Особенности планирования образовательной работы в летний оздоровительный период.
методическая разработка
Организация жизнедеятельности дошкольников в летний период имеет особое значение. Летний период благоприятен для решения задач всестороннего гармоничного развития дошкольников: физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 448.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
«Особенности планирования образовательной работы в летний оздоровительный период»
Подготовила: старший воспитатель
Лебедь М.Р
Организация жизнедеятельности дошкольников в летний период имеет особое значение. Летний период благоприятен для решения задач всестороннего гармоничного развития дошкольников: физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного. Однако в дни каникул и в летний период непосредственно-образовательная деятельность, требующая от детей усиленной умственной нагрузки, не проводится. Исключения составляют педагогические мероприятия (занятия и другие формы организации детский деятельности) физкультурно-оздоровительного и художественно-эстетического направлений (физическая культура, музыка, художественное творчество). Важно также отметить что в «летнем» контексте под термином «занятие» следует иметь в виду его широкое значение, которое тождественно с понятием «занимательное дело», без сопряжения с дидактической формой учебной деятельности.
При планировании работы ДОО на лето особое внимание необходимо обратить на мероприятия:
Для детей: прогулки, экскурсии, досуги, спортивные праздники, вечера развлечений, конкурсы и выставки детских работ по изодеятельности, художественному конструированию, ручному труду и др.;
Для педагогов: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия с детьми на свежем воздухе, творческие отчеты по работе летом, выставки методического обеспечения реализуемой программы;
Для родителей: наглядная агитация, содержащая информацию по летней оздоровительной работе (режим дня, одежда, занятия, закаливание, досуг, рекомендации по организации совместного отдыха детей и родителей; экран здоровья - показатели состояния здоровья детей). Форма наглядной агитации может быть разной: ширмы стенды, папки передвижки и др.
В летний период воспитателю предоставляется возможность наиболее полно осуществлять работу по ознакомлению детей с природой.
Утром необходимо планировать дидактические игры по реализации задач различных образовательных областей, трудовые поручения, игры с водой, песком, глиной и другими природными материалами.
В основной части прогулки необходимо предусматривать длительные и продолжительные мероприятия. Это могут быть:
- театрализованные игры с разными видами театров (настольный, пальчиковый, теневой и др.);
- игровые программы для детей всех возрастов, построенные по единой сюжетной линии (развлекательные, познавательные, спортивно-оздоровительные и пр.);
- игры-путешествия (с двигательной нагрузкой и без, по пунктам назначения);
- конкурсные программы (моно-конкурсы, командные конкурсы);
- целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада;
- игры с песком и водой;
-художественный труд (из бросового, природного материалов и пр.);
- дизайн участка и группы (украшение цветами, составление мини-букетов, композиций);
- длительные наблюдения, эксперименты и опыты на природе, на «экологической тропе» и др.
Необходимо определиться с очередностью и частотой указанных выше мероприятий. Так, театрализованные игры рекомендуют проводить ежедневно, чередуя виды театров; спортивные и познавательные программы чередовать; конкурсы и праздники проводить 1 раз в неделю. Ежедневно стоит планировать наблюдения, сюжетно-ролевые игры, познавательные игры (спортивные - в группах старших дошкольников), игры с песком, водой, воздухом. Можно планировать различные проекты, интегрируя разные виды деятельности по одной теме (на день, неделю).
На протяжении всего летнего периода необходимо обеспечить максимально длительное пребывание детей на свежем воздухе (утренний прием, утренняя гимнастика, гимнастика после сна и т.д.); использовать участки детского сада для осуществления различных видов закаливания, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по развитию основных видов движений. Ежедневно необходимо планировать наблюдения и работу на природе (в огороде, в цветнике), опытническую работу с растениями и объектами неживой природы.
Учитывая тот факт, что практически все летние мероприятия проводятся на свежем воздухе, важно учитывать все связанные с этим трудности. Так, если дети находятся в помещении в основном только в период приема пищи и дневного сна, значит, увеличивается количество выносного оборудования, воспитателям и их помощникам больше времени приходится уделять подготовке места на территории ДОУ для различных видов деятельности детей на свежем воздухе.
Если мероприятие проводится на открытом пространстве, то лучше всего проводить его сразу после завтрака, когда еще не слишком жарко и воспитанники достаточно активны. При проведении любого мероприятия нужно помнить о том, что пространство некоторых уличных площадок может быть ничем не ограничено, а значит, создаются предпосылки к рассеиванию внимания, повышению уровня отвлекаемости за счет возможных меняющихся, новых объектов в пределах видимости детей. Этого можно избежать с помощью ограничения нужного для работы пространства различными способами. Например, гирляндами из разноцветных флажков, ленточек, искусственных цветов, игрушек, коробочек, корзин для физкультурного оборудования. В зависимости от времени дня, активности солнца и в соответствии с темой проводимого мероприятия дети должны сидеть на ковровых дорожках или лавочках, спиной к солнцу.
Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимально длительное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха, увеличение продолжительности прогулок. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм). Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% от всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОО - 35 - 40%. В связи с этим необходимо организовать работу с детьми таким образом, чтобы они провели лето максимально полезно даже в условиях города.
Физкультурно-оздоровительная работа летом, прежде всего, заключается в строгом соблюдении режима дня. Для оздоровления детей большое значение имеет правильное применение оздоровительных факторов, таких как закаливание в повседневной жизни воздухом, солнцем, водой. Одежда дошкольников должна быть удобной, легкой, соответствовать температуре воздуха на улице (головной убор - обязателен). На участке должны быть вешалки для одежды.
Необходимо следить за тем, чтобы дети не перегревались на солнце, чередовать их пребывание на солнце и в тени. Для создания теневых участков можно использовать выносные тенты, зонтики.
Важная роль отводится питьевому режиму, который осуществляется воспитателем и помощником воспитателя под контролем медицинской сестры в соответствии с нормативами. Следует помнить, что в питье детей ограничивать нельзя. Необходимо обратить особое внимание на согласованность работы воспитателя и его помощника.
Контроль за состоянием здоровья детей осуществляет старшая медицинская сестра ДОУ: проверяет выполнение режима дня в группах, режима проветривания, питьевого режима, проведение закаливающих мероприятий, состояние одежды, обуви детей, наличие головных уборов и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательно-образовательной работы на летний оздоровительный период
В данном плане расписаны мероприятия в соответствии с тематическими неделями....
Ежедневное планирование воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период во второй младшей группе детского сада на июнь, первая неделя июля 2018 года.
Ежедневное планирование во второй младшей группе на летний оздоровительный период, на июнь первую неделю июля по рабочей программе ГБДОУ , на основе примероной общеобразовательной программедошкольного...
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «АКВАРЕЛЬКА» (рекомендации для родителей).
Лето – это самый благоприятный период для общения ребенка с природой, это десятки самых разнообразных игр на свежем воздухе, это большие возможности для ознакомления дошкольников с окружающим ми...
Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период
Тема четвертой недели «Будь здоров и не болей, будет вместе веселей!» 19.06. – 23.06....
Планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительный период в соответствии с Федеральной образовательной программой
Оздоровление и укрепление детского организма, развитие познавательных способностей детей в летний период. Задачи:I. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, ин...
Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период. Тема недели «Наша Хакасия»
Ежедневное планирование образовательной деятельностив летний оздоровительный период группа «Гномики»понедельник 1 июля 2024 г. Тема дня: «Моя малая Родина Хака...
Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период группа. Тема недели «Моя семья»
Ежедневное планирование образовательной деятельностив летний оздоровительный период группа «Гномики»понедельник 8 июля 2024 г. Тема дня: Праздник «День семьи и...