Бизиборды как средство создания образовательной среды в ДОУ, направленное на интересы и возможности ребенка дошкольного возраста
проект
- Бизиборды как средство создания образовательной среды в ДОУ, направленное на интересы и возможности ребенка дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»_______________
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru
Бизиборды как средство создания образовательной среды в ДОУ, направленное на интересы и возможности ребенка дошкольного возраста
- МАДОУ № 322 «Морозко»
- Тема образовательного проекта: Бизиборды как средство создания образовательной среды в ДОУ, направленное на интересы и возможности ребенка дошкольного возраста
3. Целевая группа: так как проект является общим для всего детского сада, основные результаты инновационной деятельности рассчитаны на следующие целевые группы:
- руководитель проектом (старший воспитатель);
- воспитатели, педагоги, родители;
- воспитанники.
Охват детей - 50 - 70% от общего числа учащихся (200).
- Концептуальное/модельное представление преобразуемой области.
- Описание пространства, где будет организована образовательная деятельность.
Дошкольный возраст — это время активного познания окружающего мира. Детство – незабываемая и интересная пора. Пора поисков, исследований, вопросов и экспериментов. На сегодняшний день развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте у детей активно проявляется любознательность.
В ДОУ воспитанники находятся большую часть своего времени, именно поэтому важно, какое пространство их окружает. Необходимость создать такое место, которое станет прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; будет способствовать воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности.
В наше время идея Монтесорри очень актуальна, так как в соответствии с ФГОС обучение детей должно осуществляться через игровую деятельность. С помощью современных бизибордов можно решать несколько задач одновременно: воспитательную, игровую, обучающую и развивающую.
4.2. Описание образовательной деятельности обучающихся в организуемом пространстве.
Организуя предметно-пространственную среду в ДОУ, мы стремились найти что-то новое и нетрадиционное. Наиболее интересной из новых игровых технологий для дошкольников нам показалась идея создания бизиборда. Все бизиборды мы разместили в группах и в коридорах ДОУ, поэтому каждый ребенок из любой группы проходя по холлам ДОУ может поиграть с любым бизибордом, там расположенным.
Начиная работу по использованию бизиборда мы учитывали требования к организации предметно-развивающей среды, указанные в программе, а именно таким с компонентам как:
- содержательно-насыщенный, развивающий
- доступный
-безопасный и здоровьесберегающий
- многофункциональный
- мобильный
-эстетически-привлекательный
Поэтому, продумывая дизайн развивающей доски, мы стремились к тому, чтобы каждый элемент был функционален, полезен и интересен детям, объединили их в единый сюжет с помощью ярких картинок, наклеек.
Все бизиборды продумывались по тематикам и оформлению. Продумывая дизайн бизибордов, мы стремились к тому, чтобы каждый элемент был функционален, полезен и интересен детям. В них нет не одной ненужной детали, каждая мелочь может заинтересовать ребенка и главное - способствовать его развитию.
Дидактические пособия поделены на две группы: одни мобильны и их можно передвигать, другие стационарны и висят на стенах в холлах ДОУ.
4.3. Планируемые ключевые/приоритетные образовательные результаты. Бизиборд позволяет ребенку безопасно удовлетворить познавательный интерес и попутно развить полезные навыки. «Умная» доска развивает:
- Мелкую моторику и речь. Известно, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи. Чем больше ребенок совершает точных скоординированных движений кистями и пальцами рук, тем активнее развиваются мозговые центры, отвечающие за формирование речи. Бизиборд в этом плане одна из самых полезных игрушек. На нем содержится множество деталей, задействующих мелкую моторику.
- Познавательный интерес. Игрушка стимулирует интерес дошкольника, побуждает к активному действию, что важно для развития.
- Логику. Каждый элемент в той или иной степени способствует развитию логического мышления. Особенно лабиринты, шестеренки, различные окошки с картинками.
- Способность к концентрации. Нашим детям со статусом ОВЗ сложно доводить до конца начатое и вообще долго усидеть на одном месте. Чтобы полностью исследовать развивающую доску, нужно достаточно времени, а значит терпения и сосредоточения. Бизиборд надолго занимает непоседу – ведь на нем так много интересных подвижных деталей, которые нужно непременно потрогать и изучить!
- Координацию. Чтобы открыть некоторые засовы и крючки, нужно выполнять согласованные четкие движения, что благоприятно сказывается на координации.
Бизиборд помогает воспитывать в детях такие важные качества, как целеустремленность, любознательность и самостоятельность. С помощью него мы даем возможность ребенку на практике в игровой форме самостоятельно совершать открытия, моделировать игровое пространство, формировать у ребенка готовность к обучению, развивать воображение и фантазию, обучаем ребенка творчески подходить к процессу игры.
- Описание деятельности педагогических кадров в организуемом пространстве.
Бизиборды имеют логическое последовательное построение, ведущее ребенка по пути поэтапного освоение материала. Может использоваться в качестве дополнительного материала в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей.
Во время игры с многофункциональным пособием дошколятам легче усвоить новые знания, закрепить полученные в интересной и непринужденной форме. У детей активизируются различные анализаторы (кожно-кинестетический, речевой, слуховой, зрительный), повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление.
Использование Бизиборда позволяет эффективно решать образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи, разнообразить виды деятельности на занятиях, стимулировать работоспособность, поддерживать интерес и внимание детей в течение всей организованной деятельности.
Самый важный аспект, что когда ребенок идет по коридорам ДОУ с родителем, то и родитель включается в этот образовательный процесс непроизвольно, будет это изучение или повторение чисел, букв, или закрепление определенной темы по окружающему миру. Наши бизиборды расположены так, чтобы ребенок с педагогом или родителем мог подойти и проработать ту область, которая ему на данный момент интересна.
Данное пособие можно использовать в индивидуальной работе, подгрупповой, а еще и в самостоятельных играх. Поразмыслив, решили придумать к этому пособию мини-задания, чтобы дети не только ради развлечения им играли, а чтобы он нес еще и развивающую функцию. Незаметно и ненавязчиво для ребенка можно предложить следующие задания: д/и «Расставь цифры по порядку», «Найди нужную фигуру», «Посчитай машины» и др.
При разработке заданий педагогами учитываются возрастные особенности детей. Педагоги средних, старших и подготовительных групп привлекали к разработки бизибордов детей и родителей. Детские идеи учитывались при составлении дидактического пособия.
- Цель и задачи образовательного проекта.
Цель проекта: создание образовательной среды в ДОУ, направленную на интересы и возможности ребенка, посредствам изготовления дидактического пособия «Бизиборд»
5.2. Критерии достижения цели образовательного проекта: процент включенности детей в деятельность. Метод наблюдения
5.3. Образовательные задачи:
- способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей
- развитие мелкой моторики;
- тренировка памяти и логики;
- формирование понятия о причинно-следственной связи вещей;
- изучение цветов и оттеночной палитры в целом;
- развитие самостоятельности;
- стимулирование познавательной активности;
- развитие умения играть по предложенным правилам и с заданными условиями;
- углубление фантазии и образного мышления.
- совершенствовать действия детей с предметами на основе тактильного и зрительного восприятия;
- формировать навыки экспериментирования, решать простые задачи,
Развивающие задачи:
- укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;
- создать условия для поиска детьми возможных путей решения проблемной ситуации во время игровой деятельности;
- развивать у детей мыслительные операции: понимать и устанавливать логические связи, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия;
- способствовать формированию внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений;
- создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции
- поддерживать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь;
- способствовать применению знаний на практике;
- создать благоприятную атмосферу в процессе деятельности.
- создать условия для положительного эмоционального настроя.
- Обоснование проекта.
6.1. Внешние требования, обуславливающие необходимость изменений в преобразуемой области.
Пространство ДОУ – образовательная среда, где дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации.
6.2. Проблема/проблемная ситуация в деятельности образовательной организации, на решение которой направлен проект. Стремительный прогресс, увеличение количества развлекательного контента для детей привели к тому, что современный малыш уже не так активно занимается познанием мира. До появления детских ТВ-каналов и гаджетов ребенок исследовал окружающую среду всевозможными способами – хватал, бросал предметы, испытывал их прочность, размер, форму, пробовал использовать разными методами. Сегодня дети с самого раннего возраста могут подолгу смотреть мультфильмы, играть в игры на планшете – такой вид занятий уменьшает двигательную активность и взаимодействие с окружающим миром.
В связи с этим появилось очень много детей с задержкой речевого и когнитивного развития. Чтобы уменьшить негативное влияние прогресса, психологи-педагоги рекомендуют свести к минимуму просмотр мультфильмов и создать для малыша развивающую среду, в которой будут присутствовать игрушки, способствующие сенсорному взаимодействию с миром. Бизиборд очень помогает в создании такой среды, ведь он во многом увлекательнее привычных игрушек и направлен на активное когнитивное развитие.
6.3. Причины, обуславливающие проблему/проблемную ситуацию: целью современного дошкольного образования является развитие ребенка, раскрытия его творческого потенциала. В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не столько владение знаниями, сколько умение оперировать этими знаниями и находить новые знания самому. Традиционный – информационный – метод обучения, который ещё преобладает в нашей образовательной системе, не способствует в достаточной мере развитию познавательных процессов и способностей.
Одна из центральных проблем – проблема формирования познавательных потребностей, потребностей в новых знаниях, в новых способах умственной деятельности у детей дошкольного возраста. Решение этой проблемы возможно теоретически и практически через создание и применение таких методов воспитания и обучения, которые направлены на развитие самостоятельной деятельности детей, на их собственную сознательную работу и активность.
- Этапы и мероприятия по достижению цели с указанием ответственных лиц и сроков проведени
Работа по изготовлению дидактического пособия состоит из трех этапов:
- Подготовительный (Ознакомление с проектом родителей. Анкетирование родителей. Совместная деятельность по подбору материалов для изготовления Бизибордов. Подбор литературы в библиотеку для родителей «Играют дети», «Играем вместе с детьми». Подбор и изучение педагогической литературы по данной теме. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта. Планирование мероприятий по реализации проекта.)
- Практический (создание бизиборда, создание картотек игр для бизибордов, демонстрации обучающих видеороликов с использованием Бизиборда для родителей, организация образовательного пространства с использованием Бизиборда; организация образовательной и игровой деятельности с применением Бизиборда, показ открытого мероприятия с использованием Бизиборд);
- Заключительный (Обобщение и анализ проделанной работы, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми, презентация опыта работы по проекту, создание видеоролика на тему «Бизиборд и дошкольник»).
На первом этапе изучаются различные материалы и методическая литература по данной теме. Происходит выбор дизайна, разработка эскизов, подбор материала, игр, заданий.
На втором этапе идет само изготовление бизиборда. Его можно выполнить совместно с детьми или на мастер-классе с родителями.
- Ресурсы (кадровые, материально-технические, организационно-административные):
- Кадровые (творческая группа воспитателей, узкие специалисты, родители)
- Материально-технические (шестеренки; дверцы на крючке и на засове; дверца с ручкой; лабиринт «Шляпки»; подвижные дощечки с изображением зверят и геометрических фигур; кармашек на кнопке; лабиринт-змейку; часики; цепочки; система шестеренок и катушек с нитями)
- Организационно-административные (старший воспитатель)
- Бюджет проекта (источники, характер и размер финансово-экономического обеспечения). Осуществляется в пределах бюджетного финансирования.
- Ожидаемый результат реализации проекта.
В аспекте формирования образовательных результатов: пространство ДОУ - образовательная среда, где дети учатся самостоятельно решать различные задачи и проблемные ситуации.
В аспекте улучшения условий образовательной деятельности: повышение показателей удовлетворенности качеством со стороны воспитанников и родителей в части развития инфраструктуры ДОУ
В аспекте эффективности деятельности педагогических и управленческих кадров: использование творческого потенциала педагогических работников.
В аспекте инфраструктурного переустройства: бизиборды расположены в холле ДОУ и в группах.
Создана комфортная для педагогов и родителей развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая развитие и саморазвитие различных направлений у детей. Сформированы такие компетенций детей, как: самостоятельность, активность, целеустремленность, любознательность, коммуникативность. Развита педагогическая компетентность родителей в области игрового общения взрослых и детей.
11. Перспектива применения, возможное развитие: перспектива применения новых инфраструктурных пространств не ограничивается лишь территорией ДОУ, возможно изготовление бизибордов в домашних условиях (дети + родители), а также изготовление бизибордов, для использования на уличных площадках ДОУ.
Список участников творческой группы:
Агаева Алена Викторовна – старший воспитатель
Полякова Олеся Анатольевна – заместитель заведующего по ВМР
Герасимовмкая Элла Сергеевна – воспитатель
Куза Татьяна Валериевна – воспитатель
Смирнова Ольга Алексеевна - воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной платной образовательной услуги художественно – эстетической направленности «Золотые ручки» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования...
«Индивидуализация образовательной среды в рамках экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.»
Статья в Журнале "Столичное образование" №№ 29 декабрь 2013год . г. Петрозаводск...
Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Богатство Югры» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить детей со свойствами нефтиЗадачи:v совершенствовать знания детей о полезных ископаемых Югры;v закреплять знания детей пользе и вреде нефти;v воспитывать любовь к родному краю;v ...
Формирование представлений о Космосе, как способ создания целостной картины мира и развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы...
Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»«Для ...
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете педагога-психолога, как фактор развития ребенка дошкольного возраста»
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете педагога-психолога, как фактор развития ребенка дошкольного возраста»...
План по самообразованию "Лего- конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка"
Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Л...