрицанию проблемы, агрессивному поведению, игнорированию профилактических мероприятий, возражению против какого – либо вмешательства.
Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.
В качестве наиболее эффективного средства сопровождения дошкольников из семей, находящихся в СОП, выбрали индивидуальные и групповые развивающие занятия, посещения сенсорной комнаты с направления арт–терапии: элементы песочной терапии, сказкотерапии, игротерапия. Данная работа предполагает реализацию индивидуального маршрута каждого ребенка и направлена на психологическую реабилитацию дошкольников, их положительную социализацию.
Педагог – психолог, инструктор по физо, воспитатели, учителя – логопеды, дефектологи проводят работу по создание благоприятного психологического климата и условия для успешной адаптации к условиям ДОУ; применению разнообразных здоровьесберегающих технологий; соблюдению режима с возможностью его индивидуализации для дошкольников; взаимодействию с родителями по вопросам своевременного лечения и оздоровления ребенка.
Психологическое направление включает социально-психологическую поддержку и коррекцию и основано на психологической и диагностической моделях. Такая поддержка направлена на формирование благоприятной психологической атмосферы в семье.
Посредническое направление основного этапа содержит следующие компоненты: помощь в организации, координацию и информирование. Помощь в организации заключается в организации семейного досуга (включение членов семьи в организацию и проведение праздников, ярмарок, выставок и т.д.). Помощь в координации направлена на установление и актуализацию связей семьи с различными ведомствами, социальными службами, центрами социальной помощи и поддержки. Помощь в информировании направлена на информирование семьи по вопросам социальной защиты.
Аналитико – обобщающий этап (рефлексивная функция) предполагает осмысление результатов деятельности специалистов сопровождения по решению той или иной проблемы; проведение итогового мониторинга динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения и планирование перспектив работы на итоговом ПМПк.
1. Анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи
2. Семья получают заключительные рекомендации специалистов
3. ПМПк принимает решение о прекращении сопровождения семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, негативное поведение ребенка не наблюдается
4. Поддержка и контроль семьи в течение года, педагог встречается с членами семьи по их просьбе, поддерживая положительные изменения в семейной жизни
Для оценки эффективности системы сопровождения ребенка и семей, находящихся в СОП используем мониторинг, отражающий динамику состояния психологического развития.
Подводя итог выше сказанному, можно с уверенностью сказать, что созданное в нашем образовательном учреждении единое коррекционное - развивающее пространство (работа профильных специалистов, воспитателей, родителей, медицинского персонала) позволяет минимизировать случаи социального неблагополучия семей.
приложение 1.
Схема определения возможных предпосылок семейного неблагополучия
1. Изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком:
- эмоциональная окраска взаимоотношений, интонации высказываний (отсутствие в речи уменьшительно-ласкательных, ласковых обращений к ребенку; преобладание эмоционально негативных суждений и грубых слов, демонстрирующих пренебрежение, унижающее ребенка);
- характер и манера обращения к ребенку (его не называют по имени, имя заменяется прозвищем оскорбительного характера, унижающим личное достоинство несовершеннолетнего и др.);
- наличие неадекватных замечаний по поводу поведения ребенка, оскорбляющих его личность, подчеркивающих его недостатки.
2. Изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении:
- отсутствие заинтересованности в получении информации о поведении ребёнка, его успехах, особенностях личностного и социального развития, взаимодействия со сверстниками.
3. Изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку:
- полное отсутствие помощи и заботы о ребенке или их чрезмерное навязывание, формирующее у него инфантилизм и слабоволие (гипер- или гипоопека);
- крайняя степень безразличия к нуждам и потребностям ребенка;
- подавление личности ребенка, непринятие его мнения, решение вопросов его жизнедеятельности исходя из собственных потребностей и нужд.
4. Изучение системы воспитательных воздействий:
- непоследовательность воспитательных воздействий, наличие конфликтов между родителями по поводу воспитания;
- отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий.
5. Изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка:
- неопрятная, грязная одежда ребенка, неприятный запах, наличие заболеваний, связанных с несоблюдением личной гигиены (педикулез, чесотка, микозы);
- несоответствие одежды ребенка его возрасту и (или) сезону и т. д.
Приложение 2
Критерии и показатели социально опасного положения
- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер). Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания и др.).
- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка. Не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии; материально-бытовом обеспечении.
- Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами. Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку. Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение. Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия.
- Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье. Преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, постоянное психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера.
- Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации. Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера.
Приложение 3
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ ВОСПИТАННИКА
Фамилия семьи____________________________________________________
I. Общие сведения о ребенке
1. Ф. И. О.__________________________________________________________________
2. Пол________________3. Дата рождения ______________________________________
4. Адрес постоянного или временного проживания:
___________________________________________________________________________
контактный телефон________________(домашний)______________________(мобильный)
II. Социальнобытовой статус семьи
Жилищные условия___________________________________________________________
1. Мать:
Ф. И. О. _____________________________________________________________________
возраст___________________образование_________________________________________
профессия ____________________род занятий в настоящее время_____________________
2. Отец:
Ф. И. О. ______________________________________________________________________
возраст___________________образование_________________________________________
профессия ____________________род занятий в настоящее время_____________________
3. Социальный статус семьи (многодетная, полная, неполная, опекунская) (подчеркнуть).
4. Если родители в разводе, сколько лет было ребенку, когда родители развелись _______________как ребенок пережил развод? _____________________________________
5. С кем проживает ребенок? (состав семьи)________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Проживают ли совместно с семьей бабушка и дедушка? _____________________________________________________________________________
7. Отношения между взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) _____________________________________________________________________________
8. Отношения ребенка со взрослыми членами семьи (спокойные, ровные, напряженные, конфликтные) (подчеркнуть и вписать – между кем) _____________________________________________________________________________
9. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни_______________________________________________________________________
10. Были ли в жизни ребенка резкие перемены в обстановке (переезд, разлука с близкими, госпитализация и т. п.)? ____________________________________________________________________________
11. Каково материальное положение семьи, доход – ниже среднего, средний, выше среднего (подчеркнуть).
12. К кому из членов семьи ребенок больше привязан ____________________________________________________________________________
13. Впишите, кто из взрослых играет с ребенком, читает __________________________занимается________________________________________________________ водит в детский сад _____________________________________________
в случае болезни ______________________________________________________________ гуляет_____________________________________________________________разбирает конфликты___________________________________________________________________
14. Назовите основные виды игр и занятий дома _____________________________________________________________________________
15. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?___________________
_____________________________________________________________________________
16. Имеются ли у ребенка какие- либо отрицательные привычки (впишите, какие именно)? _____________________________________________________________________________
17. Назовите меры наказания ребенка, которые Вы применяете?
_____________________________________________________________________________
18. Поощряете ли Вы ребенка дома (если да, то как)?________________________________
_____________________________________________________________________________
19. Как ребенок реагирует на запреты?____________________________________________
20. Чем больше всего любит заниматься ребенок (любимые игры, игрушки)?___________
_____________________________________________________________________________
21. Причины утомления ребенка (от общения, физических, умственных нагрузок или др.) _____________________________________________________________________________
22. Каков общий эмоциональный фон Вашего ребенка (спокойный, жизнерадостный, подавленный, тревожный, резкие смены настроения или др.) _____________________________________________________________________________
23. Есть ли какие- либо трудности в поведении ребенка, с чем они связаны?
24 Особенности ребенка, тревожащие Вас _____________________________________________________________________________
25. С какого возраста ребенок посещает ДОУ?_____________________________________
26. Как Ваш ребенок относится к посещению ДОУ (ходит с удовольствием, не любит, ему все равно)? __________________________________________________________________
27. Как ведет себя дома после посещения ДОУ (возбужден, утомлен, расстроен, рассказывает, что было в саду)?__________________________________________________
III. Состояние здоровья ребенка
1. Часто ли болеет ребенок?____________________________________________________
2. Какими болезнями болеет чаще? ____________________________________________________________________________
3. Есть ли хронические заболевания? ____________________________________________________________________________
4. Наблюдается ли ребенок у врачей- специалистов?_______________________________
____________________________________________________________________________
5.Пожелания работникам ДОУ по поводу взаимоотношений с Вашим ребенком:___________________________________________________________________
Дата заполнения________________________________________________
Подпись родителя_______________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей. Цель сопровождения
Задачи Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье. Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений. Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей. Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей. Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.
Подготовительный этап психолого – педагогического сопровождения диагностическое обследование детей анализ социального уровня семей разработка индивидуального маршрута сопровождения определение зон взаимодействия подбор образовательных технологий, методов и приемов работы с воспитанниками и семьями а нкетирование родителей
Основной этап психолого – педагогического сопровождения
Содержание развивающих занятий Развитие и коррекция эмоционально – личностной сферы упражнения на развитие мимики, жестов; игры и этюды на выражение черт характера; сюжетно – ролевые игры на коррекцию взаимоотношений детей Развитие и коррекция познавательной сферы психики игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, мышления, памяти, воображения Обучение детей приемам саморасслабления игры и этюды на тренировку отдельных групп мышц, комплексы психомышечной тренировки
Методики и технологии Игры и задания, направленные на развитие произвольности Вербальные и невербальные игры, поисковые вопросы Релаксация, психомышечная тренировка Игры и упражнения на развитие эмоционально – волевой сферы Использование наглядных пособий (рисунков, фотографий )
Технологии индивидуального коррекционно- развивающего воздействия
Аналитико – обобщающий этап планирование перспектив работы проведение итогового мониторинга динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов ДОУ в сопровождении детей и семей находящихся в социально опасном положении.
Опыт работы детского сада в работе с семьями находящимися в социально опасном положении....
Брифинг для педагогов ДОУ "Психолого-педагогическое сопровождение семей , находящихся в социально – опасном положении в условиях ДОО".
Неблагополучные семьи - это наша общая беда. Важно помнить, что семейное благополучие - явление относительное и может носить временный характер. Поэтому необходимо постоянно проводить работупо профила...
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в зоне социального риска Воспитатель: Тищенко Наталья Николаевна
Программа МКДОУ Лизиновский детский сад...
РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только её возможности в сфере духовно-пр...
Система психолого – педагогического сопровождения семей, находящихся в социально – опасном положении
В МАДОУ № 4 «Сказка» за годы его существования сложилась система психолого – педагогического сопровождения семей и несовершеннолетних, находящихся в СОП....
«Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении в условиях ФГОС ДОУ».
Информация о работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации...