"Практика наставничества"
материал

Князева Римма Николаевна

О формах наставничества педагогических работников, используемых в практике ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практика наставничества31.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Практика наставничества

ФИО автора (ов)  практики полностью

Князева Римма Николаевна

Место работы автора(ов) практики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

Должность автора(ов) практики

Заместитель директора - заведующий

Название практики

«Дошкольное наставничество»

Форма наставничества педагогических работников, используемая в практике

- «руководитель образовательной организации – педагог»;

- «педагог – педагог»

Ситуация, сложившая в образовательных учреждениях в настоящее время,  во многом обусловлена повышением активности работодателей при приеме на работу новых специалистов. В этой ситуации наставничество является важным фактором стабилизации кадровой ситуации в образовательной организации. Руководитель образовательной организации  осуществляет  общее руководство и координацию внедрения системы наставничества. Руководитель образовательной организации действует при участии совета наставников, первичной профсоюзной организации и куратора реализации персонализированных программ наставничества. Он отвечает за создание условий для профессионального становления молодых/начинающих педагогов, за адаптацию молодых/начинающих педагогов к условиям профессиональной деятельности, за их закрепление в профессии. Не менее важной задачей для руководителя ОО является формирование сплоченного, творческого, эффективного коллектива за счет включения в адаптационный процесс опытных педагогических работников. Он также отвечает за снижение показателя текучести кадров, использование превентивных мер по предотвращению профессионального выгорания педагогических работников старшего возраста, развитие форм их горизонтальной и вертикальной мобильности. Руководитель ОО должен прилагать усилия, направленные на повышение престижа и укрепление позитивного имиджа ОО и педагогов в социокультурном окружении. В отдельных случаях руководитель ОО может сам стать наставником педагогов, особенно в качестве успешного предметника. В этом случае реализуется форма наставничества «педагог – педагог». Он заботится о восполнении предметных, психолого- педагогических, методологических дефицитов педагогов внутри своей ОО, а также посредством использования внешних контуров.

Вид наставничества педагогических работников, используемый в практике

- традиционная форма наставничества;

 -дистанционное (взаимодействие с социальными партнерами)

Традиционное наставничество («один на один») – это вид наставничества, предполагающий взаимодействие между более опытным наставником и начинающим работником в течение продолжительного времени.

Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видео-конференц-связь, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн- сообщества, тематические интернет-порталы и др. Этот вид наставничества обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым. Он позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и пополнить банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Виртуальное наставничество особенно эффективно при создании межмуниципальных и межрегиональных сетевых сервисов и ресурсов, особенно в тех случаях, когда в конкретной образовательной организации невозможно найти наставников по конкретным предметам или сферам педагогической деятельности. При этом создается виртуальное пространство горизонтального сетевого наставничества и взаимодействия (формирование электронной базы наставничества, совместные интернет- проекты, консультации, конкурсы и пр.).

Сочетание различных видов наставничества в образовательной организации способно учитывать все многообразие кадровых проблем в ней и предлагать эффективные пути их решения.

Цель

Создание в ДОО  условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.

Новизна практики

Стратегия, существенно обновляющая практики наставничества, связана с развитием цифровой образовательной среды и сетевого партнерства в виртуальном пространстве. Дистанционное взаимодействие с социальными партнерами, другими образовательными организациями, педагогическими ассоциациями и предметными сообществами, педагогическими вузами и СПО, центрами непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и т.д. способно создать широкое и емкое виртуальное пространство многоуровневого сетевого наставничества.

Использование  персонализированного наставничества, которое предполагает работу по индивидуальным образовательным маршрутам наставляемых.

Формируемые компетенции (психологические, коммуникативные, предметные, методические)

 Психолого-педагогические:

-способность к толерантности;

- знание, понимание и умение использовать на практике  положения, приемы, формы, содержательные рекомендации социальной психологии и психологии личности, в том числе возрастной психологии, психологии творчества, психологии общения;

-стремление и способность понять ребенка, почувствовать, когда ему трудно и когда он нуждается в помощи;

- умение владеть собою, сдерживать свои негативные эмоции и настроения, соблюдать педагогический такт и нормы этики; - умение разрядить обстановку шуткой;

- умение влиять на окружающих «собой» - нести заряд бодрости, увлеченности и неиссякаемого познавательного  интереса и  энтузиазма;

- повышение грамотности, общепрофессиональных знаний;

- умение  использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельноcти,  в организации взаимодействия;

- наличие профессионально значимых личностных  качеств,  неотделимо связанных с  процессом  педагогической деятельности.

Предметные:

- постоянное обновление и совершенствование знаний по предмету и смежным дисциплинам, изучение научно-педагогической  литературы и периодики;

-знание и осмысленное восприятие новых подходов и актуальных вопросов, открытий в данной и смежных науках

Методические:

-знание и применение современной дидактики, современных способов передачи и переработки информации, методики преподавания, образовательных технологий;

- поиск новых творческих решений учебных ситуаций в условиях дифференцированного обучения на профильном уровне старшей школы

Общекультурные:

-приверженность общекультурным и национальным ценностям в их общепринятом понимании;

-стремление к активному познанию;

- активная жизненная позиция; наличие собственного мнения по вопросам профессиональной деятельности, бытовой, культурно-просветительской, политической и социально значимой направленности

Суть практики

Практика  позволит максимально полно раскрыть потенциал личности наставляемого через выстраивание образовательной навигации:

 - создание  условий для профессиональной адаптации молодых педагогов в коллективе;

- выявление профессиональных дефицитов и затруднений  и принятие мер по устранению и минимизации; обеспечение постепенного  вовлечения молодых педагогов во все сферы жизни организации;

- включение молодого педагога в  самообразование, в исследовательскую деятельность, развитие профессионального мастерства и готовность к непрерывному образованию.

I ступень – (стажировка): самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, понимания своей  значимости  для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.

ІІ ступень – (развивающий этап): процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОО, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: форсайт-центров для воспитателей, семинары и т. д .(сетевое взаимодействие).

ІІІ ступень- (этап становления): складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.

Необходимые ресурсы для реализации практики

1.Кадровые условия и ресурсы.

2.Нормативные правовые условия.

3.Организационно-методические,информационно- методические и организационно-педагогические условия.

4. Материально-технические условия.

5.Финансово-экономические условия.

6.Психолого-педагогические условия.  

Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики

Самым значительным  от внедрения  данной практики  ожидается социальный эффект -  достижение определенных благ для отдельных категорий педагогов, не связанное с получением прибыли:

- будут  учтены и согласованы интересы участников наставнических программ и самой образовательной организации, решены вопросы, связанные со стимулированием, мотивированием и обучением наставников, сняты элементы конфликтности, улучшены межличностные отношения и психологический климат в педагогическом коллективе;

- организация получит опыт экспертной и аналитической деятельности, создания диагностических средств оценки эффективности наставничества;

 - администрация ДОО существенно повысит уровень управленческих компетенций, включая организацию контактов и сотрудничество с различными структурами во внутреннем и на внешнем контуре организации, с социальными партнерами;

- педагоги ДОО оценят по достоинству общение в цифровой образовательной среде со своими коллегами на различных уровнях образования;

 -  ослабнет острота проблемы профессионального выгорания педагогов старших возрастов, которые смогли найти себя в экспертной деятельности и в обучении наставников

- применение  разнообразных  форм, видов наставничества,  вовлечение в наставническую деятельность большинства педагогов.

- повышение  статуса  и авторитета  опытных педагогов организации.

Реализация  данной практики  предполагает следующие результаты:

Для  педагогов:

-будет обеспечен рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ,

-будет сформирована и внедрена модель наставничества в ДОО,

-будет обеспечено развитие кадрового потенциала ДОО,

-будут получены положительные результаты образовательной деятельности.

Результаты – продукты:

В рамках реализации будет разработано учебно-методическое обеспечение:

-  Модель наставничества в ДОО;

-мониторинг образовательной деятельности ДОО по направлению «Наставничество в ДОО» (диагностические материалы (анкеты, опросники и пр.);

-комплекс        практического и методического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кустовом методическом объединении «Практика наставничества в ДОУ»

Традиционное наставничество рассматривалось как систематически индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельнос...

Презентация к выступлению "Практика наставничества в ДОУ"

Для применения в работе воспитателям...

"Практика наставничества в ДОУ»

Организационная модель наставничество в ДОО...

Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями

Использование  разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...

ВАРИАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Обзор вариативных практик наставничества в соответствии с выбранным направлениемРазработка методических рекомендаций для старшего воспитателя по использованию существующего опыта наставничества ...

"эффективные практики наставничества"

Описание моделей, приёмов  организации эффективной практики наставничества в ДОУ....

эффективные практики наставничества

презентация "Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, результаты)...