Проект « Путешествие в мир головоломок» 8.02.2023
проект (средняя группа)

Фролова Наталия Викторовна

Цель проекта: создание условий для максимального развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Путешествие в  мир головоломок»

  Актуальность темы.

Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

      Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей средней группы не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начнут проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.

  Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы,   было принято решение организовать проект  « В мире головоломок»

 Цель проекта: создание условий для максимального развития логического мышления детей младшего дошкольного возраста

Задачи:

- формировать у дошкольников интерес к логическим играм;

- развивать мыслительную деятельность;

- мотивировать детей к использованию головоломок в повседневной жизни;

- пополнить уголок  « Мир головоломок» новыми экспонатами

Для реализации данного проекта предполагаются следующие этапы:

Этапы

Мероприятия

Сроки проведения

Подготовительный этап

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

-Подбор диагностик выявления уровня логического мышления

-Изучение опыта в сообществе  «Мир головоломок» смарт – тренинг для дошкольнтков по использованию головоломок в развитии логического мышления

  1. 2 неделя февраля

Основной этап

Организованная образовательная деятельность:

Познавательное развитие

«Волшебная страна головоломок»

«Игры-головоломки»»

«Веселые загадки»

- Продуктивный вид совместно с родителями изготовление головоломки «Танграм»

Совместная образовательная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов:

- Беседы с детьми

«Что такое головоломки и для чего они нужны»

-Дидактические игры:

«Составь фигуру»

«Лабиринт»

«Что лишнее»

«Веселый лабиринт»

-Рассматривание образцов выкладывания изображений из разных головоломок

-Игровая ситуация

«Спешим на помощь героям сказки»

Работа с родителями:

-Родительское собрание на тему «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

-Памятка для родителей «Развитие мышления у детей»

-Конкурс

«Придумай логическую задачку»

-Подборка логических упражнений для детей

февраль

март

апрель

Заключительный этап

Презентация проекта

май

Ожидаемый результат:

- Проявление у детей интереса и инициативы к решению логических игр

- Участие родителей в изготовлении головоломки «Танграм»

- Дети в ходе игр демонстрируют умения сравнивать, обобщать, систематизировать

Приложение 1

Методика «Изучение уровня овладения логическими операциями»

Цель: изучения уровня овладения логическими операциями.

Материал: подготовить восемь геометрических фигурок, различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, большие и маленькие, красные и синие).

Эксперимент проводят индивидуально с детьми пяти лет. Перед ребёнком в произвольной последовательности раскладывают ряд из восьми геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие это фигуры, и сказать, чем отличаются друг от друга эти фигурки квадратные и круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда любую фигуру и предлагают ребенку найти самую непохожую на эту. Если ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчеркивая слова, «самую непохожую». После того как малыш сделал выбор, указанную фигуру или фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой - образом и спрашивают, почему он думает, что эти фигурки самые непохожие. Если ребенок ошибается, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.

Обработка данных: выделяют три уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста логическими операциями.

Высокий уровень. Ребенок выбирает фигурку по трем параметрам либо при первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и четко объясняет свой выбор («Потому, что это квадрат, а это кружок, этот красный, а этот синий, этот большой, а этот маленький»).

Средний уровень. Ребёнок выполняет задания сам или с незначительной помощью взрослого, но затрудняется объяснить выбор фигурки.

Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием.

Методика «Нелепицы»

Цель: изучить представление детей об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между ними; определение умения детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Проведение исследования. Вначале ребенку показывают картинку. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи всё ли здесь находится на своём месте или неправильно нарисовано. Если что-нибудь покажется не на своем месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание: обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время выполнения три минуты.

Обработка данных:

Обработка данных:

Высокий уровень - ребенок назвал все нелепости и объяснил, как на самом деле должно быть.

Средний уровень - назвал все нелепицы, но объяснил только половину из них.

Низкий уровень ребенок назвал, все нелепицы, но не объяснил. Почему это неправильно.

Результаты:

   Я считаю, что организация педагогической работы по развитию логических приемов мышления дошкольников показала свою эффективность, поскольку широко использовались возможности игры в процессе обучения: ролевых, дидактических, игр-путешествий, игр-загадок, подвижных игры, настольных.

   Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер. Это помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми; процесс развития логических приемов мышления представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований: непосредственный контакт воспитателя с детьми (воспитатель в кругу детей); усвоение нового материала непроизвольно на игровой основе. Оперативная обратная связь, активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, обучение с использованием игровых приемов строилось в соответствии с общедидактическими принципами, а задания стимулировали умственную активность каждого ребёнка. В основу организации игр легли следующие организационные требования:

-дифференцированный подход в плане представления игрового материала - каждый из уровней имел свою степень сложности; комплексность и вариативность игровых заданий - один и тот же игровой материал предполагал несколько вариантов игр; «дозировки обучения»; «создания информативных образов» (представление информации в компактной, эстетически привлекательной и занимательной форме);

-«логической межпредметности»; дети были вовлечены в поисковую деятельность, что создавало условия для развития их познавательных интересов, формировало стремление к размышлению и поиску, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта; использовались разнообразные формы работы, учитывающие возрастные особенности старших дошкольников: «желание быть компетентным»; стремление старших дошкольников превратить любую игру в соревновательную, в этом возрасте соревнования приобретают, наряду с индивидуальным, коллективный характер;  

При разработке проекта были использованы данные:

http://www.disserstation.ru/DISS2005/8-1.htm

http://www.6yket.ru/pedagogika/arifmeticheskie_zadachi_kak_sredstvo.html

http://mirsovetov.ru/a/housing/family/logical-thinking-children.html

http://www.razvitierebenka.com.

http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac206.html

Используемая литература:

1.Л.Ф.Тихомирова «Логика дети 5-7 лет», . Ярославль., 2001

2.М.В.Кралина «Логика», Екатеринбург «У- Фактория», 1998

3.«Готов ли ваш ребенок к школе» - тесты, Москва, 2006

4.Е.А.Нефедова «Готовимся к школе», Москва «Аквариум»,1997

5.Журналы «Дошкольник», «Обруч»

6.«Логика» сборник практических материалов для ДОУ, Москва, 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование проектов в старшей группе на 2022-2023 г.

Календарно -тематическое планирование  (Старшая группа)...

Сценарий новогоднего праздника "Путешествие по сказкам" подготовительная группа 2023 год

Звучит фонограмма: «Новый год» дети из-за елки машут родителям.Дети: 1. Здравствуй, праздник новогодний!...

Спортивный досуг в младшей группе "Путешествие в зимний лес" (январь 2023 г.)

Добрый лес, старый лес!Полон сказочных чудес!Я иду гулять сейчасИ зову с собою вас!...

Образовательный проект"В стране головоломок "

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в этом возрасте необходимо развивать логическое мышление.Логическое мышление - ум...

Проект "Путешествие по сказкам Александра Сергеевича Пушкина" 2023 год

Современные дети очень много времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Следствием этого стало заметное снижение интереса к чтению у детей; резко сокращена доля чтения в структуре свободно...

Проект исследовательский «Путешествие Капельки» 2 младшая группа 2023 год

Ребята знакомяться со своством воды. проводят эксперименты....

Проект «В стране головоломок» для детей старшей логопедической группы

АктуальностьДошкольный возраст – важный период в жизни человека. В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в этом возрасте необходимо развивать логическое мышление.Логическое м...