«Индивидуализация образовательной среды в рамках экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Статья в Журнале "Столичное образование" №№ 29 декабрь 2013год . г. Петрозаводск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_individualizatsiya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных учебных действий посредством экспериментально – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Воронцова Виктория Владимировна
Воспитатель первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад №62»
На сегодняшний день основным механизмом развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения. Под индивидуализацией понимается процесс раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество. И здесь неотъемлемой частью такого обучения и воспитания выступает экспериментально – исследовательская деятельность. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников.
Экспериментально – исследовательская деятельность способствует формированию познавательных учебных действий.
Исследовательская деятельность, помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства.
Основная цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Работая над этой темой, были определены задачи:
Познавательные
- расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
- формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие:
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Стимулировать желание детей экспериментировать.
- Формировать коммуникативные навыки.
В целях более эффективной организации экспериментально – исследовательской деятельности работа велась по трём направлениям
работа с детьми;
работа с родителями;
насыщение образовательной среды для экспериментально – исследовательской деятельности.
На первоначальном этапе экспериментально - исследовательской деятельности, мною было разработано перспективное планирование рассчитанное на два года. В прошлом году мы экспериментировали с объектами и явлениями живой и не живой природы, в подготовительной группе, мы изучаем физические свойства предметов окружающего мира (светообразование, магнетизм, электричество, звук, минералы и горные породы).
В ходе экспериментально – исследовательской деятельности мои воспитанники научились выстраивать структуру эксперимента: устанавливать цель эксперимента, подбирать материалы, обсуждать процесс, подводить итоги. По результатам эксперимента оформляются мультимедийные презентации проведения экспериментов.
Для успешной реализации программы в старшей группе был создан уголок экспериментирования. В подготовительной группе уголок был модернизирован - создан «Комод экспериментов», отвечающий всем современным требованиям к организации предметно-развивающей среды ДОУ. Комод способствует развитию у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время наш комод – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа здесь предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
В зоне экспериментирования мы выделили:
1) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
2) место для проведения опытов
3) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)
4) Место для рисования манкой на стекле.
С родителями были проведены консультации: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Детское экспериментирование».
Дети и родители в домашних условиях на выбор проводили эксперимент и в дальнейшем презентовали свои результаты.
Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, обеспечивая каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе.
Присматриваясь к каждому дошкольнику, пытаясь понять его, общаясь с ним, педагог способствует созданию «культурного поля» в самой его личности. В этом «поле» больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия индивидуальности. Внимательное и доброжелательное отношение к ребенку успешно формирует у него чувство доверия к миру взрослых.
В результате экспериментально – исследовательской деятельность дошкольник приобретает способность самостоятельно выдвигать гипотезы, у него развивается логика, способность определять свою позицию, понимание того, что на сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у него развивается подлинная активность и самостоятельность. Активное применение экспериментально – исследовательской деятельности дает возможность дошкольнику осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивать его компетентность.
Библиография.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
Издательство: Учитель, 2011 - Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт.
Москва, ОБРУЧ, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий творческой гостиной «Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Программой»
Сценарий творческой гостиной "Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствиис Программой" п...
«Организация экспериментально - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведени...
ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Введение.Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, значит...
Проект экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Отправляемся в страну Эксперименталию»
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейших проблем современности.Детское экспер...
Презентация «Экспериментально – исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка....
Конспект развлечения по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Песочные фантазии".
Игры с песком доставляют удовольствие и детям и взрослым. Но это не только развлечение. Занятия с песком очень полезны для здоровья. Это благотворно влияет на психику, успок...
Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Познавайки"
Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. ...