Майндмэппинг с использованием цифровых ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста
электронный образовательный ресурс

Аперонова Ирина Вячеславовна

Данный материал содержит описание опыта работы по использованию майндмеппинга в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mayndmepping.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Майндмэппинг  с использованием цифровых ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста

Педагог-психолог: Аперонова Ирина Вячеславовна

   

 Майндмэппинг– это одна из эффективных техник запоминания, являющая собой графическое представление информации, которое излагается в виде древовидной схемы. Майндмэппинг подразумевает изложение ветвей проблемы на бумаге или электронном носителе. Использование майн карт — техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У майнд-карт есть много разных названий: ментальные карты, интеллект карты, карты памяти, карты ума  и т д.

     Понятие майнд карт ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен.

      Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко. 

Майнд карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов  запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач.      Другими словами, mind карты — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. 

Преимущества использования интеллект-карт в ДОУ

Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени. 

         Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают майнд карты. 

           Когда ребенок составляет или изучает майнд-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. 

       Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию. 

      Mind карты основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями. 

     Актуальность mind maps

Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития. 

Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как: 

  • активность;
  • любознательность;
  • овладение средствами общения;
  • овладение способами взаимодействия.

       Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.

      Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.

    Варианты создания карт

Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше: 

  • ребенок делает ее на интерактивной панели со взрослым или самостоятельно; 
  • педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию; 
  • дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

Цифровые ресурсы   для составления карт в интернете, на компьютере или в приложениях

В создании майн карт можно использовать различные сайты, программы и приложения, которые помогают сэкономить время и ресурсы: они позволяют менять местами ветки карты, тогда как в реальности придётся взять новый чистый листок и чертить заново. 

  Например я создаю майнкарты с помощью следующих инструментов:

Coggle.it – позволяет изменять цвета и размеры элементов. Перетаскивание элементов осуществляется за заголовки, а не за связи, как это интуитивно хочется сделать. Получившаяся карта имеет солидный дизайн. Функционал софта позволяет совместно работать над созданием ментальной карты, предоставляя к ней доступ по ссылке. В любом документе можно просматривать историю изменений и правок. С помощью опции Drag&Drop вы можете вставлять изображения в карту путём их перетаскивания со своего рабочего стола. Для удобства на картах устанавливаются стартовые точки, от которых «расходятся» ветви. В свою очередь, они могут объединяться последовательно либо в форме петлей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного   возраста.                            ...

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Инновационные цифровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Опыт работы по внедрению компьютерных игр разной классификации в образовательный процесс....