ВАРИАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА
методическая разработка

 Обзор вариативных практик наставничества в соответствии с выбранным направлением

Разработка методических рекомендаций для старшего воспитателя по использованию существующего опыта наставничества с разными категориями педагогов в практике методической работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variativnye_praktiki_nastavnichestva.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Вариативные практики наставничества педагогов ДОО на основе изучения современного опыта реализации национальных и зарубежных вариативных моделей наставничества специалистов

Программа изучения вариативных практик наставничества

Цель: изучение лучших практик наставничества молодых специалистов в период адаптации к условиям организации.

Задачи:

  • Обзор вариативных практик наставничества в соответствии с выбранным направлением
  • Разработка методических рекомендаций для старшего воспитателя по использованию существующего опыта наставничества с разными категориями педагогов в практике методической работы.

ДАЙДЖЕСТ ВАРИАТИВНЫХ ПРАКТИК НАСТАВНИЧЕСТВА

Критерии и индикаторы выявления вариативных практик наставничества педагогов ДОО

Вариативные практики наставничества педагогов ДОО

НАСТАВНИЧЕСТВО

Цель практики

Создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Ключевые эффекты

Оказание помощи со стороны опытных сотрудников молодым специалистам, передача знаний, принятых норм поведения, накопленных в образовательной организации, молодому специалисту. Как результат - профессиональный рост молодого специалиста: выполнение новых задач (которых молодой специалист никогда раньше не делал) или привычных задач другим, новым способом.

Риски реализации

Профессиональная адаптация молодого воспитателя связана с высоким эмоциональным напряжением, так как он еще только овладевает новой областью деятельности и, делает немало ошибок, испытывает неудачи, при этом ему кажется, что все видят его погрешности, осуждают и негативно оценивают его.

Молодой воспитатель пользуется преимущественно противоположными эталонами «хорошо – плохо», а любое непредвиденное событие в жизни детского сада вызывает у него или позитивное, или негативное, подавленное состояние.

Молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества

Технология реализации

Общение-коррекция. Этот вид общения направлен на выполнение диагностической функции педагогом-наставником. При выявлении ошибок педагогической деятельности или выяснении возможностей для их возникновения наставник проводит беседу, которая поможет избежать ошибок, которая планируется в зависимости от целей, ситуации, условий и особенностей взаимодействия в паре.

Общение-поддержка. Когда необходимо помочь молодому педагогу в разрешении сложных ситуаций, с которыми он не в силах справиться самостоятельно. От наставника требуется не только сумма знаний, но и мобилизация таких личностных качеств, как такт, чуткость и др.

Общение-снятие психологических барьеров. Этот тип общения предполагает владение педагогом-наставником технологией общения на достаточно высоком уровне, наличие у него потребности в общении с подопечным, желания помочь ему в установлении доверительных отношений. Общение на основе дружеского расположения является оптимальной моделью общения педагога-наставника и молодого специалиста. Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности. В ее основе лежат доверительность, взаимная расположенность двух сторон к общению, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов

Ключевые формы реализации

Лекция-беседа, семинары-практикумы, психологические тренинги, проблемно-проектный семинар, круглый стол и др.

Адресность практики

Педагоги ДОУ, имеющие различные профессиональные затруднения и дефициты

Формы и способы работы наставника с подопечными

Индивидуальное консультирование педагогов, анализ программы по всем разделам развития ребенка; организация и руководство творческими играми детей, нетрадиционными формами взаимодействия с родителями; планирование воспитательно-образовательной работы в летний оздоровительной период, контроль деятельности молодых специалистов по следующим направлениям: знание программ и технологий, реализуемых в ДОУ; посещение занятий опытных педагогов; участие педагога в педагогических мероприятиях; аудиторские проверки; работа с родителями;

педагогическая документация; социальная активность.

Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях.

КОУЧИНГ

Цель практики

процесс повышения профессиональной и педагогической компетентности педагогов и эффективности в обеспечении трех областей руководства: а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение  и цели организации; б) выстраивание взаимоотношений и  содействие  взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.

Ключевые эффекты

Коуч не передает молодому специалисту собственные знания и опыт. Он стимулирует процесс профессионального развития молодого специалиста через самостоятельное приобретение им знаний и педагогического опыта. Коуч направляет, но не дает советов, не учит и не оценивает. Принцип работы коуча: делай правильно! Причем «правильность» зависит и от ситуации, и от окружающих факторов, и от самого молодого специалиста. И задача коуча заключается в том, чтобы молодой специалист обнаружил правильное в данной ситуации действие и взял на себя обязательство его совершить. Как результат - профессиональный рост молодого специалиста: выполнение новых задач (которых молодой специалист никогда раньше не делал) или привычных задач другим, новым способом.

Риски реализации

  • дефицит по выявлению и созданию собственной новой образовательной практики, обеспечивающей обновление (обогащение, модернизацию) образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • неготовность педагогов к презентации собственного опыта и поиску новых путей качественного преобразования образовательного процесса.
  • собственная инерция, недостаток времени, ограниченные ресурсы

Технология реализации

Этапы коучинга:  1) установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогами; 2) совместное определение задач для достижения конкретной цели; 3) исследование текущей проблемы (ситуации); 4) определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату; 5) выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы; 6) выбор конкретного варианта действий и составление плана действий; 7) договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.

Ключевые формы реализации

Тренинги с участием детей и педагогов, очные и заочные консультации с воспитателями, мастер-классы, семинары, взаимопосещения опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультации старшего воспитателя, методиста, приглашение научных консультантов из институтов повышения квалификации.

Адресность практики

Педагоги ДОУ, имеющие различные профессиональные затруднения и дефициты

Формы и способы работы наставника с подопечными

Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия, где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит ответы и пути для решения своих проблем.

ТЬЮТОРСТВО

Цель практики

Содействие развитию профессиональной компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими целями обновления дошкольного образования.

Ключевые эффекты

Педагоги понимают, что раньше ими управляли, но пришло время, когда они сами несут ответственность за повышение своего профессионального мастерства. Организация работы на материале реальной жизни педагога-тьютора, расширение его собственных возможностей, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху, принятие роли педагога с тьюторской компетенцией, педагога с тьюторской позицией,  задача которых не просто ввести в процесс новые  организационные формы, технологии и методы работы с педагогическими кадрами, но  и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы педагогу  становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность, а так же проявивших  желание поделиться находками и новшествами инновационной деятельности (опытом реализации практики современных образовательных технологий).

Риски реализации

Недостаточное владение технологией тьюторского сопровождения: отсутствие очных качественных курсов повышения квалификации; ограничены временные ресурсы при совмещении должностей: заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога и педагога, выполняющего функции тьютора; отсутствие информации об опыте тьюторских практик в дошкольном образовании; не все педагоги готовы определиться с запросом и определить образовательный маршрут.  

Технология реализации

Технологии:

  • Создание избыточной образовательной среды (выбор времени, места, материала, темпа деятельности, способов деятельности + фиксация проявлений активности, интереса инициативности)  
  • Навигация (определение маршрута движения, раскрутка ресурсов)
  • Масштабирование (развитие, продвижение, качественные изменения, обсуждение следующего шага)

Ресурсы: 

  • Антропологические (ориентация на свои собственные личные ресурсы: потребности, интересы и ценности, умения и качества, личный опыт, нахождение нового знания в себе самом) антропологический – опыт бытия человека
  • Культурно-предметные (консультации в области педагогики, психологии, методических подходов; тематические события и мероприятия годового плана и др.)
  • Социальные (образовательные возможности в условиях города, области, страны, интернет ресурсы: спецкурсы, семинары, вебинары, конференции и  т.д. – это расширение личной «образовательной географии»)

Ключевые формы реализации

Основные формы тьюторского сопровождения:

  • тренинги
  • индивидуальная тьюторская консультация (беседа)
  • тьюторский семинар
  • тьюторская проба (организации ситуации, где будет возможность попробовать себя, продемонстрировать свои умения, возможности).
  • образовательные события (направлены на развитие мотивации, активное проживание событий своего маршрута – творческие мероприятия, спортивные события, мероприятия годового плана – педсоветы, мастер-классы, конкурсы и др.)

Адресность практики

Педагоги ДОУ, имеющие различные профессиональные затруднения и дефициты

Формы и способы работы наставника с подопечными

Групповое тьюторство - активное групповое обучение, общение, направленное на развитие коммуникативных, рефлексивных умений. Целью может быть разнообразие процессов обучения педагогов, активизация их творческого потенциала, побуждение к применению своих умений на практике.

Используются интерактивные методы: деловые, ролевые игры, дискуссии, тренинги, метод «Мозгового штурма», моделирование ситуаций, приемы социоигровой технологии: игры разминки, выполнение заданий в компаниях, презентация продуктов; решение педагогических задач, заполнение синквейна, рефлексивные задания и др.

Педагоги, включаясь в разные виды деятельности, проживают образовательные события, проявляют себя, видят проблемы собственной практики, осознают необходимость изменения своей деятельности, с помощью анализа и рефлексии. А также чувствуют поддержку и становятся более успешными в публичных выступлениях, конкурсах.

Для организации ежедневной стабильной связи, организации общения, обмена информацией можно использовать как часть образовательной среды - современный ресурс виртуального кабинета в виде электронной почты, ресурсы методического кабинета, что обеспечивает открытость и информативность для каждого педагога.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ

по использованию существующего опыта наставничества с разными категориями педагогов в практике методической работы

Современные условия предъявляют к педагогу высокие требования: молодой педагог должен быть компетентен, информирован о последних достижениях науки, умел перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися требованиями и потребностями заказчиков образовательных услуг, постоянно совершенствовал педагогические технологии, используемые в учебном процессе. Только в этом случае педагогическая деятельность педагога может быть результативной, продуктивной, значимой, а образовательная деятельность – качественной. Большая роль в профессиональном становлении молодых специалистов отводится институту наставничества в ОУ. В Положении о наставничестве в образовательных учреждениях четко определены цель, задачи, порядок реализации общественно-профессионального института наставничества, права, обязанности наставников и молодых специалистов, обеспечение взаимодействия в данном направлении. Целью наставничества является оказание профессиональной поддержки и практической помощи молодым специалистам/ педагогическим работникам в профессиональном становлении, успешной и быстрой адаптации к профессиональной деятельности в условиях единого научно-методического пространства, максимально эффективного использования кадрового потенциала образовательных организаций».

Наставничество – разновидность индивидуальной работы с педагогическими работниками, имеющими трудовой стаж педагогической деятельности в образовательных организациях от 0 до 3-х лет или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы. Наставник – опытный педагогический работник, обладающий профессионализмом, показывающий стабильно высокие результаты работы, владеющий необходимыми профессионально значимыми качествами, готовый делиться своим профессиональным опытом. Молодой специалист – начинающий педагогический работник, имеющий высшее или среднее специальное педагогическое образование, владеющий профессионально-педагогическими компетенциями. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе «Я-концепции». Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

  2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных организаций, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Чтобы взаимодействие с молодым педагогом было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного педагога или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Планирование работы составляется по следующим направлениям:

- организационные вопросы;

- планирование и организация работы по предмету;

- планирование и организация методической работы;

- работа с документацией;

- работа по саморазвитию;

- контроль деятельности молодых педагогов.

Содержание деятельности:

1. Диагностика затруднений молодых педагогов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей.

 2. Планирование и анализ деятельности.

3. Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности.

4. Помощь молодым педагогам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, исследовательской деятельности воспитанников (смотры, конкурсы, аукционы знаний и др.).

6. Организация мониторинга эффективности деятельности молодых педагогов.

 7. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых педагогов.

8. Организация встреч с опытными педагогами, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности.

9. Проведение Декады молодого педагога с посещением открытых занятий.

Большую эффективность в сравнении с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением занятий) имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические, деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как воспитателя, защита творческих работ, передача педагогического опыта.

 Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего воспитателя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм. Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как проведение аукциона педагогических идей, которые за недостатком практического опыта представляют только теоретический материал. В процессе такого общения молодые педагоги отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных педагогов-наставников и молодых педагогов.

Работа с молодыми педагогами будет более эффективной, если администрация ДОУ и наставники подготовят им различные «памятки»:

- обязанности воспитателя

- организация работы с воспитанниками;

- анализ и самоанализ занятия;

- как правильно организовать работу с родителями;

- методические рекомендации по проведению родительского собрания, дополнительных мероприятий и др.

Еще одна из форм работы – создание портфолио молодого педагога, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия и т. д.

Все это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности. Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Кроме того, портфолио может быть использовано и как форма полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации на повышение квалификационного разряда. Создание такого документа позволяет избежать формализма в деятельности наставника, целенаправленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим воспитателем, адекватно оценивать результаты профессионального роста и позитивных изменений в его профессиональной деятельности. Портфолио может вести и сам молодой педагог, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте. В конце года педагог-наставник составляет карту успешности педагогической деятельности молодого педагога в рамках индивидуального образовательного маршрута для дальнейшей корректировки педагогической деятельности. Вся система методической работы в нашем учреждении с молодыми педагогами подчинена общей цели – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательной организации, в результате чего у молодого педагога будет сформирована готовность к активной творческой деятельности, самообразовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кустовом методическом объединении «Практика наставничества в ДОУ»

Традиционное наставничество рассматривалось как систематически индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельнос...

Презентация к выступлению "Практика наставничества в ДОУ"

Для применения в работе воспитателям...

"Практика наставничества в ДОУ»

Организационная модель наставничество в ДОО...

Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями

Использование  разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...

"эффективные практики наставничества"

Описание моделей, приёмов  организации эффективной практики наставничества в ДОУ....

КАК РАЗВИВАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ВАРИАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ.

Дошкольный возраст – это особенный период в жизни ребенка, когда происходят значительные изменения в его развитии, в том числе в развитии социальных навыков и индивидуальных способностей. Именно...

Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика. Наставничество как повышение качества образования.

Выступление на педагогическом совете«Педагогическое наставничество – перспективное направление образовательного процесса»...