Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка по теме
Методическая рекомендация «Организация образовательной среды в ДОУ способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»
С.Л. Рубинштейн
I Пояснительная записка
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: сажает зернышко и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Педагоги и психологи утверждают, что на полноценное развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание. Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, временем первоначального формирования качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Вопрос организации образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [24], развивающая предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. А создание образовательной среды соответствующей требованиям ФГОС ДО является ключевой задачей дошкольных организаций. Образовательная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Образовательная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена образовательная среда организация его жизни.
Актуальность методической разработки заключается в том, что ее содержание отвечает требованиям Государственной программы «Развитие образования на 2013-2020 годы» и Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года. Руководствуясь требованиями законодательных документов, педагоги ДОУ создают оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, способствующей развитию у дошкольников познавательного интереса, активизации мышления, а также формированию научного мировоззрения, интенсификации двухстороннего взаимодействия в образовательном процессе, установлению эффективных партнерских взаимоотношений между детским садом, семьей и социумом.
Новизна методической разработки состоит во внедрении в работу ДОУ современной образовательной технологии - модели образовательной среды, ориентированной на творческий потенциал каждого ребенка.
Разработка модели качественно новой образовательной среды - основа методической разработки.
Новая образовательная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.
Созданная образовательная среда даёт возможность выявлять и актуализировать «дремлющие», трудно или редко проявляющиеся способности детей и развивать их.
Моделируемая образовательная среда, организуемая для детей, структурно может быть представлена в единстве трёх своих основных компонентов:
- Психологического (личностного).
- Дидактического (методического).
- Предметного (средств организации).
Психологический (личностный) компонент среды включает в себя: взаимоотношения между детьми и педагогом, между самими детьми.
Дидактический (методический) компонент среды включает: применяемый эффективный дидактический инструментарий, способствующий формированию исследовательской компетенции дошкольника.
Предметный компонент содержит в себе применяющееся для организации новой образовательной среды оборудование.
В формировании исследовательской компетенции дошкольников основополагающей является формула: «хочу-могу-есть-требуют», дополненная формулой «делаю-получаю».
Содержательное ядро составляют: мотивы выбора (что соотносится с компонентом «хочу»).
Поиск новых педагогических технологий, реализующих новую образовательную модель взаимодействия педагога и ребёнка, заставляет по новому посмотреть на функции образовательной среды в условиях ФГОС.
С этой целью разработана модель построения развивающего пространства ДОУ, территории, группы, способствующие формированию познавательно - исследовательской компетенции дошкольника.
Практическая значимость
Методической разработка рекомендована педагогам, семья воспитанникам, ставящим перед собой цель создание единой образовательной среды способствующей повышению уровня познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
Современные образовательные технологии, соответствующие целям и задачам методической разработки, создающие эффективную образовательную систему во взаимодействии всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, родители, педагоги ДОУ).
Индивидуальный подход к каждой семье на основе учета ее интереса взаимное доверие и взаимопомощь и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета воспитателя в семье, а авторитете родителей – в детском саду |
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями |
Здоровьесберегающие технологии
|
Технологии проектной деятельности
|
Личностно-ориентированные технологии
|
Информационно-коммуникационные технологии |
Технология исследовательской деятельности
|
Игровая технология
|
Технология мастерских
|
Использование представленных образовательных технологий познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста способствуют реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развитию личности дошкольника.
Краткая характеристика содержания методической разработки
Методическая разработка является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы воспитания и развития дошкольников МАДОУ «Колокольчик», адресована педагогическому коллективу МАДОУ «Колокольчик», родителям (законным представителям) независимо от возраста, социального статуса, национальной принадлежности и вероисповедания, воспитанникам ДОУ в возрасте от 2 до 7 лет. Методическая разработка рассчитана на 4 года обучения.
Реализация методической разработки предполагает тесный контакт с воспитателями дошкольного учреждения и родителями (законными представителями), социальными партнерами ДОУ.
Методическая разработка разработана в соответствии с основными нормативными документами:
· Федеральный закон от 29.12 2012 № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155;
· Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
· Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Федеральный институт развития образования 2014г.;
· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13») (с изм. и доп. от 27.08.2015г. №41).
В организованной образовательной среде ДОУ по познавательно – исследовательской деятельности разработанной по данной методической разработке принимают участие 400 детей и их семей, 3 ребенка-инвалида посещающих ДОУ, 5 детей – сирот, воспитывающихся в приемных семьях, 46 детей и их семей из комбинированных групп детского сада с проблемами зрения.
Для воспитанников (400 чел) и детей-инвалидов (12 чел.) в ДОУ организована познавательно-исследовательская деятельность.
Цели и задачи методической разработки
Цель методической разработки – создание условий для повышения уровня мотивации к познавательно – исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи методической разработки:
· Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
· Обеспечивать повышение уровня профессиональных компетенции педагогов, по вопросу построения развивающей предметно – пространственной среды способствующей развитию познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
· Создавать условия для организации познавательно – исследовательской деятельности дошкольников с использованием современных образовательных технологий дошкольников.
· Повышать степень «вовлеченности» родителей в воспитательно – образовательный процесс способствующий развитию познавательной активности дошкольного возраста.
· Стимулировать установление партнерских взаимоотношений с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
II Нормативно – правовые документы
При организации образовательной среды дошкольной образовательной организации по познавательно – исследовательской деятельности необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
· Конвенция о правах ребенка;
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155;
· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;
· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
· Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года;
· Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Федеральный институт развития образования 2014г.;
· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержании и организации региона работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13») ( с изм. и доп. от 27.08.2015г. №41);
· Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
· Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».
III Основная часть
3.1. Принципы построения образовательной среды (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому)
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.
Принцип активности, самостоятельности, творчество – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.
3.2. Организационно-методические принципы
Свободного выбора – выражается в свободе выбора ребенком деятельности, которую он будет осуществлять (что он будет делать), и условий её реализации: с кем, как, в какой зоне (центре, микроцентре) РППС, что будет использовать и др.
Сотрудничества – проявляется в стимулировании выбора ребенком партнера своей деятельности и сотрудничества как способа взаимодействия с ним, т.е. обеспечение возможности сотрудничать в системе «ребенок-ребенок», «взрослый-ребенок».
Стабильности – динамичности – предусматривает при наличии стабильных элементов среды возможность её изменения как взрослым, так и самими детьми (в соответствии с календарно-тематическим планом, образовательными задачами, временем года, возрастными особенностями, а также предпочтениями, настроением и изменяющимися возможностями детей и др.).
Максимальной активности детей – предусматривает возможность проявления максимальной активности детей, как в осуществлении самой деятельности, так и создании условий для её реализации (определить элементы среды, местоположение материалов, изменить внешний вид, оформление и пр.); отражает также положение взрослого «рядом», а не «над» ребенком как через предлагаемое содержание материалов и оборудование, так и через его размещение.
Статичности-подвижности – выражается в том, что с одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой - закладывается возможность изменять, вносить новое в соответствии со своими интересами, настроением.
Функциональности – означает, что в созданной среде находятся материалы, востребованные детьми с развивающей функцией.
Комплексирования и свободного (гибкого) зонирования – предполагает размещение материалов в определенных функциональных пространствах, позволяющих детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не препятствуя друг другу; предполагает возможность использования как стационарных мебельных модулей, представляющих зоны (центры), укомплектованные материалами, обеспечивающими реализацию детских видов деятельности (например, центр продуктивной деятельности), так и подвижных мебельных модулей, которые комплектуются ситуативно, под конкретный интегрированный вид деятельности (модуль интегрированной деятельности – МИД), тему (тематический модуль – ТМ).
Оптимального сочетания «свободного» и «регламентированного» пространства – предполагает наличие в группе «свободного» пространства, которое обуславливает возможность самоорганизации детей в пространстве группы для реализации самостоятельной деятельности в соответствии со своими замыслами и «регламентированного» пространства как специально созданного педагогом для решения психолого - педагогических задач.
3.3. Особенности организации образовательной среды по познавательно – исследовательской деятельности
Образовательная среда ДОУ - это система материальных объектов деятельности ребенка, обладающая признаками неисчерпаемости, информативности и удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Практика подсказывает: полностью заменять образовательную среду сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности. Все групповое пространство должно быть распределено на центры, которые доступны детям. Кроме «центров природы» в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах создаются «центры экспериментирования», для проведения элементарных опытов, экспериментов.
При организации в соответствии с ФГОС ДО в группах ДОУ «центров экспериментирования (исследования, проектирования)» и их наполнения учитываем принципы:
· соответствие содержания «центра детского экспериментирования» возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;
· наличие в «центре детского экспериментирования» лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;
· наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т.д.), а также дидактические игры и их картотеки;
· наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);
· наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);
· эстетическое оформление «центра детского экспериментирования» (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т.д.);
· доступность оборудования «центра детского экспериментирования» для свободного экспериментирования детей.
Образовательная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект. Ребенок познает окружающий мир через исследовательскую деятельность, и в этой деятельности он развивается как личность. «...Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать неудачи и достигать успеха, умение оценивать, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища — готовность прийти ему на помощь».
Детский сад должен предоставить ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармони с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось.
Важно, чтобы образовательная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_1.pdf | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
В сообщение делюсь опытом работы, как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"
Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
План – конспект непосредственно образовательной деятельностиС детьми старшей группы.Тема: «Как услышать воздух».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- творческ...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Проект разработан для старшей группы...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Методическая разработка "Использование сюжетов Г.Цыферова для организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Данный материал предназначен для организации познавательно -исследовательской деятельности детей всех возрастных групп. Благодаря сюжетам Г.Цыферова экспериментирование приобретает творческий ха...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...