"Практика наставничества"
материал
О формах наставничества педагогических работников, используемых в практике ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практика наставничества | 31.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика наставничества
ФИО автора (ов) практики полностью | Князева Римма Николаевна |
Место работы автора(ов) практики | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида» |
Должность автора(ов) практики | Заместитель директора - заведующий |
Название практики | «Дошкольное наставничество» |
Форма наставничества педагогических работников, используемая в практике | - «руководитель образовательной организации – педагог»; - «педагог – педагог» Ситуация, сложившая в образовательных учреждениях в настоящее время, во многом обусловлена повышением активности работодателей при приеме на работу новых специалистов. В этой ситуации наставничество является важным фактором стабилизации кадровой ситуации в образовательной организации. Руководитель образовательной организации осуществляет общее руководство и координацию внедрения системы наставничества. Руководитель образовательной организации действует при участии совета наставников, первичной профсоюзной организации и куратора реализации персонализированных программ наставничества. Он отвечает за создание условий для профессионального становления молодых/начинающих педагогов, за адаптацию молодых/начинающих педагогов к условиям профессиональной деятельности, за их закрепление в профессии. Не менее важной задачей для руководителя ОО является формирование сплоченного, творческого, эффективного коллектива за счет включения в адаптационный процесс опытных педагогических работников. Он также отвечает за снижение показателя текучести кадров, использование превентивных мер по предотвращению профессионального выгорания педагогических работников старшего возраста, развитие форм их горизонтальной и вертикальной мобильности. Руководитель ОО должен прилагать усилия, направленные на повышение престижа и укрепление позитивного имиджа ОО и педагогов в социокультурном окружении. В отдельных случаях руководитель ОО может сам стать наставником педагогов, особенно в качестве успешного предметника. В этом случае реализуется форма наставничества «педагог – педагог». Он заботится о восполнении предметных, психолого- педагогических, методологических дефицитов педагогов внутри своей ОО, а также посредством использования внешних контуров. |
Вид наставничества педагогических работников, используемый в практике | - традиционная форма наставничества; -дистанционное (взаимодействие с социальными партнерами) Традиционное наставничество («один на один») – это вид наставничества, предполагающий взаимодействие между более опытным наставником и начинающим работником в течение продолжительного времени. Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видео-конференц-связь, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн- сообщества, тематические интернет-порталы и др. Этот вид наставничества обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым. Он позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и пополнить банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц. Виртуальное наставничество особенно эффективно при создании межмуниципальных и межрегиональных сетевых сервисов и ресурсов, особенно в тех случаях, когда в конкретной образовательной организации невозможно найти наставников по конкретным предметам или сферам педагогической деятельности. При этом создается виртуальное пространство горизонтального сетевого наставничества и взаимодействия (формирование электронной базы наставничества, совместные интернет- проекты, консультации, конкурсы и пр.). Сочетание различных видов наставничества в образовательной организации способно учитывать все многообразие кадровых проблем в ней и предлагать эффективные пути их решения. |
Цель | Создание в ДОО условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. |
Новизна практики | Стратегия, существенно обновляющая практики наставничества, связана с развитием цифровой образовательной среды и сетевого партнерства в виртуальном пространстве. Дистанционное взаимодействие с социальными партнерами, другими образовательными организациями, педагогическими ассоциациями и предметными сообществами, педагогическими вузами и СПО, центрами непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и т.д. способно создать широкое и емкое виртуальное пространство многоуровневого сетевого наставничества. Использование персонализированного наставничества, которое предполагает работу по индивидуальным образовательным маршрутам наставляемых. |
Формируемые компетенции (психологические, коммуникативные, предметные, методические) | Психолого-педагогические: -способность к толерантности; - знание, понимание и умение использовать на практике положения, приемы, формы, содержательные рекомендации социальной психологии и психологии личности, в том числе возрастной психологии, психологии творчества, психологии общения; -стремление и способность понять ребенка, почувствовать, когда ему трудно и когда он нуждается в помощи; - умение владеть собою, сдерживать свои негативные эмоции и настроения, соблюдать педагогический такт и нормы этики; - умение разрядить обстановку шуткой; - умение влиять на окружающих «собой» - нести заряд бодрости, увлеченности и неиссякаемого познавательного интереса и энтузиазма; - повышение грамотности, общепрофессиональных знаний; - умение использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельноcти, в организации взаимодействия; - наличие профессионально значимых личностных качеств, неотделимо связанных с процессом педагогической деятельности. Предметные: - постоянное обновление и совершенствование знаний по предмету и смежным дисциплинам, изучение научно-педагогической литературы и периодики; -знание и осмысленное восприятие новых подходов и актуальных вопросов, открытий в данной и смежных науках Методические: -знание и применение современной дидактики, современных способов передачи и переработки информации, методики преподавания, образовательных технологий; - поиск новых творческих решений учебных ситуаций в условиях дифференцированного обучения на профильном уровне старшей школы Общекультурные: -приверженность общекультурным и национальным ценностям в их общепринятом понимании; -стремление к активному познанию; - активная жизненная позиция; наличие собственного мнения по вопросам профессиональной деятельности, бытовой, культурно-просветительской, политической и социально значимой направленности |
Суть практики | Практика позволит максимально полно раскрыть потенциал личности наставляемого через выстраивание образовательной навигации: - создание условий для профессиональной адаптации молодых педагогов в коллективе; - выявление профессиональных дефицитов и затруднений и принятие мер по устранению и минимизации; обеспечение постепенного вовлечения молодых педагогов во все сферы жизни организации; - включение молодого педагога в самообразование, в исследовательскую деятельность, развитие профессионального мастерства и готовность к непрерывному образованию. I ступень – (стажировка): самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, понимания своей значимости для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием. ІІ ступень – (развивающий этап): процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОО, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: форсайт-центров для воспитателей, семинары и т. д .(сетевое взаимодействие). ІІІ ступень- (этап становления): складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. |
Необходимые ресурсы для реализации практики | 1.Кадровые условия и ресурсы. 2.Нормативные правовые условия. 3.Организационно-методические,информационно- методические и организационно-педагогические условия. 4. Материально-технические условия. 5.Финансово-экономические условия. 6.Психолого-педагогические условия. |
Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики | Самым значительным от внедрения данной практики ожидается социальный эффект - достижение определенных благ для отдельных категорий педагогов, не связанное с получением прибыли: - будут учтены и согласованы интересы участников наставнических программ и самой образовательной организации, решены вопросы, связанные со стимулированием, мотивированием и обучением наставников, сняты элементы конфликтности, улучшены межличностные отношения и психологический климат в педагогическом коллективе; - организация получит опыт экспертной и аналитической деятельности, создания диагностических средств оценки эффективности наставничества; - администрация ДОО существенно повысит уровень управленческих компетенций, включая организацию контактов и сотрудничество с различными структурами во внутреннем и на внешнем контуре организации, с социальными партнерами; - педагоги ДОО оценят по достоинству общение в цифровой образовательной среде со своими коллегами на различных уровнях образования; - ослабнет острота проблемы профессионального выгорания педагогов старших возрастов, которые смогли найти себя в экспертной деятельности и в обучении наставников - применение разнообразных форм, видов наставничества, вовлечение в наставническую деятельность большинства педагогов. - повышение статуса и авторитета опытных педагогов организации. Реализация данной практики предполагает следующие результаты: Для педагогов: -будет обеспечен рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов ДОУ, -будет сформирована и внедрена модель наставничества в ДОО, -будет обеспечено развитие кадрового потенциала ДОО, -будут получены положительные результаты образовательной деятельности. Результаты – продукты: В рамках реализации будет разработано учебно-методическое обеспечение: - Модель наставничества в ДОО; -мониторинг образовательной деятельности ДОО по направлению «Наставничество в ДОО» (диагностические материалы (анкеты, опросники и пр.); -комплекс практического и методического материала. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на кустовом методическом объединении «Практика наставничества в ДОУ»
Традиционное наставничество рассматривалось как систематически индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельнос...
Презентация к выступлению "Практика наставничества в ДОУ"
Для применения в работе воспитателям...
"Практика наставничества в ДОУ»
Организационная модель наставничество в ДОО...
Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями
Использование разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...
ВАРИАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Обзор вариативных практик наставничества в соответствии с выбранным направлениемРазработка методических рекомендаций для старшего воспитателя по использованию существующего опыта наставничества ...
"эффективные практики наставничества"
Описание моделей, приёмов организации эффективной практики наставничества в ДОУ....
эффективные практики наставничества
презентация "Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, результаты)...