План по самообразованию "Лего- конструирование как средство создания образовательной среды, ориентированной на интересы ребенка"
методическая разработка (средняя группа)
Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobr_-_21-22.docx | 26.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА
ПЛАН по самообразованию
на 2021-2022 уч. г.
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА
Подготовила: воспитатель
первой квалификационной категории
Сулимина О. В.
2021
Актуальность темы
ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО» в переводе с латыни два значения: «я учусь» и «я складываю». LEGO– одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно – игровую среду обучения и развития ребенка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур (с 3 до 5 лет), ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.
Цели обучения Лего-конструированию в детском саду
Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.
Лего -технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:
- Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
- Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
- Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
- Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.
Задачи:
Младший возраст (3-4):
- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем;
- способствовать развитию творческой активности ребёнка;
- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире;
- создать условия для развития навыков коллективного творчества.
Средний дошкольный возраст (4–5 лет):
- формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
- обучать конструированию с использованием Лего-карточек;
- запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей;
- формировать умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
Общие задачи:
- создать условия для овладения основами конструирования;
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
- показать родителям различные способы применения конструктора по развивающему обучению детей;
- создать копилку Лего- карточек, д/игр (создание новых игр по теме при участии родителей).
Ожидаемые результаты
- формирование знаний о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
- развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию;
- выработано умение воспроизведения конструкций, используя схемы-развертки, карточки;
- повышение уровня воображения детей;
- создание копилки Лего-карточек, д/игр.
Базовые идеи Лего-технологии:
- от простого к сложному;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
- созидательность и результативность;
- развитие творческих способностей;
- комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.
Способы обучения дошкольников конструированию:
- по образцу;
- по модели;
- по условиям;
- по карточкам-схемам;
- по свободному замыслу;
- тематическое конструирование.
Годовое планирование занятий
по конструированию в младшей- средней группе
Месяц | Название занятия | Программное содержание |
Сентябрь | Диагностика | 3- знания усвоены 2- знания не конкретные, путается, ошибается
|
Октябрь
| 1 «Заборчики» | I. Конструирование по образцу и преобразование его по условиям. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и правильном назывании основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления о деталях конструктора; учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения. |
2 «Ворота и забор» | Учить строить ворота для заборчика; аккуратно и крепко скреплять детали лего- конструктора; упражнять детей в сооружении построек по образцу и преобразовании их по заданным условиям; в различении и правильном назывании основных цветов, геометрических форм и знакомых деталей конструктора; уточнить представления детей об относительной величине предметов на примере ворот (ниже – выше, уже - шире); отрабатывать навык точного соединения строительных деталей, ставя их друг на друга и приставляя друг к другу; учить детей анализировать постройки; закреплять умение замыкать пространство, придавая ему определённую форму. | |
Ноябрь
| 3 «Мебель для кукол» | Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части; продолжать знакомить детей с понятием конструирование; учить анализировать образец; учить детей работать с конструктором; конструировать различные предметы мебели; объединять свои постройки единым сюжетом; учить создавать постройку, соотнося её размеры с величиной игрушки; побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек; формировать представление о геометрических фигурах, развивать пространственное мышление. |
4 «Домик» | Учить строить большой дом для фермера; развивать фантазию ,творчество; учить доводить начатое дело до конца; сформировать обобщенное представление о домах, что они бывают разные (одно- и многоэтажные); вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке; упражнять детей в огораживании небольших пространств кубиками, кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; упражнять в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); упражнять в преобразовании построек в длину и ширину; развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; воспитывать усидчивость и аккуратность во время работы, взаимопонимание и взаимовыручку. | |
Декабрь
| 5 «Гараж для машин» | учить детей готовить основу для перекрытия, ориентироваться на плоскости; сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек; упражнять в сравнении предметов по длине, высоте, ширине; учить детей работать совместно, согласовывая план работы. |
6 «Многоэтажный дом» | формировать обобщенные знания о зданиях; установить зависимость: чем больше этажей, тем выше дом; учить строить по чертежу, самостоятельно подбирать строительный материал; способствовать развитию поисковой деятельности, побуждать детей искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая подходящими деталями); упражнять в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в практическом усвоении соотнесения построек по величине (высоте, длине, ширине). | |
Январь | 7 «Грузовик» | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета;продолжать учить исследовать образец, выделять части, определять их пространственное расположение (за, перед, сверху, на и т.п.), развивать способность к целостному восприятию объекта; познакомить с новой деталью – цилиндром, дать представления о его свойствах (в сравнении с бруском); побуждать к преобразованию конструкции, внося в неё дополнительные детали. |
8 «Поезд» | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда; развивать фантазию, воображение;уточнить представления детей о деталях конструктора и их свойствах; упражнять в конструировании, анализе образцов, в преобразовании конструкции по заданным условия; продолжать формировать умение соотносить элементы графической модели с частями конструкции, развивать умение отражать свои наблюдения и знания о предметах в постройках. | |
Февраль | 9 «Корабли и катера» | Дать обобщенное представление о кораблях; учить способам конструирования; учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек; продолжать знакомить детей с деталями конструктора, упражнять в замене одних деталей другими; учить детей обсуждать, анализировать конструкции, планировать свою постройку со своим напарником; побуждать к самостоятельному нахождению отдельных способов решения поставленной задачи, связанной с преобразованием постройки. |
10 «Улицы нашего города» | II. Конструировании по условиям. Продолжать знакомить со светофором; учить правила дорожного движения; строить проезжую часть и надземный переход ;активизировать знания детей, умение творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки; учить размещать свои постройки на определенном участке; воспитывать умение трудиться в коллективе. | |
Март | 11 «Мост для пешеходов» | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга; дать представление о мостах, их назначении, познакомить с разными видами мостов (пешеходный, транспортный), с элементами их конструкций (спуски, ступени, опоры, перекрытия); учить детей строить мосты несложной конструкции; развивать умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой, упражнять в сравнении предметов по величине (длинный - короткий); стимулировать творчество и самостоятельность детей, способствовать их речевому и игровому общению. |
12 «Мосты для транспорта» | закрепить представление о различных видах мостов, их назначении, строении; продолжать знакомить с элементами их конструкций (спуски, опоры, перекрытия); упражнять в строительстве мостов; развивать умение создавать конструкции по заданным условиям; развивать умение анализировать образцы построек, иллюстрации; упражнять в сравнении предметов по величине (широкий – узкий); развивать умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. | |
Апрель | 13 | III. Конструирование по замыслу. закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности; научить детей заранее обдумывать тему будущей постройки (создавать замысел) и реализовывать её, добиваясь поставленной цели. Обучать сравнивать полученную постройку с задуманной. |
| 14 | закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности; научить детей заранее обдумывать тему будущей постройки (создавать замысел) и реализовывать её, добиваясь поставленной цели. Обучать сравнивать полученную постройку с задуманной. |
Май | Диагностика |
Диагностика
Уровень усвоения знаний детьми можно определить, воспользовавшись разработанными критериями оценки овладения детьми лего-конструирования и развития их творчества.
Анализ производится два раза в год в начале учебного года и в конце по трём критериям:
● Знания усвоены
● Знания не конкретные, путается, ошибается
● Знания не усвоены
А также проводится оценка деятельности ребёнка.
- узнавать детали конструктора ЛЕГО, изображенных с 3-х разных позиций (прямо, сверху, сбоку),
- узнавать и правильно воспроизводить конструкции, используя схемы-развертки,
- создавать графические модели конструкций на основе анализа конкретного образца,
- повысился уровень развития воображения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание образовательной среды для развития познавательных интересов ребёнка. Ляпина Ирина Анатольевна, руководитель
Современный ребёнок не самостоятелен. А стремительно меняющийся мир требует от него стать творчески мыслящим, компетентным, умеющим действовать в конкретной ситуации. Безусловно, помощь взрослого ребё...
Рекомендации для педагогов "Создание образовательной среды группы на основе интересов детей"
Совсем недавно на утреннем сборе наши воспитанники заинтересовались темой динозавров. У детей возникло много вопросов: «Где жили динозавры?», «Какие существовали разновидности диноза...
Выступление на педагогических чтениях Сопровождение ребенка с ОВЗ родителем как эффективная практика создания образовательной среды в условиях ДОУ
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования д...
Создание образовательной среды группы на основе интересов детей (Мир динозавров)
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме организации развивающей предметно-пространственной среде, в стандарте даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены общие зак...
Бизиборды как средство создания образовательной среды в ДОУ, направленное на интересы и возможности ребенка дошкольного возраста
Бизиборды как средство создания образовательной среды в ДОУ, направленное на интересы и возможности ребенка дошкольного возраста...
Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
Среда для ребенка является развивающей, если она стимулирует его познавательную активность, сохраняя и укрепляя при этом не только физическое, но и психическое здоровье.Домашние условия могут, к...