Бизиборды как средство создания образовательной среды в ДОУ, направленное на интересы и возможности ребенка дошкольного возраста
проект

Агаева Алена Викторовна
  1. Бизиборды как средство создания образовательной среды в ДОУ, направленное на интересы и возможности ребенка дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                                «Детский сад №322 «Морозко»_______________

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

Бизиборды как средство создания образовательной среды в ДОУ, направленное на интересы и возможности ребенка дошкольного возраста

  1. МАДОУ № 322 «Морозко»
  2. Тема образовательного проекта: Бизиборды как средство создания образовательной среды в ДОУ, направленное на интересы и возможности ребенка дошкольного возраста

3. Целевая группа: так как проект является общим для всего детского сада, основные результаты инновационной деятельности рассчитаны на следующие целевые группы:

- руководитель проектом (старший воспитатель);

- воспитатели, педагоги, родители;

- воспитанники.

   Охват детей - 50 - 70% от общего числа учащихся (200).

  1. Концептуальное/модельное представление преобразуемой области.
  1. Описание пространства, где будет организована образовательная деятельность.

   Дошкольный возраст — это время активного познания окружающего мира. Детство – незабываемая и интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов и экспериментов. На сегодняшний день развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте у детей активно проявляется любознательность.

     В ДОУ воспитанники находятся большую часть своего времени, именно поэтому важно, какое пространство их окружает. Необходимость создать такое место, которое станет прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; будет способствовать воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности.

    В наше время идея Монтесорри очень актуальна, так как в соответствии с ФГОС обучение детей должно осуществляться через игровую деятельность. С помощью современных бизибордов можно решать несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.

4.2. Описание образовательной деятельности обучающихся в организуемом пространстве.

   Организуя предметно-пространственную среду в ДОУ, мы стремились найти что-то новое и нетрадиционное.  Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников нам показалась идея создания бизиборда. Все бизиборды мы разместили в группах и в коридорах ДОУ, поэтому каждый ребенок из любой группы проходя по холлам ДОУ может поиграть с любым бизибордом, там расположенным.  

Начиная работу по использованию бизиборда мы учитывали требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в программе, а именно таким с компонентам как:

- содержательно-насыщенный, развивающий

- доступный

-безопасный и здоровьесберегающий

- многофункциональный

- мобильный

-эстетически-привлекательный

Поэтому, продумывая дизайн развивающей доски, мы стремились к тому, чтобы каждый элемент был функционален, полезен и интересен детям, объединили их в единый сюжет с помощью ярких картинок, наклеек.

    Все бизиборды продумывались по тематикам и оформлению. Продумывая дизайн бизибордов, мы стремились к тому, чтобы каждый элемент был функционален, полезен и интересен детям. В них нет не одной ненужной детали, каждая мелочь может заинтересовать ребенка и главное - способствовать его развитию.

   Дидактические пособия поделены на две группы: одни мобильны и их можно передвигать, другие стационарны и висят на стенах в холлах ДОУ.

 

4.3. Планируемые ключевые/приоритетные образовательные результаты. Бизиборд позволяет ребенку безопасно удовлетворить познавательный интерес и попутно развить полезные навыки. «Умная» доска развивает:

  • Мелкую моторику и речь. Известно, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Чем больше ребенок совершает точных скоординированных движений кистями и пальцами рук, тем активнее развиваются мозговые центры, отвечающие за формирование речи. Бизиборд в этом плане одна из самых полезных игрушек. На нем содержится множество деталей, задействующих мелкую моторику.
  • Познавательный интерес. Игрушка стимулирует интерес дошкольника, побуждает к активному действию, что важно для развития.
  • Логику. Каждый элемент в той или иной степени способствует развитию логического мышления. Особенно лабиринты, шестеренки, различные окошки с картинками.
  • Способность к концентрации. Нашим детям со статусом ОВЗ сложно доводить до конца начатое и вообще долго усидеть на одном месте. Чтобы полностью исследовать развивающую доску, нужно достаточно времени, а значит терпения и сосредоточения. Бизиборд надолго занимает непоседу – ведь на нем так много интересных подвижных деталей, которые нужно непременно потрогать и изучить!
  • Координацию. Чтобы открыть некоторые засовы и крючки, нужно выполнять согласованные четкие движения, что благоприятно сказывается на координации.

    Бизиборд помогает воспитывать в детях такие важные качества, как целеустремленность, любознательность и самостоятельность. С помощью него мы даем возможность ребенку на практике в игровой форме самостоятельно совершать открытия, моделировать игровое пространство, формировать у ребенка готовность к обучению, развивать воображение и фантазию, обучаем ребенка творчески подходить к процессу игры.

  1.  Описание деятельности педагогических кадров в организуемом пространстве.

     Бизиборды имеют логическое последовательное построение, ведущее ребенка по пути поэтапного освоение материала. Может использоваться в качестве дополнительного материала в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей.

   Во время игры с многофункциональным пособием дошколятам легче усвоить новые знания, закрепить полученные в интересной и непринужденной форме. У детей активизируются различные анализаторы (кожно-кинестетический, речевой, слуховой, зрительный), повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление.

   Использование Бизиборда позволяет эффективно решать образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи, разнообразить виды деятельности на занятиях, стимулировать работоспособность, поддерживать интерес и внимание детей в течение всей организованной деятельности.

   Самый важный аспект, что когда ребенок идет по коридорам ДОУ с родителем, то и родитель включается в этот образовательный процесс непроизвольно, будет это изучение или повторение чисел, букв, или закрепление определенной темы по окружающему миру. Наши бизиборды расположены так, чтобы ребенок с педагогом или родителем мог подойти и проработать ту область, которая ему на данный момент интересна.

     Данное пособие можно использовать в индивидуальной работе, подгрупповой, а еще и в самостоятельных играх. Поразмыслив, решили придумать к этому пособию мини-задания, чтобы дети не только ради развлечения им играли, а чтобы он нес еще и развивающую функцию. Незаметно и ненавязчиво для ребенка можно предложить следующие задания: д/и «Расставь цифры по порядку», «Найди нужную фигуру», «Посчитай машины» и др.

   При разработке заданий педагогами учитываются возрастные особенности детей. Педагоги средних, старших и подготовительных групп привлекали к разработки бизибордов детей и родителей. Детские идеи учитывались при составлении дидактического пособия.

  1. Цель и задачи образовательного проекта.

    Цель проекта: создание образовательной среды в ДОУ, направленную на интересы и возможности ребенка, посредствам изготовления дидактического пособия «Бизиборд»

5.2. Критерии достижения цели образовательного проекта: процент включенности детей в деятельность. Метод наблюдения

5.3. Образовательные задачи:

  • способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных           способностей детей
  • развитие мелкой моторики;
  •  тренировка памяти и логики;
  • формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;
  •  изучение цветов и оттеночной палитры в целом;
  •  развитие самостоятельности;
  • стимулирование познавательной активности;
  • развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;
  • углубление фантазии и образного мышления.
  • совершенствовать действия детей с предметами на основе тактильного и зрительного восприятия;
  • формировать навыки экспериментирования, решать простые задачи,

Развивающие задачи:

  • укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
  • создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время игровой деятельности;
  • развивать у детей мыслительные операции: понимать и устанавливать логические связи, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
  • способствовать формированию внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений;
  • создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;  

 Воспитательные задачи:

  • воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции
  • поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь;
  • способствовать применению знаний на практике;
  •  создать благоприятную атмосферу в процессе деятельности.
  • создать условия для положительного эмоционального настроя.

   

  1. Обоснование проекта.

6.1. Внешние требования, обуславливающие необходимость изменений в преобразуемой области.

 Пространство ДОУ – образовательная среда, где дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации.

6.2. Проблема/проблемная ситуация в деятельности образовательной организации, на решение которой направлен проект. Стремительный прогресс, увеличение количества развлекательного контента для детей привели к тому, что современный малыш уже не так активно занимается познанием мира. До появления детских ТВ-каналов и гаджетов ребенок исследовал окружающую среду всевозможными способами – хватал, бросал предметы, испытывал их прочность, размер, форму, пробовал использовать разными методами. Сегодня дети с самого раннего возраста могут подолгу смотреть мультфильмы, играть в игры на планшете – такой вид занятий уменьшает двигательную активность и взаимодействие с окружающим миром.

   В связи с этим появилось очень много детей с задержкой речевого и когнитивного развития. Чтобы уменьшить негативное влияние прогресса, психологи-педагоги рекомендуют свести к минимуму просмотр мультфильмов и создать для малыша развивающую среду, в которой будут присутствовать игрушки, способствующие сенсорному взаимодействию с миром. Бизиборд очень помогает в создании такой среды, ведь он во многом увлекательнее привычных игрушек и направлен на активное когнитивное развитие.

6.3. Причины, обуславливающие проблему/проблемную ситуацию: целью современного дошкольного образования является развитие ребенка, раскрытия его творческого потенциала. В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не столько владение знаниями, сколько умение оперировать этими знаниями и находить новые знания самому. Традиционный – информационный – метод обучения, который ещё преобладает в нашей образовательной системе, не способствует в достаточной мере развитию познавательных процессов и способностей.

Одна из центральных проблем – проблема формирования познавательных потребностей, потребностей в новых знаниях, в новых способах умственной деятельности у детей дошкольного возраста. Решение этой проблемы возможно теоретически и практически через создание и применение таких методов воспитания и обучения, которые направлены на развитие самостоятельной деятельности детей, на их собственную сознательную работу и активность.

  1. Этапы и мероприятия по достижению цели с указанием ответственных лиц и сроков проведени

 Работа по изготовлению дидактического пособия состоит из трех этапов:

  • Подготовительный (Ознакомление с проектом родителей. Анкетирование родителей. Совместная деятельность по подбору материалов для изготовления Бизибордов. Подбор литературы в библиотеку для родителей «Играют дети», «Играем вместе с детьми». Подбор и изучение педагогической литературы по данной теме. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта. Планирование мероприятий по реализации проекта.)
  • Практический (создание бизиборда, создание картотек игр для бизибордов, демонстрации обучающих видеороликов с использованием Бизиборда для родителей, организация образовательного пространства с использованием Бизиборда; организация образовательной и игровой деятельности с применением Бизиборда, показ открытого мероприятия с использованием Бизиборд);
  • Заключительный (Обобщение и анализ проделанной работы, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми, презентация опыта работы по проекту, создание видеоролика на тему «Бизиборд и дошкольник»).

   На первом этапе изучаются различные материалы и методическая литература по данной теме. Происходит выбор дизайна, разработка эскизов, подбор материала, игр, заданий.

   На втором этапе идет само изготовление бизиборда. Его можно выполнить совместно с детьми или на мастер-классе с родителями.

  1. Ресурсы (кадровые, материально-технические, организационно-административные):
  • Кадровые (творческая группа воспитателей, узкие специалисты, родители)
  • Материально-технические (шестеренки; дверцы на крючке и на засове; дверца с ручкой; лабиринт «Шляпки»; подвижные дощечки с изображением зверят и геометрических фигур; кармашек на кнопке; лабиринт-змейку; часики; цепочки; система шестеренок и катушек с нитями)
  • Организационно-административные (старший воспитатель)
  1. Бюджет проекта (источники, характер и размер финансово-экономического обеспечения). Осуществляется в пределах бюджетного финансирования.
  2. Ожидаемый результат реализации проекта.

В аспекте формирования образовательных результатов: пространство ДОУ - образовательная среда, где дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации.

В аспекте улучшения условий образовательной деятельности: повышение показателей удовлетворенности качеством со стороны воспитанников и родителей в части развития инфраструктуры ДОУ

В аспекте эффективности деятельности педагогических и управленческих кадров: использование творческого потенциала педагогических работников.

В аспекте инфраструктурного переустройства: бизиборды расположены в холле ДОУ и в группах.

Создана комфортная для педагогов и родителей развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая развитие и саморазвитие различных направлений у детей. Сформированы такие компетенций детей, как: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность. Развита педагогическая компетентность родителей в области игрового общения взрослых и детей.

11. Перспектива применения, возможное развитие: перспектива применения новых инфраструктурных пространств не ограничивается лишь территорией ДОУ, возможно изготовление бизибордов в домашних условиях (дети + родители), а также изготовление бизибордов, для использования на уличных площадках ДОУ.

Список участников творческой группы:

Агаева Алена Викторовна – старший воспитатель

Полякова Олеся Анатольевна – заместитель заведующего по ВМР

Герасимовмкая Элла Сергеевна – воспитатель

Куза Татьяна Валериевна – воспитатель

Смирнова Ольга Алексеевна - воспитатель



   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Богатство Югры» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:  познакомить детей со свойствами нефтиЗадачи:v совершенствовать знания детей о полезных ископаемых Югры;v закреплять знания детей пользе и вреде нефти;v воспитывать любовь к родному краю;v ...

Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей  развитию познавательно  - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»«Для ...

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете педагога-психолога, как фактор развития ребенка дошкольного возраста»

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете педагога-психолога, как фактор развития ребенка дошкольного возраста»...

План по самообразованию "Лего- конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка"

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Л...