Использование цифровых ресурсов и возможностей дистанционного обучения для построения карьеры и совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ahmatvalieva_l.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование цифровых ресурсов и возможностей дистанционного обучения для построения карьеры и совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
Аннотация: В статье проанализированы возможности использования цифровых технологий в ДОУ. Автор пишет о положительных моментах цифровых ресурсов и дистанционного обучения. Базой опытно-экспериментальной работы был взят МБДОУ Большеметескийнский детский сад Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, где ярко выражена эффективность внедрения данных технологий.
Annotation: The article analyzes the possibilities of using digital technologies in preschool educational institutions. The author writes about the positive aspects of digital resources and distance learning. MBDOU Bolshemeteskinsky kindergarten of the Tyulyachinsk municipal district of the Republic of Tatarstan was taken as the basis for experimental work, where the effectiveness of the implementation of these technologies is clearly expressed,
Ключевые слова: цифровые ресурсы дистанционное обучение, педагог, воспитатель, ДОУ, карьера, профессиональное мастерство.
Keywords: digital resources, distance learning, teacher, educator, preschool educational institution, career, professional skills.
Ситуация сложившаяся в 2020 году связи с коронавирусной инфекции изменила течение жизни как отдельных граждан, так и образовательных и производственных организаций. Изменилась активность людей: уменьшились личные встречи, все больше возросла роль сетевых взаимосвязей.
Кардинальные изменения претерпела и система образования в целом. Хотя и дистанционное обучение в России практикуется давно, глобального масштаба и важности оно еще не имело. Однако, сложившиеся обстоятельства сделали роль цифровых ресурсов и возможности дистанционного обучения незаменимой как и для преподавателей, так и для обучающихся и воспитанников детских садов.
Цифровые ресурсы при правильном использовании повышают эффективность работы, снимают напряжённость, усталость и помогают запоминанию материала. Интерактивные формы работы с кадрами способствуют активизации передового опыта, обмену знаниями и опытом, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, творческому подходу к использованию чужого опыта, формированию критической самооценки собственной практики и т. п [1]. Цифровые образовательные ресурсы могут помочь педагогам в следующих действиях:
1. Стимулировать интерес и мотивацию к самообразованию.
2. Повысить уровень активности и самостоятельности.
3. Развить навыки анализа и рефлексии своей деятельности.
4. Развить стремление к сотрудничеству, эмпатии.
Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей [1].
И так, в каком формате воспитатели могут использовать цифровые ресурсы в своей педагогической деятельности? Во-первых, педагогические работники повышают профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий: Microsoft Word (подготовка документации, планирование в электронном виде); Power Point (создание презентаций, дидактических игр, пособий); работа в сети интернет (проведение web - семинаров, сотрудничество с сайтом «Дошкольное воспитание»). Во-вторых, активизируется деятельность педагога и детей: организация мониторинга (система VOTUM); подготовка к школе (интерактивная доска «AKTIV BOARD»), интерактивный стол СМАРТ [1]. И в-третьих, информационные ресурсы могут помочь в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
Основа успешной карьеры педагога - налаженные хорошие связи с родителями. А в веке современных технологий не предоставляет труда и дистанционные связи педагога с родителями. У каждого из родителей есть номер мобильного телефона воспитателя. Кроме того, у педагога имеется список всех телефонов родителей. Родители знают, что в любое время они имеют возможность связаться с воспитателем, либо отправить смс-сообщение и получить ответ на вопрос быстро. Сотрудники практически всех образовательных учреждений пользуются сервисом WhatsApp. Удобен он тем, что можно создавать чаты, включая всех родителей. И в случае объявлений, вопросов и т.д. можно сообщить всем одновременно. Также педагоги могут сообщить родителям индивидуально о трудностях или успехах ребенка. Среди дистанционных технологий при взаимодействии педагогов с родителями важным является электронная почта, которая также является одним из способов быстрого эффективного общения педагогов с семьями воспитанников. Данная технология позволяет педагогам донести до родителей большой объем информации, а также осуществлять индивидуальное взаимодействие с семьей[1]. Отдельно следует отметить применение дистанционных видеоконференций, позволяющих проводить трансляцию, как в режиме реального времени. Образовательные учреждения активно работают с программой ZOOM. Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени обусловлены необходимостью ее предварительной подготовки. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу. Во время дискуссии в режиме on-line оперативно решаются важные вопросы организации жизни дошкольной организации, группы, обсуждаются проблемы воспитания и образования детей, ее можно использовать как средство повышения родительской педагогической компетентности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ Большеметескийнский детский сад Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан. В настоящее время педагоги данного детского сада активно используют цифровые образовательные ресурсы. В течение нескольких лет педагогической работы им приходилось работать как с готовыми цифровыми ресурсами, как и создавать свои новые. Используя при этом разнообразные приемы работы с интерактивной доской, интерактивным столом. Цифровые ресурсы выражались в виде «плакатов» - изображений изучаемых объектов и процессов, анимационных моделей на CD, DVD. Педагоги и руководитель также активно используют программы Microsoft Word, Exel, Power Point.
Подключение к Интернет-сети позволило педагогам ДОУ делиться собственным опытом работы, знакомиться с передовым опытом коллег. Сеть Интернет предоставила возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в веб-семинарах, интернет-конференциях, форумах [1]. Педагоги Большеметескийнского детского сада принимают участие в электронных конкурсах профессионального мастерства: они представили свои работы на международных конкурсах, участвовали в «Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании».
Участие в конкурсах помогает активизировать и поддерживать творческие инициативы педагогов, сплотить сотрудников для достижения цели, улучшить психологический микроклимат в коллективе, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и качество образовательного процесса [1]. Все данные высказывания подтвердила проведённая экспериментальная работа, которая проводилась среди 5 педагогов и 1 заведующего Большеметескийнского детского сада. При составлении и проведении диагностических измерений мы основывались на личные достижения воспитателей, активность и мотивацию детей. Первое было проведено анкетирование педагогов на тему применения информационных ресурсов и дистанционного обучения. Вопросы многие были связаны с темой информационных ресурсов, дистанционного обучения, повышение педагогического мастерства, применения интерактивных форм работы. Воспитатели единогласно отметили, что работу без информационных ресурсов они уже не представляют. По данным анкетирования на вопрос: насколько важно применение цифровых ресурсов (ЦР) в ДОУ? Получены следующие данные:
Результаты оценки роли цифровых ресурсов в работе воспитателя:
Таблица 1
Важность ЦР | Всегда помогают в работе | Возникают трудности с использованием ЦР | Только учусь пользоваться |
Процентное значение | 83 % | 17 % | - |
По таблице 1 можно отметить огромную роль цифровых ресурсов в педагогической деятельности педагога. Всего лишь 1 воспитатель (55 лет) затрудняется при использовании интерактивных методов. Мы сделали вывод, что трудности могут возникать у старшего поколения, если плохая связь с интернетом и если есть технические проблемы.
Результаты оценки реализации потребностей педагогов в развитие и саморазвитие
Таблица 2
Уровень саморазвития | Высокий уровень педагогов в развития и саморазвития | Средний уровень педагогов в развитие и саморазвития | Низкий уровень педагогов в развития и саморазвития |
Процентное значение | 67 % | 17 % | 17 % |
По данным результатов уровня саморазвития, можно сказать что воспитатели четко знают требования ФГОС, всегда работают над собой, саморазвиваются. Саморазвитие в нынешнем обществе выражается не в виде бумажных книг и методических пособий, а более свежую информацию мы сейчас можем найти в электронных библиотеках, на образовательных сайтах. То есть соврменное саморазвитие педагага напрямую связано с применением интераткивных технологий и интеренета.
Такие таблицы анализов мы можем привести еще, но суть, думаю, ясна. Использование цифровых ресурсов актуально в соврмененной системе образования и педагоги-воспитатели стараются не отставать от нынешних электронных реалий.
Проанализировав работу МБДОУ Большеметескийнского детского сада, были зафиксированы следующие успехи за 2011-2021гг. За этот промежуток времени наблюдается тенденция роста профессионального уровня педагогов, увеличивается количество педагогов с высшим образованием, с высшей и первой категорией. Каждый год педагоги, проходят курсы повышения квалификации. Педагоги ДОУ постоянно повышали свой профессиональный уровень через городские методические объединения, курсы повышения квалификации, самообразование, показ практической работы с детьми, участие в педагогических часах, педагогических советах, семинарах – практикумах.
Таким образом, в исследовательской работе мы дали краткую характреистику цифровым ресурсам и дистанционному обучению, определили в какой области, где они могут использоваться. Цифровые ресурсы помогают повысить мотивацию как обучающимся, так и педагогам, снимают напряжение. Также помогают поддерживать связь между педагогическими работниками и родителями. В сложной обстановке нынешнего времени дистанционное обучение получила особую популярность. Педагоги могли онлайн пройти курсы, развиваться самообразованием, слушать лекции, обмениваться опытом между собой. Тем самым окрывается возможность построения карьеры. При правильном использовании цифровые ресурсы и дистанционное обучение станут только помощником на пути карьерного роста и духовного развития педагога-воспитателя.
ЛИТЕРАТУРА
- Интерактивные формы работы с кадрами в ДОУ (методические материалы) / авт.-сост. Н.Б. Ромаева и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, – 2012. – 93 с.
- Казак М. А., Белинская Т. В., Краснощеченко И. П. Управление переходом к дистанционному способу реализации образовательного процесса: опыт Калужского госуниверситета / М. А. Казак., Т. В. Белинская, И.П. Краснощеченко // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – Т. 24. – № 2. – С. 75–91.
- Миннуллина Р.Ф, Галич Т.Н., Хазиахметова Р.Р. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольной образовательной организации посредством интерактивных форм и методов / Р.Ф. Миннуллина, Т.Н. Галич, Р.Р. Хазиахметова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – С.68– 72
- Пашкевич Т.Д. Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ./ Т.Д. Пашкевич, В.В. Петрусевич // Управление ДОУ. – 2010. –№ 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение - одно из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования и фактор повышения качества образования
Информационно-коммуникационные технологии плотно укоренились в нашей жизни, а с введением новых санитарных норм и режима повышенной готовности стало более распространенным и действенными использование...
«Использование цифровых ресурсов платформы МЭО в образовательном процессе»
Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросах использования МЭО в образовательном процессе. Задачи: Познакомить педагогов с мобильным электронным образованием, рассказать в чем его пре...
Майндмэппинг с использованием цифровых ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста
Данный материал содержит описание опыта работы по использованию майндмеппинга в работе с дошкольниками...
Презентация для родителей "Использование цифровых ресурсов в образовательной деятельности с детьми"
....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВИКТОРИН
Краткий обзор онлайн приложения MadTest и способов его применения в образовательных моментах....
Презентация для родителей_Использование цифровых ресурсов в образовательной деятельности с детьми.
Презентация для родителей_Использование цифровых ресурсов в образовательной деятельности с детьми....
Взаимодействие музыкального руководителя и педагога - психолога на коррекционно - развивающих занятиях по музыкальному развитию с использованием цифровых ресурсов
Сегодня музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или приобщение к ценностям культуры, а очень ...